ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 228-КА21-4 от 11.08.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 228-КА21-4-К10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 11 августа 2021 г. 

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе 

председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Замашнюка А.Н.

при секретаре Лисицыной А.Г. рассмотрела в открытом судебном засе- дании кассационную жалобу административного истца Граченко Олега Викто- ровича на решение 35 гарнизонного военного суда от 16 июля 2020 г., апелля- ционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 11 ноября  2020 г. и кассационное определение Кассационного военного суда от 23 марта  2021 г. по административному делу № 2а-135/2020 по административному ис- ковому заявлению главного старшины в отставке Граченко О.В. об оспарива- нии решения федерального государственного казенного учреждения «Восточ- ное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны  Российской Федерации о предоставлении субсидии для приобретения или  строительства жилого помещения. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Во- ронова А.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу  судебных актов, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам  военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации 

установил:

Граченко О.В. через своего представителя обратился в суд с административ- ным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное  управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ) от 27 февраля 2020 г. 


№ 10649 в части размера выплаты субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия), отменить решение в  этой части и обязать руководителя жилищного органа принять дополнительное  решение о предоставлении Граченко О.В. жилищной субсидии на состав семьи  из шести человек исходя из норматива общей площади жилого помещения 41  кв.м. 

Решением 35 гарнизонного военного суда от 16 июля 2020 г., оставлен- ным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского  военного суда от 11 ноября 2020 г., в удовлетворении административного иска  отказано. 

Кассационным определением Кассационного военного суда от 23 марта  2021 г. решение 35 гарнизонного военного суда 16 июля 2020 г. и апелляцион- ное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 11 ноября 2020 г.  оставлены без изменения, а кассационная жалоба административного истца - без удовлетворения. 

В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, Граченко О.В., выражая  несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, просит их отменить в  связи с существенным нарушением норм материального и процессуального  права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

В обоснование несогласия с выводами судов Граченко О.В., ссылаясь на  ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона  от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п.п. 3, 4 Правил рас- чета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых  помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 3 февраля 2014 г. № 76, п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах,  возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», заявляет о неправомерности уменьшения норматива предос- тавления общей площади жилого помещения при расчете полагающейся ему  жилищной субсидии на 13,1 кв.м. 

Административный истец указывает на то, что с момента снятия с реги- страционного учета и его выезда из жилого помещения, предоставленного его  бывшей супруге, прошло более пяти лет. 

Граченко О.В. считает, что он самостоятельно не реализовал право на  обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным  законом «О статусе военнослужащих», и имеет право на получение жилищной  субсидии без учета доли в жилом помещении, предоставленном его бывшей  супруге и находящемся в настоящее время в ее собственности. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от  16 июля 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного  Суда Российской Федерации. 


Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного  Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассацион- ном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в  силу ч. 1 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации (далее - КАС РФ) являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут  повлиять на исход административного дела и без устранения которых невоз- можны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. 

Судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм  материального права, что выразилось в следующем. 

Из материалов дела следует, что супруге Граченко О.В., проходившего  военную службу по контракту с июня 1997 года, на состав семьи из четырех  человек (с учетом административного истца и двух детей) решением исполкома  Ключевского городского Совета народных депутатов от 10 октября 2002 г. пре- доставлено жилое помещение общей площадью 52,4 кв.м по адресу: г. <...>.

В октябре 2004 года Граченко О.В. отказался от включения в число уча- стников общей собственности приватизируемого жилого помещения, после че- го квартира в мае 2005 года передана местной администрацией в общую доле- вую собственность супруги и дочери административного истца. 

В мае 2013 года брак между Граченко О.В. и Г. расторгнут.

В октябре 2013 года административный истец заключил брак с Ю. и с 23 октября 2013 г. зарегистрировался по месту жительства в квар- тире, принадлежащей ей на праве собственности. 


Не согласившись с решением в части учета доли общей площади жилого помещения, ранее предоставленного его бывшей супруге, в том числе на не- го, Граченко О.В. оспорил его в судебном порядке. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и  апелляционной инстанций исходили из того, что предоставление Граченко  О.В. жилищной субсидии без учета доли общей площади жилого помещения,  ранее предоставленного его бывшей супруге с учетом него из государственного  жилищного фонда, приведет к сверхнормативному обеспечению жильем административного истца. 

Кроме того, суды пришли к выводу о том, что истечение пятилетнего  срока с момента выезда Граченко О.В. из указанного жилого помещения значе- ния не имеет, поскольку положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации на административного истца не распространяются. 

Также суды указали, что выезд Граченко О.В. из квартиры не был связан  с прохождением им военной службы. 

С такими выводами согласился Кассационный военный суд.

Однако судами оставлено без внимания, что жилищная субсидия в ос- париваемом размере предоставлена Граченко О.В. 27 февраля 2020 г. 

Это обстоятельство является юридически значимым по данному делу.

Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 416-ФЗ внесены изменения в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», вступив- шие в силу 13 декабря 2019 г. 

В соответствии с абзацам тринадцатым п.1 ст. 15 Федерального закона от  27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального  закона от 2 декабря 2019 г. № 416-ФЗ) военнослужащие-граждане, в том числе  обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или  строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих- граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о  прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помеще- ниях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами  на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с на- стоящим Федеральным законом. 

При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых по- мещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их  семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи  57 Жилищного кодекса Российской Федерации (абзац четырнадцатый п.1 ст. 15  Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в  редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 416-ФЗ). 

Таким образом, выводы судов о законности предоставления  Граченко О.В. жилищной субсидии с учетом доли общей площади жилого помещения, ранее предоставленного его бывшей супруге из государственного 


жилищного фонда, сделаны без учета норм материального права, подлежащих  применению к спорным правоотношениям, а обстоятельства, установленные по  делу, не оценены судами применительно к положениям действующего законо- дательства. 

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, установив, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются суще- ственными, повлекшими принятие незаконных судебных актов, без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных  интересов административного истца, полагает необходимым отменить судеб- ные акты и направить дело на новое рассмотрение в 35 гарнизонный военный  суд. 

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разре- шить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и тре- бованиями закона. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.327, 328, п.2 ч.1 ст.329,  330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение 35 гарнизонного военного суда от 16 июля 2020 г., апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 11 ноября 2020 г. и кас- сационное определение Кассационного военного суда от 23 марта 2021 г. по  административному исковому заявлению Граченко Олега Викторовича отменить и направить дело на новое рассмотрение в 35 гарнизонный военный суд.