ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 223-КА21-1 от 20.04.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 223-КА21-1-К10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

г. Москва 20 апреля 2021 г. 

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе 

председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.

при секретаре Жиленковой ТС. рассмотрела в открытом судебном заседании  административное дело № 2а-187/2019 по административному исковому за- явлению военнослужащей федерального государственного казенного образо- вательного учреждения высшего образования «Курганский пограничный ин- ститут» Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФГКОУ  КПИ ФСБ России)» (далее - Пограничный институт) Федотовой Юлии Гри- горьевны об оспаривании действий (бездействия) начальника Пограничного  института и заключений аттестационной комиссии Пограничного института,  связанных с порядком ее аттестации и прохождением военной службы, 

по кассационной жалобе начальника Пограничного института Урюмце- ва В.И. на решение Челябинского гарнизонного военного суда от 2 августа  2019 г., апелляционное определение Центрального окружного военного суда  от 6 ноября 2019 г. и кассационное определение Кассационного военного суда  от 25 июня 2020 г. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Круп- нова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов,  принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений на нее Федотовой ЮГ., выступления представителей начальника и аттестационной комиссии Пограничного института Игумновой Н.А., Кириллова П.Б. и Шукши- на А.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения админи-


стративного истца Федотовой Ю.Г. против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

решением Челябинского гарнизонного военного суда 2 августа 2019 г.,  оставленным без изменения апелляционным определением Центрального окружного военного суда от 6 ноября 2019 г., удовлетворено частично админи- стративное исковое заявление Федотовой Ю.Г., в котором она просила: 

признать незаконными решения (заключения) аттестационных комиссий Пограничного института от 23 апреля и 26 июня 2019 г.; 

признать существенными и систематическими допущенные в отноше- нии нее командованием нарушения прав на осуществление научной и иной  творческой деятельностью, а также права на отдых и благополучные условия  службы; 

обязать начальника Пограничного института представить ее к увольне- нию в связи с существенными и систематическими нарушениями в отноше- нии нее условий контракта. 

Судом признаны незаконными заключения аттестационной комиссии от  23 апреля и 26 июня 2019 г. и действия начальника Пограничного института  по их утверждению. На аттестационную комиссию возложена обязанность по  отмене названных заключений и повторном рассмотрении вопроса по рапор- там административного истца о досрочном увольнении с военной службы, а  на начальника Пограничного института (в случае утверждения заключения  аттестационной комиссии после повторного рассмотрения) - о даче ей пись- менного ответа по существу рапортов. 

В удовлетворении остальных требований отказано.

Кассационным определением Кассационного военного суда от 25 июня  2020 г. судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба пред- ставителя Пограничного института об их отмене - без удовлетворения. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27  октября 2020 г. в передаче кассационной жалобы административного ответ- чика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции  отказано. 

В кассационной жалобе начальник Пограничного института просит от- менить судебные акты в части удовлетворенных требований ввиду сущест- венного нарушения судами норм материального права и принять по делу в  этой части новое решение об отказе Федотовой Ю.Г. в удовлетворении административного искового заявления. 

В обоснование жалобы ее заявитель указывает на оставление судами  без внимания того обстоятельства, что исходя из целей и предназначения аттестации рассмотрение коллегиальным органом уважительности причин  увольнения военнослужащего по собственному желанию не предполагает  проведение его аттестации. В силу закона в этом случае требуется лишь за-


ключение аттестационной комиссии, в котором устанавливается наличие  уважительных причин, объективно не позволяющих военнослужащему вы- полнять условия заключенного контракта в полном объеме. При этом в соответствии с предъявляемыми требованиями аттестационный лист должен со- держать вывод о соответствии либо несоответствии военнослужащего зани- маемой должности, чего не требовалось в отношении административного  истца при рассмотрении ее рапортов. 

Кроме того, в жалобе указывается, что судами оставлено без внимания  и то, что рапорты административного истца рассмотрены на заседаниях аттестационных комиссий, где обсуждены все поставленные в них вопросы и  приложенные документы. По результатам заседаний комиссией вынесены  заключения, которые были представлены начальнику Пограничного института и доведены до Федотовой Ю.Г. в присутствии должностных лиц, в пер- вый раз - начальником Пограничного института в ходе личной беседы, во  второй раз - начальником отдела кадров, при этом оба раза с мотивами и ос- нованиями отказов в удовлетворении рапортов. 

В возражениях на кассационную жалобу административный истец, ука- зывая на необоснованность приведенных в ней доводов, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать. 

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской  Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих от  19 марта 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы  кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит  судебные акты в части удовлетворенных требований административного  истца подлежащим отмене. 

Согласно ч. 1 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных  актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда  Российской Федерации являются существенные нарушения норм  материального права или норм процессуального права, которые повлияли или  могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных  интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. 

Судами при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем. 

Из материалов дела следует, что преподаватель кафедры государствен- но-правовых дисциплин Пограничного института Федотова ЮГ., проходив- шая военную службу по контракту, 29 марта 2019 г. обратилась по команде с  рапортом об увольнении с военной службы по собственному желанию. 


В обоснование рапорта она указала на несовместимость военной службы и научной деятельности, отсутствие перспектив защиты подготовленной  ею диссертации в ведомственных образовательных организациях, невозмож- ность соблюдения установленных требований к научно-квалификационным  работникам без ущерба исполнению обязанностей военной службы. 

Рапорт рассмотрен на заседании аттестационной комиссии Пограничного института от 23 апреля 2019 г. с участием Федотовой Ю.Г. 

По результатам рассмотрения рапорта комиссия дала заключение, которым признала неуважительными представленные административным ист- цом причины для увольнения по собственному желанию, и рекомендовала  начальнику Пограничного института отказать административному истцу в  досрочном увольнении с военной службы.  

Заключением комиссии от 26 июня 2019 г. ей вновь было отказано в  признании уважительными заявленных ею причин для увольнения с военной  службы. В тот же день заключение комиссии и решение начальника Пограничного института доведено до административного истца начальником отдела кадров института. 

Перед заседаниями обеих аттестационных комиссий аттестационные  листы на Федотову Ю.Г. не составлялись, а заключения комиссий начальником Пограничного института не утверждались. 

Принимая решение в части удовлетворения административного  искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что проведению  аттестации Федотовой Ю.Г. в нарушение закона не предшествовало  составление аттестационных листов (с отзывами) и ознакомление с ними  административного истца. Кроме того, представленные в судебное заседание  документы не содержат решений начальника Пограничного института по  утверждению заключений аттестационной комиссии и сведений о доведении  данного решения до военнослужащего с указанием мотивов отказа и их  обоснованием со ссылкой на нормы права. 


Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции в определении  дополнительно указал, что для досрочного увольнения военнослужащего с  военной службы по собственному желанию является обязательным  проведение аттестации с целью оценки причин, которые могут служить  основанием для такого увольнения. В соответствии с единым порядком  проведения аттестации на аттестуемого военнослужащего составляется  аттестационный лист, представляемый на утверждение. Военнослужащий  должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в  утвержденном аттестационном листе. Кроме того, в судебное заседание не  было представлено доказательств тому, что начальником Пограничного  института был дан письменный мотивированный ответ со ссылкой на  правовые нормы на поданные Федотовой Ю.Г. рапорты. 

На необходимость, в соответствии с законодательством, оценки в  рамках аттестации наличия уважительных причин для увольнения с военной  службы по собственному желанию, указал и Кассационный военный суд. 

Такие выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права. 

Как следует из административного искового заявления, уточнения к  нему и объяснений административного истца в судебном заседании, поводом  для ее обращения в суд явилось, в том числе несогласие с порядком проведения и выводами аттестационной комиссии по результатам рассмотрения рапортов об увольнении с военной службы по собственному желанию. 

Согласно п. 6 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ  «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий  военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии  может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию  при наличии у него уважительных причин. 

Следовательно, рассмотрение вопроса о досрочном увольнении военнослужащего по собственному желанию и уважительности причин такого  увольнения законом отнесено к компетенции аттестационной комиссии, на  что обоснованно указано в судебных актах. 

