ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 18-КА20-13
КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 13 мая 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сочи на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 июня 2019 г. по административному исковому заявлению Тозляна Г.К. и общества с ограниченной ответственностью «Металлист» к администрации города Сочи, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании отказа департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Тозляна Г.К. и общества с ограниченной ответственностью «Металлист» - Лакоя С.Ш., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Тозлян Г.К., общество с ограниченной ответственностью «Металлист» (далее
- 000 «Металлист») обратились в Адлерский районный суд г. Сочи с административным иском к администрации города Сочи, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю) об оспаривании отказа департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 14 января 2019 г. № 21.01-21/51452 в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности».
В обоснование заявленных требований указали, что они обратились в администрацию города Сочи с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 620 кв. м, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402049:593, принадлежащего им на праве общей долевой собственности, и земель неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала 23:49:0402049 площадью 245 кв. м по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, улица Урицкого, 13В. Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 14 января 2019 г. № 21.01-21/51452 в удовлетворении заявления было отказано.
Отказ мотивирован тем, что заявление о перераспределении земельного участка подано по основаниям, не предусмотренным пунктом 12 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Сочи от 24 сентября 2015 г. № 2753 (далее - Административный регламент). Административные истцы полагали данный отказ незаконным, нарушающим их права.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 22 марта 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 июня 2019 г. решение Адлерского районного суда города Сочи от 22 марта 2019 г. отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены: отказ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 14 января 2019 г. № 21.01-21/51452 признан незаконным; постановлено считать утвержденной схему расположения земельного участка с
кадастровым номером 23:49:0402049:593 в соответствии со сведениями об уточняемом земельном участке и его частях, общей площадью 620 кв. м, с видом разрешенного использования «для размещения рынка», категория земель «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, улица Урицкого, 13В; на Управление Росреестра по Краснодарскому краю возложена обязанность поставить на государственный кадастровый учет земельный участок 3 площадью 620 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, улица Урицкого, 13В, с видом разрешенного использования «земли населенных пунктов», образованный путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402049:593 (375 кв. м), принадлежащего на праве собственности Тозляну Г.К. и ООО «Металлист», и земель неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала 23:49:0402049 (245 кв. м), с видом разрешенного использования «для размещения рынка», категория земель «земли населенных пунктов», согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной ООО «Земельно-архитектурная мастерская», в соответствии с каталогом координат характерных точек в системе МСК-23; на администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи возложена обязанность заключить соглашение о перераспределении земельного участка общей площадью 620 кв. м, с видом разрешенного использования «для размещения рынка», категория земель «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, улица Урицкого, 13В, путем оформления соответствующего соглашения о продаже части земельного участка площадью 245 кв. м.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2019 г. отказано в передаче кассационной жалобы главы города Сочи для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, администрация г. Сочи, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права, просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 июня 2019 г. и оставить в силе решение Адлерского районного суда города Сочи от 22 марта 2019 г.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или
изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изучении доводов кассационной жалобы администрации города Сочи по материалам истребованного административного дела Судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, ФИО1 и ООО «Металлист» на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402049:593 площадью 375 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, в районе совхоза «Россия» по улице Урицкого, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения рынка.
Административными истцами изготовлена схема расположения земельного участка общей площадью 620 кв. м, образуемого путем перераспределения вышеуказанного земельного участка и земель неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала 23:49:0402049 площадью 245 кв. м по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, улица Урицкого, 13В.
Административные истцы 26 декабря 2018 г. обратились в администрацию города Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», а также заявление об утверждении схемы расположения образуемого земельного участка.
Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 14 января 2019 г. № 21.01- 21/51452 в предоставлении указанной муниципальной услуги было отказано.
Отказывая административным истцам в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о перераспределении земельных участков не соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 3928 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что доказательств разработки схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам не представлено, административные истцы обратились в
уполномоченный орган с заявлением о предоставлении муниципальной услуги для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, а также в целях уточнения границ земельного участка и приведения его конфигурации в соответствие с фактическим местоположением, то есть по основанию, предусмотренному пунктом 12 Административного регламента.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Случаи, в которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, перечислены в пункте 1 статьи 3928 ЗК РФ.
Основания для предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» указаны в пункте 12 Административного регламента и соответствуют пункту 1 статьи 3928 ЗК РФ.
В частности, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 3928 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 3929 ЗК РФ одним из оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является подача заявления о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39 8 данного кодекса.
Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39 ЗК РФ, но и наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 3928 названного кодекса.
Вместе с тем из материалов дела следует, что административные истцы
испрашивали земельный участок в порядке перераспределения в целях его использования как парковки возле рынка, а не для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Таким образом, у заявителей отсутствовало право на получение участка посредством процедуры перераспределения.
Указываемая судом апелляционной инстанции необходимость в уточнении границ земельного участка и приведении его конфигурации в соответствие с фактическим местоположением материалами дела не подтверждается.
Сведений о наличии либо отсутствии проекта межевания в отношении территории, к которой относится принадлежащий административным истцам земельный участок, в материалах дела не имеется.
В связи с допущенными судом апелляционной инстанции существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, он подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 жюня 2019 г. отменить, решение Адлерского районного суда города ^о^и от 22 марта 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи