ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 18-КАД20-17 от 14.10.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 18-КАД20-17-К4

КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 14 октября 2020 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Николаевой О.В. и Нефедова ОН.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение  Советского районного суда г. Краснодара от 15 апреля 2019 г.,  апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам  Краснодарского краевого суда от 1 октября 2019 г., кассационное  определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции  от 4 февраля 2020 г. по административному делу № 2а-4313/2019 по  исковому заявлению Кочконяна Сурена Самуиловича об оспаривании  действий. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Нефедова О.Н., объяснения представителя департамента имущественных  отношений Краснодарского края Сергиенко И.Г., поддержавшей доводы  кассационной жалобы, возражения представителя Кочконяна С.С. по  доверенности Афанасьева Г.А., Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Кочконян С.С. обратился в департамент имущественных отношений  Краснодарского края (далее также - Департамент) с заявлением о  предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного  участка с кадастровым номером <...>, расположенного по  адресу: <...>,  для ведения личного подсобного хозяйства. 


Письмом Департамента от 19 февраля 2019 г. № 52-5858/19-33-13  заявление возвращено, поскольку при его подаче не соблюдены требования  статей 39 и 39 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). 

Полагая, что данным письмом отказано в оказании государственной  услуги по предоставлению земельного участка в собственность за плату без  проведения торгов, Кочконян С.С. обратился в Советский районный суд  г. Краснодара с административным исковым заявлением о признании этого  отказа незаконным. 

Решением Советского районного суда г. Краснодара  от 15 апреля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным  определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского  краевого суда от 1 октября 2019 г., административное исковое заявление  удовлетворено: отказ Департамента от 19 февраля 2019 г. признан  незаконным и необоснованным; на административного ответчика возложены  обязанности: снять с государственного кадастрового учета земельный  участок общей площадью 1251 кв. м с кадастровым номером  <...>, расположенный по адресу: <...>; установить выкупную цену земельного  участка, на котором расположен принадлежащий Кочконяну С.С. жилой дом  по адресу: <...><...>; сформировать указанный земельный участок и передать его в  собственность Кочконяну С.С. путем заключения договора купли-продажи  без проведения торгов. 

Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей  юрисдикции от 4 февраля 2020 г. указанные судебные акты оставлены без  изменения. 

В кассационной жалобе департамент имущественных отношений  Краснодарского края ставит вопрос о ее передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации на предмет отмены состоявшихся  по делу судебных актов как принятых судом с нарушениями норм  материального и норм процессуального права. 

По результатам изучения доводов кассационной жалобы  20 июля 2020 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и  определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 25 сентября 2020 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы  извещены своевременно и в надлежащей форме. 

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ)  основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном  порядке являются существенные нарушения норм материального права или 


норм процессуального права, которые повлияли на исход административного  дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых  законом публичных интересов. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает, что судами нижестоящих инстанций при  рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения. 

Одним из принципов земельного законодательства является принцип  единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов,  согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты  следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев,  установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1  ЗК РФ). 

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 393 ЗК РФ без  проведения торгов осуществляется продажа земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности, на  которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий,  сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 3920  ЗКРФ. 

Пунктом 1 статьи 39 ЗК РФ установлено исключительное право на  приобретение земельных участков находящихся в государственной или  муниципальной собственности, в собственность или в аренду гражданами,  юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений,  расположенных на таких земельных участках. 

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов  установлен статьями 3914 и 3917 ЗК РФ. Предоставление земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности, без  проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием  предоставления земельного участка в случае если земельный участок  предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению  в соответствии со статьей 3915 ЗК РФ

В соответствии с пунктом 1 статьи 3914 ЗК РФ предоставление  земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, без проведения торгов предусматривает: подготовку схемы  расположения земельного участка в случае, если земельный участок  предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в  границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в  уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о  предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае,  если земельный участок предстоит образовать или границы земельного  участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом  «О государственной регистрации недвижимости»; принятие решения о  предварительном согласовании предоставления земельного участка в 


порядке, установленном статьей 3915 данного кодекса, в случае, если  земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка  подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом  «О государственной регистрации недвижимости»; обеспечение  заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения  кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с  проектом межевания территории, со схемой расположения земельного  участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых  работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если  принято решение о предварительном согласовании предоставления  земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета  земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с  уточнением границ земельного участка, а также государственной  регистрации права государственной или муниципальной собственности на  него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или  земельного участка, государственная собственность на которые не  разграничена; подачу в уполномоченный орган гражданином или  юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;  заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка,  договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие  уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в  собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование. 