Однако, верно установив названное обстоятельство, суды в результате  неправильного истолкования норм материального права пришли к ошибоч- ному выводу о необходимости рассмотрения этого вопроса исключительно в  рамках процедуры аттестации административного истца. 

Между тем в соответствии с п. 1 ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), аттестационные комиссии создаются в воин- ских частях как для проведения аттестации, так и для решения иных вопро- сов прохождения военной службы. 

Аттестация в силу п. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их 


соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего  служебного использования, а также определения предназначения граждан,  пребывающих в запасе. 

Из содержания названной правовой нормы следует, что аттестация военнослужащего проводится в строго определенных случаях и рассмотрение  причин, по которым военнослужащий полагает невозможным дальнейшее  прохождение военной службы, к этим случаям не отнесено. 

При этом в соответствии с п. 3 ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы в компетенцию аттестационной комиссии помимо аттестации военнослужащих отнесены иные вопросы. В частности, вопросы,  для решения которых требуются заключения аттестационной комиссии, ли- бо вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы,  в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента  Российской Федерации, или по решению командира воинской части. 

Поскольку в силу закона вопросы увольнения военнослужащего с военной службы по собственному желанию являются прерогативой аттестационной комиссии, их рассмотрение Положением о порядке прохождения военной службы отнесено к иным вопросам, входящим в компетенцию аттестационной комиссии и не требующим для их разрешения аттестации военнослужащего и составления в этих целях аттестационного листа. 

Как следует из названных норм права, заседание аттестационной комиссии должно быть организовано и проведено на основе общих принципов  правовых процедур, предполагающих обязанность своевременного инфор- мирования подавшего рапорт об увольнении военнослужащего о времени и  месте проведения заседания и заслушивания его позиции. При этом в рамках  названного заседания аттестационной комиссии не производится оценка военнослужащего, а оценивается лишь уважительность причин его увольнения  по собственному желанию. 

В суде установлено, что Федотова Ю.Г. была проинформирована о за- седаниях комиссии и ей предоставлена возможность обосновать уважитель- ность причин, по которым она полагала невозможным дальнейшее прохож- дение военной службы. С заключениями комиссии, носящими рекоменда- тельный характер, административный истец была ознакомлена: 30 апреля  2019 г. непосредственно начальником Пограничного института, а 26 июня  2019 г. - начальником отдела кадров института, каждый раз, с доведением  мотивированного решения об отказе в удовлетворении содержащихся в ра- портах просьбы об увольнении. 

Таким образом, вывод в судебных актах о необходимости проведения  аттестации административного истца основан на неправильном истолкова- нии норм материального права, а утверждение судов о нарушении начальником Пограничного института порядка рассмотрения рапортов Федотовой  Ю.Г. об увольнении с военной службы является ошибочным. 

Из изложенного следует, что заседания аттестационной комиссии по  рассмотрению рапортов административного истца об увольнении с военной 


службы по собственному желанию, а также доведение результатов аттестационной комиссии проведены с соблюдением установленного порядка и  прав Федотовой Ю.Г. не нарушают. 

Допущенные судами первой, апелляционной и кассационной инстан- ций нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов, что является осно- ванием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов в  части удовлетворенных требований и принятия по делу нового решения об  отказе Федотовой Ю.Г. в указанной части в удовлетворении административного искового заявления. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 4 ч. 1  ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих 

определила:

решение Челябинского гарнизонного военного суда от 2 августа 2019 г.,  апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 6 ноября 2019 г. и кассационное определение Кассационного военного суда от 25  июня 2020 г. в части удовлетворенных требований по административному ис- ковому заявлению Федотовой Ю.Г. отменить. 

Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Федотовой Ю.Г. в части признания незаконными заключений аттестационной комиссии Пограничного института от 23 апреля и 26 июня 2019 г. и действий начальника Пограничного института по их  утверждению, а также в части возложения обязанности на аттестационную  комиссию по отмене названных заключений и повторном рассмотрении вопроса по рапортам административного истца о досрочном увольнении с военной службы, а на начальника Пограничного института (в случае утвержде- ния заключения аттестационной комиссии после повторного рассмотрения) - по даче ей письменного ответа по существу рапортов. 

Председательствующий И.В. Крупное

Судьи: .А. Дербилов

С.Г. Сокерин