ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 18-КАД20-40-К4
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 10 февраля 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2020 г. и кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2020 г. по административному делу № 2а-8739/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании градостроительного плана земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ФИО1 обратился в Советский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее также - Департамент) об оспаривании градостроительного плана от 5 октября 2017 г. № КУ 23306000-00000000007929 земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г. <...> в части указания в чертеже на отсутствие места допустимого размещения объектов капитального строительства.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 25 сентября 2019 г. административные исковые требования Рубцова М.А. удовлетворены: в оспариваемой части градостроительный план земельного участка (далее- ГПЗУ) от 5 октября 2017 г. № КУ 23306000-00000000007929 признан недействительным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения, путем внесения изменения в градостроительный план земельного участка с указанием в чертеже места допустимого размещения объектов капительного строительства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2020 г., оставленным без изменения кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2020 г., решение Советского районного суда г. Краснодара от 25 сентября 2019 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на допущенные существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в кассационной жалобе, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, утверждаемым представительным органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 23 названного кодекса генеральный план содержит в том числе карту функциональных зон поселения или городского округа, на которой отображаются также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К документам градостроительного зонирования согласно статье 30 ГрК РФ относятся правила землепользования и застройки, включающие в себя: карту градостроительного зонирования, а также градостроительные регламенты.
Согласно пункту 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры
разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
Согласно части 1 статьи 573 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения (часть 2 статьи 573 ГрК РФ).
Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплен в части 3 статьи 573 ГрК РФ. В нем, в частности, должна содержаться информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок; а также об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Форма градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 <...> Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка на чертеже градостроительного плана отображаются
в том числе минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии).
Согласно материалам дела ФИО1 на основании договора аренды, заключенного с администрацией муниципального образования город Краснодар 5 марта 2010 г., права по которому переуступлены по договорам от 15 июля 2015 г. и от 23 августа 2017 г., предоставлен земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: г. <...>, для строительства СТО на 6 постов с автостоянкой.
По заявлению прежнего арендатора - ФИО2. 5 октября 2017 г. Департаментом выдан градостроительный план этого земельного участка, согласно которому земельный участок расположен в общественно-деловой зоне местного значения (ОД. 2), градостроительный регламент которой к условно разрешенным видам использования относит в том числе размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли. На чертеже ГПЗУ место допустимого размещения объектов капитального строительства не отображено. При этом в примечании указано, что в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26 января 2012 г. № 25 п. 15 (далее - Генеральный план города Краснодара), земельный участок расположен в зоне специального назначения (санитарно-защитные зеленые насаждения), в связи с чем зона планируемого размещения объектов капитального строительства отсутствует.
Письмом Департамента от 6 июня 2019 г. в удовлетворении заявления ФИО1 о внесении изменений в градостроительный план земельного участка в части определения границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, отказано со ссылкой на необходимость внесения изменений в Генеральный план города Краснодара.
Удовлетворяя административное исковое заявление об оспаривании ГПЗУ в части указания в чертеже на отсутствие места допустимого размещения объектов капитального строительства, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нахождения земельного участка с кадастровым номером <...> в санитарно-защитной зоне.
Отменяя решение Советского районного суда г. Краснодара от 25 сентября 2019 г., судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда, с выводами которой согласился кассационный суд общей юрисдикции, ссылаясь на статью 105 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 44, пункты 1, 2 статьи 61 Федерального закона
от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», исходил из того, что судом первой инстанции не учтено, что поскольку градостроительный план земельного участка отображает сведения документов территориального планирования и градостроительного зонирования, то информация в соответствии с Генеральным планом города Краснодара отражена в градостроительном плане земельного участка в виде отсутствия «пятна застройки».
Вместе с тем судами при вынесении решений не учтено следующее.
Из представленного в материалы дела чертежа градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <...>, разработанного на основе схемы генерального плана, выполненной ОАО «Краснодаргипродревпром» и согласованной главным архитектором города Краснодара 18 августа 2010 г., следует, что на территории земельного участка под цифрой 1 указана зона планируемого размещения СТО на 6 постов.
Из примечания к данному чертежу следует, что санитарно-защитная зона от СТО на 6 постов установлена пунктом 10 заключения Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 01 февраля 2010 г. № 01-4/390 (л.д. 8), которое к материалам дела не приобщено.
Согласно выкопировке из Генерального плана города Краснодара, земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в зоне специального назначения (санитарно-защитные зеленые насаждения).
Также в материалах дела имеется и другой чертеж градостроительного плана названного земельного участка, разработанного в августе 2017 г. Департаментом, МКУ МОГК «Градинформ», согласно примечанию к которому земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в зоне специального назначения (санитарно-защитные зеленые насаждения), в связи с чем зона планируемого размещения объектов капитального строительства отсутствует (л.д. 11).
Вместе с тем согласно пункту 6 текстовой части градостроительного плана данного земельного участка от 5 октября 2017 г. информация о наличии зон с особыми условиями использования территории земельного участка с указанием их границ и координат характерных точек, используемых для ведения ЕГРН, отсутствует.
Принимая решения, суды при несоответствии графической и текстовой частей ГПЗУ, подготовленного 5 октября 2017 г., не дали оценку этим обстоятельствам, не устранили противоречия в документах, а также не исследовали заключение Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 1 февраля 2010 г. № 01-4/390, на основании которого в Генеральном плане города Краснодара отражена зона специального назначения, с установлением ее границ.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328,
определила:
решение Советского районного суда г. Краснодара от 25 сентября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 февраля 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2020 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Краснодара в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи