ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 3-КГ18-18 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 3-КГ18-18

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 3 апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Борисовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  администрации муниципального района «Усть-Вымский» на определение  Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 13 июня 2018 года и  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Республики Коми от 16 июля 2018 года об отказе  администрации муниципального района «Усть-Вымский» в удовлетворении  заявленных требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., возражения представителя Управления Федеральной службы  судебных приставов по Республике Коми ФИО1, Судебная коллегия  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми  от 23 января 2017 года, вступившим в законную силу 23 марта 2017 года, на  администрацию муниципального района «Усть-Вымский» возложена  обязанность предоставить К. на территории пос. Жешарт Усть- Вымского района жилое помещение муниципального специализированного  жилищного фонда по договору найма специализированного жилого  помещения в виде квартиры, пригодной для проживания, благоустроенной  применительно к условиям пос. Жешарт Усть-Вымского района, общей  площадью не менее 16,0 кв. м на состав семьи из одного человека. 

На основании указанного решения суда постановлением заместителя  начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Отдела 


судебных приставов по Усть-Вымскому району УФССП России по  Республике Коми от 19 апреля 2017 года возбуждено исполнительное  производство № 12411/1711019-ИП и должнику установлен пятидневный  срок для добровольного исполнения требований. Данное производство  передано в МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми. 

Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от  17 мая 2017 года администрации муниципального района «Усть-Вымский»  предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до  31 марта 2018 года. 

В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном  документе, и непредставлением доказательств, подтверждающих  уважительность причин неисполнения исполнительного документа, 22 мая  2018 года судебным приставом исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП  России по Республике Коми вынесено постановление о взыскании с  администрации муниципального района «Усть-Вымский» исполнительского  сбора в размере 50 000 рублей. 

Администрация муниципального района «Усть-Вымский» обратилась в  суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора,  назначенного постановлением судебного пристава-исполнителя  Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных  исполнительных производств УФССП России по Республике Коми (далее - МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми) от 22 мая 2018 года,  считая, что администрацией муниципального района «Усть-Вымский»  предпринимались все меры для исполнения решения суда и в её действиях  отсутствует вина в нарушении установленных сроков для добровольного  исполнения решения. 

Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от  13 июня 2018 года заявление администрации оставлено без удовлетворения.  Размер исполнительского сбора, взысканного с администрации  муниципального района «Усть-Вымский» постановлением судебного  пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике  Коми от 22 мая 2018 года по исполнительному производству   № 12411/17/11019-ИП, уменьшен до 37 500 рублей. 

Апелляционным определением судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 июля  2018 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований об освобождении  администрации муниципального района «Усть-Вымский» от  исполнительского сбора, суды первой и апелляционной инстанций,  руководствуясь положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября  2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 401  Гражданского кодекса Российской Федерации, сослались на неисполнение  должником решения суда в установленный для добровольного исполнения  срок, а также на отсутствие доказательств, подтверждающих уважительность  причин нарушения данного срока в связи с непреодолимыми препятствиями, 


находящимися вне контроля должника, при соблюдении той заботливости и  осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего  исполнения. 

В кассационной жалобе, поданной представителем администрации  муниципального района «Усть-Вымский» К-вым ИМ. в Верховный Суд  Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных  постановлений, как принятых с нарушением норм материального права. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в  кассационном порядке являются существенные нарушения норм  материального права или норм процессуального права, которые повлияли на  исход административного дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации). 

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной  жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации приходит к следующему. 

Статьёй 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ  «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор  является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае  неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для  добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае  неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному  исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления  судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного  производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет  (часть 1). 

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи,  если должник не представил судебному приставу-исполнителю  доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие  непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных  условиях обстоятельств (часть 2). 

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от  подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но  не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации.  В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного  характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с  должника-организации - 50 000 рублей (часть 3). 

Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок  исполнительного документа, имущественного положения должника, иных  существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание  исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 


одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3  поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским  кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение  обязательства суд вправе освободить должника от взыскания  исполнительского сбора (часть 7). 

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации,  изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский  сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение  на должника обязанности произвести определённую дополнительную  выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности,  возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе  исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной  санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из  Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого  рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой  является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения  (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации). 

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской  Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его  ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла  или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором  предусмотрены иные основания ответственности. 

Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и  осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и  условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения  обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим  обязательство. 

По смыслу приведённых норм освобождение должника от взыскания  исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в  нарушении установленных сроков для добровольного исполнения  требований исполнительного документа. 

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении  исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным  приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или  отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства  подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об  освобождении его от взыскания исполнительского сбора. 

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75  постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами  законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в  ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении  положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об  освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам  следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта  предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только 


обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от  уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401  ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения  содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не  принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной  (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения,  необходимых средств для выполнения требований исполнительного  документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты  исполнительского сбора. 

