ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 222-КА20-10 от 16.07.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 222-КА20-10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва 16 июля 2020 г. 

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе 

председательствующего Воронова А.В.,
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.

при секретаре Жиленковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании  административное дело по кассационной жалобе административного истца  ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 1 августа  2019 г. по административному исковому заявлению военнослужащего федерального государственного казенного военного образовательного учрежде- ния высшего профессионального образования «Военный учебно-научный  центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профес- сора ФИО2 и ФИО3» (г. Воронеж) Министерства обороны  Российской Федерации (далее - ВУНЦ ВВС «ВВА») подполковника ФИО1 об оспаривании решения начальника 2 отдела (г. Воронеж)  федерального государственного казенного учреждения «Западное региональ- ное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ) о снятии с  учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Воро- нова А.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов,  принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской  Федерации 


установила:

ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с административным ис- ковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от 4 марта  2019 г. о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязать названное должност- ное лицо отменить данное решение и восстановить его составом семьи 5 человек на жилищном учете с 14 сентября 2016 г. 

Решением Воронежского гарнизонного военного суда от 29 апреля  2019 г. требования административного искового заявления ФИО1  удовлетворены. 

Суд признал незаконным оспариваемое решение жилищного органа  Министерства обороны Российской Федерации от 4 марта 2019 г. о снятии  административного истца с учета нуждающихся в жилье, а также обязал административного ответчика восстановить ФИО1 на жилищном учете  с 14 сентября 2016 г. 

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 1 августа 2019 г. решение суда первой инстанции отменено и по делу принято новое решение об  отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований. 

Определением судьи 2-ого Западного окружного военного суда от  24 октября 2019 г. отказано в передаче кассационной жалобы административного истца для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной  инстанции. 

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное  определение ввиду существенного нарушения окружным военным судом  норм материального и процессуального права и оставить в силе решение  гарнизонного военного суда. 

В обоснование жалобы он выражает несогласие с апелляционным определением, указывая на ошибочность вывода суда второй инстанции об  обеспечении его жилым помещением от государства вследствие реализации  его отцом в 1998 году государственного жилищного сертификата, поскольку  он участником долевой собственности в приобретенной отцом квартире не  являлся, в нее никогда не вселялся и не был в ней зарегистрирован. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от  23 июня 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, про- сили рассмотреть дело в их отсутствие. 


Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит  жалобу подлежащей удовлетворению. 

Согласно части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроиз- водства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения су- дебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда  Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на  исход административного дела и без устранения которых невозможны вос- становление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов. 

Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущено не- правильное применение норм материального права, что выразилось в сле- дующем. 

Из материалов дела следует, что ФИО1 в августе 1996 года по- ступил в военно-учебное заведение, дислоцированное в г. Воронеже, по  окончании которого он с декабря 2001 года по май 2006 года проходил военную службу в воинских частях, дислоцированных в с. Галенки и г. Уссурий- ске Приморского края, а также г. Хабаровске Хабаровского края, и жилыми  помещениями не обеспечивался. 

С мая 2006 года ФИО1 проходит военную службу по контракту в  ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж), где с составом семьи из 5 человек (он, суп- руга и трое детей) проживает в служебном жилом помещении. 

В сентябре 1998 года отцу административного истца на состав семьи  из 4 человек, в том числе и на ФИО1, предоставлен государственный  жилищный сертификат (далее - ГЖС), посредством которого им в единолич- ную собственность приобретено жилое помещение общей площадью  69,8 кв. м в г. <...> области. 

Это жилое помещение в ноябре 2006 года продано отцом ФИО1  третьему лицу. Административный истец в него не вселялся и не был в нем  зарегистрирован. 

Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от 14 сентября 2016 г. ФИО1, как достигнувший общей  продолжительности военной службы 20 лет, с членами семьи принят на учет  нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному им месту жительства - в г. <...>(форма обеспе- чения жилым помещением - жилищная субсидия). 

Расценив факт предоставления отцу ФИО1 в 1998 году ГЖС как  реализацию административным истцом своего права на обеспечение жильем  от военного ведомства, и в связи с невозможностью сдать предоставленные  18 кв. м площади (долю его участия в ГЖС), 4 марта 2019 г. начальник 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ принял решение о снятии ФИО1 с жилищного учета. 


Признавая решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что  поскольку в соответствии с абзацем 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за военнослу- жащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые  пять лет службы по контракту (не считая времени обучения в военных про- фессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на те жилые помещения, которые они занимали до поступления на военную службу, то у  Кулеша Д.Ю., поступившего на военную службу до приобретения его отцом  в единоличную собственность квартиры на средства от реализации ГЖС, и с  учетом того, что он в это жилое помещение не вселялся, право на указанное  жилое помещение не сохранилось. 

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что гарнизонный военный суд не в полной мере учел то обстоя- тельство, что государство, обеспечив отца ФИО1 в 1998 году ГЖС, в  том числе с учетом административного истца, выполнило перед последним  свои жилищные обязательства, в связи с чем он права на повторное обеспечение жильем от государства не имеет. 

Такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном  истолковании закона. 

Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», соглас- но которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приоб- ретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального  бюджета (абзац первый пункта 1). 

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной  службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в  жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной  службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или  федеральным государственным органом, в которых федеральным законом  предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или  жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору  указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального  найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона  (абзац 12 пункта 1 статьи 15). 


В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за воен- нослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на  первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения  в военных профессиональных образовательных организациях или военных  образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на  жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу; они  не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях  по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. 

Содержание названной нормы закона указывает на то, что за такими  военнослужащими сохраняются жилые помещения, в которых они прожива- ли до поступления на военную службу по контракту либо до поступления в  военно-учебные заведения, лишь на первые пять лет военной службы. 

Аналогичные правила установлены для курсантов военно-учебных за- ведений, которые в период обучения реализовали право на жилище в качест- ве членов семьи своих родителей. 

О сохранении за ними права на эти жилые помещения на более дли- тельный срок законодательство о воинской обязанности и военной службе  указаний не содержит, а по общему правилу в силу пункта 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательным условием отнесения  супруга собственника жилого помещения, а также его детей и родителей к  членам семьи собственника жилого помещения является их совместное про- живание. 

В период учебы в военно-учебном заведении, а также по истечении пя- тилетнего срока после его окончания в 2001 году ФИО1 в приобретен- ную его отцом на средства ГЖС квартиру не вселялся и иных действий, свя- занных с реализацией жилищных прав, в отношении данного жилого помещения не совершал, ввиду чего основания для учета этого жилого помещения  при решении в 2016 году вопроса о постановке административного истца на  учет нуждающихся в жилых помещениях отсутствовали. 

При таких данных снятие ФИО1 с жилищного учета нарушает  его права, а вывод суда первой инстанции о признании незаконным такого  решения начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западрегионжилье»  МО РФ от 4 марта 2019 г. является правильным. 

С учетом изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих  приходит к выводу, что судом апелляционной инстанцией допущено нару- шение, которое повлияло на исход дела и без устранения которого невоз- можна защита нарушенных прав административного истца, а также защита  охраняемых законом публичных интересов. 

Это обстоятельство является основанием для отмены в кассационном  порядке апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции. 

Руководствуясь статьями 327-328, пунктом 4 части 1 статьи 329,  статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Фе-


дерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Московского окружного военного суда от 1 августа 2019 г. по администра- тивному исковому заявлению ФИО1 отменить, решение  Воронежского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2019 г. оставить в  силе. 

Председательствующий
Судьи