ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 19-КАД23-19 от 18.10.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 19-КАД23-19-К5

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 18 октября 2023 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования  систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Зацепилиной Тамары  Николаевны на определение Ставропольского краевого суда от 15 июля 2022  г., апелляционное определение судебной коллегии по административным  делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 г.  и кассационное определение судебной коллегии по административным делам  Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2023 г. по  административному делу № За-338/2022 по административному исковому  заявлению Зацепилиной Тамары Николаевны к Министерству  имущественных отношений Ставропольского края, Управлению  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Ставропольскому краю, государственному бюджетному учреждению  Ставропольского края «Ставкрайимущество» об оспаривании кадастровой  стоимости объекта недвижимости. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., пояснения представителя административного истца  Зацепилиной Т.Н. - Зацепилина ИВ., представителя государственного  бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» - Антоняна А.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного  

Суда Российской Федерации 


установила:

Зацепилина Т.Н. обратилась в Ставропольский краевой суд с  административным исковым заявлением об оспаривании результатов  определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с  неправильным применением бюджетным учреждением пункта 1.12  Методических указаний о государственной кадастровой оценке,  выразившимся в использовании сведений об обеспеченности участка  газоснабжением, центральным водоснабжением и теплоснабжением, что  привело к завышению кадастровой стоимости и нарушению прав  Зацепилиной Т.Н. как налогоплательщика. 

Определением Ставропольского краевого суда от 15 июля 2022 г.  административное исковое заявление Зацепилиной Т.Н. оставлено без  рассмотрения на основании пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации ввиду  несоблюдения административным истцом досудебного порядка  урегулирования административного спора. 

Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей  юрисдикции от 4 октября 2022 г., оставленным без изменения кассационным  определением судебной коллегии по административным делам Пятого  кассационного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2023 г., определение  Ставропольского краевого суда от 15 июля 2022 г. отменено, производство  по административному делу прекращено на основании пункта 1 части 1  статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации в связи с тем, что заявленное требование не подлежит  рассмотрению в суде, а также ввиду несоблюдения истцом внесудебного  порядка рассмотрения спора. 

В кассационной жалобе Зацепилина Т.Н. просит принятые по делу  судебные акты отменить, ссылаясь на допущенные судами существенные  нарушения норм процессуального права. 

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя  административного истца и представителя административного ответчика,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации установила следующее. 

Зацепилина Т.Н. является собственником земельного участка  площадью 600 кв.м с кадастровым номером <...>, с разрешенным  видом использования под индивидуальное жилищное строительство. 

В рамках проведения кадастровой оценки объектов недвижимости на 

территории Ставрополя 3 октября 2019 г. Зацепилина Т.Н. обратилась в 


государственное бюджетное учреждение Ставропольского края  «Ставкрайимущество» (далее - ГБУ «Ставкрайимущество») с замечаниями к  промежуточному отчету с указанием на отражение недостоверных сведений  и пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. 

ГБУ «Ставкрайимущество» рассмотрены замечания  административного истца (вх. № 1211-529) и 30 октября 2019 г. в их  удовлетворении отказано. 

Отчет об итогах государственной кадастровой оценки объектов  недвижимости Ставропольского края опубликован 30 октября 2019 г. 

Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости  осуществляется ГБУ «Ставкрайимущество» в соответствии с Федеральным  законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой  оценке» и методическими указаниями о государственной кадастровой  оценке, утвержденными приказом Министерства экономического развития  Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226. 

На основании приказа министерства имущественных отношений  Ставропольского края от 3 октября 2018 г. № 690 «О проведении  государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории  Ставропольского края» в 2019 г. ГБУ «Ставкрайимущество» проведены  работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости,  вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной  кадастровой оценке. 

Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом  министерства от 25 ноября 2019 г. № 1175. 

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона  от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»  установлено, что бюджетные учреждения, осуществившие определение  кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок,  допущенных при определении кадастровой стоимости. 

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении  кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня  внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о  соответствующей кадастровой стоимости (часть 6). 

Согласно статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ  «О государственной кадастровой оценке» результаты определения  кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и  физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости  затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами 

государственной власти и органами местного самоуправления в отношении 


объектов недвижимости, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, в комиссии в случае ее создания в субъекте  Российской Федерации или в суде. 

Как установлено судом, Зацепилина Т.Н. обратилась с заявлением о  пересмотре результатов кадастровой оценки земельного участка с  кадастровым номером <...> в связи с использованием  недостоверных сведений о нем при проведении кадастровой оценки,  замечания подавались к промежуточным отчетным документам в порядке,  предусмотренном статьей 14 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237  «О государственной кадастровой оценке», в удовлетворении которых  бюджетным учреждением было отказано. 

Вместе с тем, согласно административному исковому заявлению,  Зацепилина Т.Н. оспаривает результаты определения кадастровой стоимости  земельного участка с кадастровым номером <...>, однако в  просительной части административного иска административный истец  просит признать недостоверными сведения отчета от 30 октября 2019 г.   № 1-2019 об итогах государственной кадастровой оценки объектов  недвижимости Ставропольского края о принадлежащем ей земельном  участке. 

При этом суду первой инстанции следовало уточнить требования  административного истца по заявленному административному иску. 

Отменяя определение суда первой инстанции и прекращая  производство по делу, суд апелляционной инстанции, с выводами которого  согласилась судебная коллегия суда кассационной инстанции,  руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 128 и пунктом 1 части 1 статьи  194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  согласно которым суд прекращает производство по административному делу  в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке  конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам  об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в  судах, указав в решении, что административным истцом не соблюден  внесудебный порядок исправления ошибок, по результатам которого  бюджетным учреждением принимается решение, подлежащее оспариванию в  суде в порядке административного судопроизводства. 

Между тем, исходя из заявленного требования таких оснований для  прекращения производства по делу без учета уточнения требований 

административного иска не имелось.  


В судебном заседании Судебной коллегии по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации представитель заявителя не  смог пояснить суду какой акт обжалуется административным истцом. 

В связи с допущенными судами существенными нарушениями норм  процессуального права, повлиявшими на исход административного дела,  состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене с направлением  административного дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь  статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, 

определила:

определение Ставропольского краевого суда от 15 июля 2022 г.,  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 г. и  кассационное определение судебной коллегии по административным делам  Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2023 г.  отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Ставропольский краевой  суд. 

Председательствующий

Судьи