Должник по исполнительному производству, являясь муниципальным  органом, должен представить доказательства принятия всех мер для  исполнения решения суда. 

Данные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не  устанавливались, а указанные администрацией муниципального района  «Усть-Вымский» основания освобождения от взыскания исполнительского  сбора, в нарушение требований статей 70, 84, 178, 180, части 3 статьи 311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  предметом исследования и оценки судов не являлись. 

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от  6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления  могут наделяться отдельными государственными полномочиями на  неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определённый  срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным  бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. 

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение  расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при  выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации,  переданных для осуществления органам местного самоуправления законами  субъектов Российской Федерации, осуществляется за счёт средств бюджетов  субъектов Российской Федерации путём предоставления субвенций местным  бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с  Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в  соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. 

В соответствии со статьёй 140 Бюджетного кодекса Российской  Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта  Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты,  предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения  расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при  выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного  самоуправления в установленном порядке. 


Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской  Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида  субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской  Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми  муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы  местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные  государственные полномочия, пропорционально численности населения  (отдельных групп населения), потребителей соответствующих  государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учётом  нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение  соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на  стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных  образованиях. 

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта  Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта  Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду  субвенции. 

В соответствии со статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской  Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет  планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования  бюджетных ассигнований. 

Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 21 декабря 2015 года   № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики  Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми»  определено, что государственными полномочиями по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями  муниципального специализированного жилищного фонда,  предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых  помещений в соответствии со статьёй 109 Жилищного кодекса Российской  Федерации и статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 2006 года   № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наделены органы  местного самоуправления муниципальных образований муниципальных  районов и городских округов в Республике Коми. 

Согласно статье 7 указанного закона финансирование расходов по  осуществлению органами местного самоуправления государственных  полномочий производится за счёт средств республиканского бюджета  Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление  государственных полномочий. Распределение субвенций соответствующим  местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления  государственных полномочий реализуется в части государственных  полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного 


жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма  специализированных жилых помещений в соответствии с Методикой расчёта  размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики  Коми бюджету муниципального района (городского округа) на  осуществление государственного полномочия Республики Коми,  предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О  наделении органов местного самоуправления в Республике Коми  отдельными государственными полномочиями Республики Коми», согласно  приложению 11 к названному Закону. 

В соответствии с Методикой (введена Законом РК от 28 декабря  2015 года № 140-РЗ) объем субвенции, предоставляемой бюджету  муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение,  реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей (далее - граждане), жилыми  помещениями муниципального специализированного жилищного фонда,  предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых  помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов  бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в  сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми  на соответствующий финансовый год и плановый период. 

Размер субвенции определяется по формуле исходя из численности  граждан, включённых в список детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми  помещениями муниципального специализированного жилищного фонда,  предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых  помещений, у которых право на получение жилых помещений  муниципального специализированного жилищного фонда возникло и не  реализовано по состоянию на 1 апреля года, предшествующего  планируемому, а также граждан, включённых в список, у которых право на  получение жилых помещений муниципального специализированного  жилищного фонда возникнет в текущем финансовом году в  соответствующем муниципальном районе, делённых на численность таких  граждан по всей Республике Коми и умноженных на общий объём  субвенций, предусмотренных в республиканском бюджете. 

Таким образом, формирование размера субвенций бюджету  соответствующего муниципального образования возложено на главного  распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. 

Между тем судом первой и апелляционной инстанций оставлен без  внимания и правовой оценки порядок формирования и распределения  соответствующему бюджету субвенций на осуществление государственных  полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения 


родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного  жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма  специализированных жилых помещений исходя из конкретных обстоятельств  дела, в том числе периода возникновения у взыскателя права на  приобретение жилого помещения специализированного жилищного фонда,  участия должника в процессе формирования таких субвенций исходя из  наличия переданных государственных полномочий по формированию  списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из  числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 8  статьи 1 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 года № 115-РЗ). 

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики  Коми как главный распорядитель бюджетных средств на период  рассматриваемых правоотношений к участию в деле привлечено не было. 

На основании статьи 10 Закона Республики Коми от 25 декабря   № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер  социальной поддержки по обеспечению жильём (жилыми помещениями)  отдельных категорий граждан» финансирование расходов по  предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем  (жилыми помещениями) граждан осуществляется путём предоставления  бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счёт  средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий  финансовый год и плановый период. 

Законом Республики Коми от 7 декабря 2017 года № 85-РЗ «О  республиканском бюджете Республики Коми на 2018 год и плановый период  2019 и 2020 годов» муниципальному району «Усть-Вымский» предусмотрено  выделение на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых  помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного  жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма  специализированных жилых помещений, 7 308 300 рублей (таблица № 8  приложения 18). В сравнении с 2017 годом (выделено 10 855 400 рублей)  сумма выделенных средств на приобретение жилых помещений уменьшилась  на 3 574 100 рублей. 

Согласно указанному закону главным распорядителем расходов  республиканского бюджета в части предоставления субвенций из  республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных  районов (городских округов) на строительство, приобретение,  реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями  специализированного муниципального жилищного фонда, представляемыми  по договорам найма специализированных жилых помещений является  Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. 

В соответствии с приложением 4 к Государственной программе  Республики Коми «Социальная защита населения», утверждённой 


постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года   № 412, предоставление субвенций из республиканского бюджета Республики  Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) на  строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для  обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного  фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых  помещений, осуществляется Министерством труда, занятости и социальной  защиты Республики Коми на основании соглашений о предоставлении  субвенций, заключённых между Министерством и органами местного  самоуправления муниципальных районов (городских округов), в  соответствии с распределением, утверждённым Законом Республики Коми о  республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год и  плановый период. 

Между тем соглашение № 02-11/16 между администрацией  муниципального района «Усть-Вымский» и Министерством труда, занятости  и социальной защиты Республики Коми о предоставлении бюджету  муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский»  указанных субвенций, где установлен порядок предоставления субвенций с  определёнными сроками, было подписано лишь 10 апреля 2018 года. При  этом с учётом того, что предыдущие соглашения за 2016, 2017 годы  подписывались в январе и это позволяло администрации района  организовывать закупки жилых помещений уже с февраля текущего года, а  также в связи со вступлением решения Усть-Вымского районного суда  27 марта 2017 года и исходя из Методики расчёта размера субвенции  финансирование государственных полномочий в рамках исполнения  названного решения могло осуществляться лишь в 2018 финансовом году. 

В связи с отсутствием до 27 апреля 2018 года подписанного  соглашения администрация района была лишена возможности использовать  субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на  строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для  обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а  также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, жилыми помещениями специализированного муниципального  жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма  специализированных жилых помещений. Без подписанного соглашения  невозможно приобретение жилых помещений. 

Указанные доводы заявителя были оставлены судебными инстанциями  без внимания и надлежащей правовой оценки. 

Суд не учёл, что приобретение жилых помещений осуществляется  администрацией муниципального района «Усть-Вымский» в соответствии с  Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд», что предполагает следование  муниципального заказчика процедурам, установленным частью 2 статьи 63, 


статьёй 70 данного федерального закона, в соответствии с которыми в  случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не  превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой  информационной системе извещение о проведении электронного аукциона  не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие  в таком аукционе; при этом контракт может быть заключён не ранее чем  через десять дней с даты размещения в единой информационной системе  протокола проведения торгов электронного аукциона. 

Из материалов дела усматривается, что после получения Соглашения  администрацией муниципального района «Усть-Вымский» 7 мая 2018 года  был запущен электронный аукцион с целью приобретения в муниципальную  собственность недвижимого имущества - квартиры для обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа  жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам  найма специализированного жилого помещения в пос. Жешарт (аукцион по  приобретению квартиры для К. однако 15 мая 2018 года электронный аукцион не состоялся по причине несоответствия заявки  участника закупки на участие в электронном аукционе требованиям,  установленным документацией об аукционе, 29 мая 2018 года  администрацией района вновь был запущен электронный аукцион с целью  приобретения квартиры для К. по результатам которого 20 июня 2018 года был заключён муниципальный контракт на приобретение  в муниципальную собственность недвижимого имущества - квартиры для  обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а  также лиц из их числа жилыми помещениями муниципального жилищного  фонда по договорам найма специализированного жилого помещения в  пос. Жешарт с единственным поставщиком; 4 июля 2018 года между  администрацией муниципального района «Усть-Вымский» и К. заключён договор найма жилого помещения. 

Данные обстоятельства оставлены судебными инстанциями без  внимания и какой-либо правовой оценки применительно к положениям  пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Суд также не выяснял, имелись ли у администрации МР «Усть- Вымский» иные организационно-правовые механизмы исполнения судебного  решения. 

В силу изложенного нельзя признать правильным вывод суда первой  инстанции (с которым согласился суд апелляционной инстанции) об  отсутствии объективных причин и наличии виновного противоправного  бездействия должника - администрации муниципального района «Усть- Вымский», заключающегося в неисполнении решения суда в установленный  судебным приставом-исполнителем срок. 

Допущенные судами при рассмотрении дела нарушения норм  материального права являются существенными, они повлияли на исход дела,  и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод и законных интересов заявителя, в связи с чем решение суда и 


апелляционное определение подлежат отмене, а дело - направлению на  новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное,  установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения  требований и вынести решение в строгом соответствии с нормами  материального и процессуального права. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями  328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

определение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от  13 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 июля  2018 года отменить. 

Дело по заявлению администрации муниципального района «Усть- Вымский» об освобождении от уплаты исполнительского сбора направить на  новое рассмотрение в Усть-Вымский районный суд Республики Коми в ином  составе судей.