Согласно пункту 3 статьи 3917 ЗК РФ в течение десяти дней со дня  поступления заявления о предоставлении земельного участка  уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не  соответствует положениям пункта 1 данной статьи, подано в иной  уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы,  предоставляемые в соответствии с пунктом 2 данной статьи. При этом  уполномоченным органом указываются причины возврата заявления о  предоставлении земельного участка. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 3917 ЗК РФ к заявлению о  предоставлении земельного участка прилагаются документы,  предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39 данного кодекса: 

документы, подтверждающие право заявителя на приобретение  земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем,  установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов,  которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке  межведомственного информационного взаимодействия (к таковым Перечнем  документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного  участка без проведения торгов, утвержденным приказом Министерства  экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 г. № 1,  отнесены: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя  на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание,  сооружение либо помещение не зарегистрировано в Едином государственном 


реестре недвижимости (далее - ЕГРН); документ, удостоверяющий  (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок,  если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при  наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя  (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений,  расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием  кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров  зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю); 

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в  случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления  земельного участка обращается представитель заявителя; 

заверенный перевод на русский язык документов о государственной  регистрации юридического лица в соответствии с законодательством  иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное  юридическое лицо; 

подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим  товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано  заявление о предварительном согласовании предоставления земельного  участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное  пользование такому товариществу. 

Как следует из материалов дела, Кочконян С.С. по договору купли- продажи от 21 января 2016 г. приобрел в собственность жилой дом  площадью 41 кв. м, расположенный по адресу: <...> (в настоящее время в связи с  изменением адреса - ул. <...>). Право собственности на дом  зарегистрировано в установленном законом порядке (запись о регистрации в  ЕГРН от 21 января 2016 г. № 23-23/050-23/022/002/2016-169/2). 

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером  <...> отнесен к категории земель - «земли населенных  пунктов», имеет вид разрешенного использования - «для  сельскохозяйственного использования»; сведения об объекте недвижимости  имеют статус «временный» со сроком действия  до 6 марта 2018 г.; описание местоположения границ земельного участка  отсутствует; данные о правообладателе не указаны. 

Указанный земельный участок образован из земельного участка с  кадастровым номером <...>, являющегося собственностью  Краснодарского края и предоставленного на праве постоянного  (бессрочного) пользования государственному унитарному  сельскохозяйственному предприятию «Россия». 

Кочконян С.С. при обращении в Департамент за предоставлением  земельного участка в собственность за плату без проведения торгов к  заявлению приложил свидетельство о государственной регистрации права и  договор купли-продажи жилого дома от 21 января 2016 г. 

При таких обстоятельствах, поскольку сведения об испрашиваемом  земельном участке носили временный характер, и правомочиями по его 


снятию с кадастрового учета административный истец не обладал, а в  соответствии с пунктом 2 статьи 1110 ЗК РФ подготовка схемы расположения  земельного участка обеспечивается исполнительным органом  государственной власти или органом местного самоуправления,  предусмотренными статьей 392 указанного кодекса, законные основания для  возвращения заявления Кочконяна С.С. без рассмотрения у Департамента  отсутствовали. 

В то же время при принятии судебных актов судами не учтено, что  заявление административного истца возвращено письмом и не являлось  отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка. 

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части  решения по административному делу об оспаривании решения, действия  (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость  принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного  действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных  нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в  целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов  административного истца либо препятствий к их осуществлению. 

Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов  законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы  нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов  разделения властей, самостоятельности органов законодательной,  исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов  государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей  юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).  Принимая решение о возложении обязанности принять решение по  конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно  быть принято компетентным органом при реализации его полномочий. 

Удовлетворяя требования административного истца о возложении на  департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности  установить выкупную цену земельного участка, на котором расположен  принадлежащий Кочконяну С.С. жилой дом, сформировать указанный  земельный участок и передать его в собственность Кочконяну С.С. путем  заключения договора купли-продажи без проведения торгов, суды  не приняли во внимание, что в случае нарушения права административного  истца подлежали восстановлению путем повторного рассмотрения  административным ответчиком заявления, которое ранее последним по  существу разрешено не было. 

В этой связи наличие оснований для предоставления испрашиваемого  земельного участка, не проверявшихся уполномоченным органом в связи с  возвращением заявления, не могло являться предметом оценки суда в рамках  настоящего дела. 

Тем самым судами нижестоящих инстанций допущено существенное  нарушение норм материального и процессуального права, повлиявшее на  исход административного дела, в связи с чем Судебная коллегия по 


административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает  необходимым обжалуемые судебные акты отменить и, не передавая  административное дело на новое рассмотрение, принять по делу новое  решение, которым признать возвращение департаментом имущественных  отношений Краснодарского края заявления Кочконяна С.С. незаконным и  обязать административного ответчика рассмотреть это заявление по  существу. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями  328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

решение Советского районного суда г. Краснодара от 15 апреля 2019 г.,  апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам  Краснодарского краевого суда от 1 октября 2019 г., кассационное  определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции  от 4 февраля 2020 г. отменить и принять по делу новое решение. 

Административное исковое заявление Кочконяна Сурена Самуиловича  удовлетворить частично. 

Признать решение от 19 февраля 2019 г. департамента имущественных  отношений Краснодарского края о возвращении заявления Кочконяна Сурена  Самуиловича незаконным. 

Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края  рассмотреть заявление Кочконяна Сурена Самуиловича по существу. 

Председательствующий