ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 22-КАД22-1 от 09.09.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 22-КАД22-1-К5

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 9 сентября 2022 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л. А., Николаевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  ФИО1 на решение Пригородного районного суда  Республики Северная Осетия - Алания от 26 августа 2020 г., апелляционное  определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда  Республики Осетия - Алания от 10 марта 2021 г. и кассационное определение  судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда  общей юрисдикции от 18 августа 2021 г. по материалам истребованного  административного дела № 2а-636/2020 по административному исковому  заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Пригородному  району Республики Северная Осетия - Алания о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу, транспортному, налогу на  имущество физических лиц и пени. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., объяснения представителя Управления Федеральной  налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания ФИО2.,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской 

Федерации 


[A1] установила:

в период с 2016 г. по 2018 г. ФИО1 являлась собственником земельных  участков, транспортных средств, объекта недвижимости - строения, и,  следовательно, плательщиком соответствующих налогов за указанные  налоговые периоды. 

Согласно налоговому уведомлению от 12 июля 2018 г. № 13655057,  направленному в адрес налогоплательщика, обязательными к оплате указаны  транспортный налог, земельный налог и налог на имущество за 2017 г. в  размере 502 269 руб., со сроком уплаты не позднее 3 декабря 2018 г. 

В виду неуплаты в добровольном порядке исчисленных сумм налоговых  обязательств налоговым органом сформировано по состоянию на 7 февраля  2019 г. и направлено налогоплательщику требование № 2634 об уплате  задолженности по налогам за 2017 г. в размере 299 360 руб., из которых  1040 руб. - задолженность по уплате транспортного налога, 30 591 руб. - по  уплате налога на имущество физических лиц, 267 729 руб. по земельному  налогу, а также пени в общем размере 4994,32 руб., со сроком исполнения  до 2 апреля 2019 г. 

Требования налогоплательщиком не исполнены. 

Мировым судьей судебного участка № 32 Пригородного района  Республики Северная Осетия - Алания 17 июня 2019 г. выдан судебный приказ  о взыскании указанной задолженности по налогам и пени на общую сумму  304 354,32 руб. Определением судьи от 29 июля 2019 г. указанный приказ  отменен в связи с поступлением возражений должника. 

С административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1  задолженности по налогам и пени Инспекция Федеральной налоговой службы  по Пригородному району Республики Северная Осетия - Алания (далее - ИФНС России по Пригородному району РСО - Алания) обратилась в  Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания 11 марта  2020 г. 

Решением Пригородного районный суд Республики Северная Осетия - Алания от 26 августа 2020 г., оставленным без изменения апелляционным  определением судебной коллегии по административным делам Верховного  Суда Республики Северная Осетия - Алания от 10 марта 2021 г.,  административное исковое заявление удовлетворено. 

Кассационным определением судебной коллегии по административным  делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2021 г.  судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без  изменения. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, ФИО1, полагая, что судами допущено существенное  нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить  судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении 

заявленных требований. 


[A2] В соответствии со статьей 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или  изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные  нарушения норм материального права или норм процессуального права,  которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных  интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. 

Таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке  по доводам кассационной жалобы не усматривается. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской  Федерации (далее - НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком  (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом,  не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок  обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов  налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых  взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании  налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том  числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств,  переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных  электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого  физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога,  сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей,  установленных названной статьей. 

Согласно пункту 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в  суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня  истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых  взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом. 

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о  взыскании может быть восстановлен судом. 

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога,  сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица  производится в соответствии с законодательством об административном  судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества  физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке  искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом  определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной  причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. 

Из материалов дела следует, что определением мирового судьи от 29 июля  2019 г. вынесенный судебный приказ от 17 июня 2019 г. о взыскании с  ФИО1 задолженности по налогам за 2017 г. и пени в общем размере  304 354,32 руб. отменен в связи с поступившими от должника возражениями  относительно его исполнения. 

Административное исковое заявление ИФНС России по Пригородному 

району РСО - Алания о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и 


[A3] пени поступило в Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания 11 марта 2020 г. по истечении шести месяцев, установленных частью 3  статьи 48 НК РФ. Одновременно с заявлением налоговый орган обратился с  ходатайством о восстановлении данного срока. Суд, признав причины пропуска  срока на подачу заявления в суд уважительными, удовлетворил ходатайство. 

Удовлетворяя административное исковое заявление, суды исходили из  того, что задолженность по уплате земельного налога в сумме 267 729 руб.,  налога на имущество физических лиц в сумме 30 591 руб. и пени в  установленный законом срок не уплачены, в связи с чем подлежат взысканию с  административного ответчика. 

Доводы ФИО1 о том, что она, будучи индивидуальным  предпринимателем, освобождена от уплаты налога на имущество физических  лиц в отношении объектов, используемых в предпринимательской  деятельности, и в отношении которых применяется упрощенная система  налогообложения, признаны судами несостоятельными, поскольку налоговым  органом исчислен и предъявлен к уплате налог на имущество физических лиц  за 2017 г., а с заявлением об освобождении налогоплательщика, как  индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему  налогообложения, ФИО1 обратилась в налоговые органы только в  2019 г., и ее право на предоставление льготы закреплено в уведомлении  от 30 декабря 2019 г. № 4806680. Таким образом, основания по уплате налога  по упрощенной системе налогообложения за 2017 г. у налогоплательщика  отсутствовали. 

Также являются необоснованными доводы заявителя кассационной  жалобы о завышении суммы взыскиваемого земельного налога за указанный  выше период. 

В соответствии со статьей И2 Земельного кодекса Российской Федерации  земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении  земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель,  находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).  Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении  образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают  свое существование с даты государственной регистрации права собственности  и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке,  установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон  от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ), за исключением случаев, указанных в пунктах 4  и 6 статьи II4 данного кодекса, и случаев, предусмотренных другими  федеральными законами (пункт 2). 

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской  Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи,  ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат 

государственной регистрации в Едином государственном реестре 


[A4] недвижимости (далее также - ЕГРН) органами, осуществляющими  государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. 

В соответствии со статьей 219 названного кодекса право собственности на  здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество,  подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой  регистрации. 

В силу статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ  государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это  юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения,  перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество  или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества  (часть 1). Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным  доказательством существования зарегистрированного права (часть 5). 

Согласно пункту 1 статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного  налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными  участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со  статьей 389 названного кодекса, на праве собственности, праве постоянного  бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если  иное не установлено названным пунктом. 

В соответствии со статьей 85 НК РФ начисление земельного налога  осуществляется налоговым органом на основании сведений, предоставленных  органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое  имущество. 

На момент исчисления налога являлись актуальными данные Единого  государственного реестра недвижимости, согласно которым за  административным ответчиком зарегистрировано право собственности на  земельный участок с кадастровым номером <...> (договор купли-продажи от 10 сентября 2007 г.). 

В ноябре 2016 г. в границах названного земельного участка образованы два  земельных участка с кадастровыми номерами <...><...>

По данным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике  Северная Осетия - Алания, государственная регистрация права собственности  ФИО1 на вновь образованные земельные участки осуществлена  только 5 декабря 2018 г. 

Таким образом, до регистрации права собственности на вновь созданные  земельные участки ФИО1 налоговым органом правомерно начислен  земельный налог за 2017 г. на земельный участок с кадастровым номером  <...>

С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для 

удовлетворения кассационной жалобы. 


[A5] Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Пригородного районного суда Республики Северная Осетия - Алания  от 26 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Республики Осетия - Алания  от 10 марта 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по  административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции  от 18 августа 2021 г. оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи