ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
121260, город Москва, ул. Поварская, д. 15,
тел.: +7 (495) 690-54-63, Ьйр://узгГ.га
№ 33-КА20-3
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 27 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 29 января 2019 года и постановление президиума Ленинградского областного суда от 17 сентября 2019 года по делу № 2а-242/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 15 октября 2018 года № 3455 «О снятии с учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и возложении обязанности восстановить истца на указанном учете с 8 ноября 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ФИО1 обратился в суд с названным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее - администрация) от 2 декабря 2009 года № 339 он был восстановлен на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением администрации от 21 марта 2018 года № 905 ФИО1 признан соответствующим условиям участия в мероприятии
подпрограммы «Жилье для молодежи» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» в 2019 году составом семьи один человек.
Постановлением администрации от 15 октября 2018 года № 3455 административный истец снят с учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи один человек по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации - утрата оснований, дающих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости от 22 марта 2018 года двоюродной сестре истца, зарегистрированной совместно с ним в квартире, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 43,1 кв. м, в качестве члена семьи, принадлежит 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 36,1 кв. м, в связи с чем, по мнению административного ответчика, ФИО1 обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (9 кв. м общей площади жилого помещения), установленной в целях признания граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем двоюродная сестра истца Г. не является членом его семьи, они имеют раздельный бюджет, несут самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, не ведут совместное хозяйство. В связи с тем, что Г. не является членом семьи ФИО1, принадлежащая ей 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. <...>, общей площадью 36,1 кв. м, не подлежит учету при определении обеспеченности истца нормой площади жилого помещения.
По мнению административного истца, утратой гражданином оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, является обеспеченность жилым помещением выше нормы предоставления.
При таких обстоятельствах ФИО1 считает, что основания для снятия его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отсутствуют.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 29 января 2019 года в удовлетворении требований истца отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 апреля 2019 года решение Приозерского городского суда Ленинградской области
от 29 января 2019 года отменено, по делу принято новое решение. Постановление главы администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 15 октября 2018 года № 3455 «О снятии с учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признано незаконным, на ответчика возложена обязанность восстановить заявителя на указанном учете с 8 ноября 2009 года.
Определением судьи Ленинградского областного суда от 27 августа 2019 года кассационная жалоба администрации передана для ее рассмотрения в судебном заседании президиума Ленинградского областного суда.
Постановлением президиума Ленинградского областного суда от 17 сентября 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 апреля 2019 года отменено, оставлено в силе решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 29 января 2019 года.
В кассационной жалобе, поданной ФИО1 в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене решения Приозерского городского суда Ленинградской области от 29 января 2019 года и постановления президиума Ленинградского областного суда от 17 сентября 2019 года.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 13 апреля 2020 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в порядке статьи 328 Кодекса административного судопроизводства, что обусловлено следующим.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Г. была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, в качестве члена семьи собственника указанного жилого помещения, в связи с чем при определении нуждаемости истца в улучшении жилищных условий должна учитываться в том числе и приходящаяся на нее площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, 1/2 доли в праве собственности на которую принадлежит Г.
С учетом того, что общая площадь указанной квартиры составляет 36,1 кв. м (то есть на двоюродную сестру истца приходится 18,05 кв. м общей площади принадлежащего ей жилого помещения), ФИО1 обеспечен общей площадью жилого помещения в размере 12,23 кв. м, что более
учетной нормы, установленной на территории муниципального образования Приозерское городское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области, которая равна 9 кв. м.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленного административного иска, пришел к выводу о том, что, поскольку ФИО1 поставлен на учет по улучшению жилищных условий в 1999 году по основанию «проживание в коммунальной квартире» (то есть до 1 марта 2005 года), согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» он мог быть снят с упомянутого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в связи с утратой оснований, которые ранее (до 1 марта 2005 года) предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма. Также судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда указала на то, что нуждаемость истца должна определяться исходя из нормы предоставления жилой площади, установленной в данном муниципальном образовании, согласно которой на состав семьи из пяти человек (бабушка, мать, отец, двоюродная сестра и истец) должно приходиться не менее 75 кв. м.
Президиум Ленинградского областного суда, отменяя определение суда апелляционной инстанции и оставляя в силе решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 29 января 2019 года, исходил из того, что истец не мог быть восстановлен на учете по основанию «проживание в коммунальной квартире», поставлен на указанный учет 8 ноября 2009 года, в связи с чем он был фактически не восстановлен на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, а вновь принят на такой учет. С учетом данных обстоятельств к спорным правоотношениям должны быть применены нормы действующего Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 56), из чего следует, что у администрации имелись законные основания для снятия истца с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В кассационной жалобе ФИО1 помимо доводов, изложенных ранее в административном исковом заявлении, указывает на то, что приобретение жилого помещения его двоюродной сестрой Г. совместно с ее супругом не является обстоятельством, порождающим у истца право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>, общей площадью 36,1 кв. м. Обеспеченность ФИО1 площадью жилого помещения на момент принятия оспариваемого постановления должна определяться исходя исключительно из площади того жилого помещения, право пользования которым он имеет.
Поскольку Зарытов А.А. поставлен на учет по улучшению жилищных условий в 1999 году по основанию «проживание в коммунальной квартире» (то есть до 1 марта 2005 года), согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» он мог быть снят с соответствующего учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в связи с утратой оснований, которые ранее (до 1 марта 2005 года) предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, в соответствии с нормой пункта 2 части 1 статьи 56 поименованного кодекса, которая указана в оспариваемом постановлении главы администрации от 15 октября 2018 года № 3455.
Судами установлено, что мать истца С. и его сестра С., <...> года рождения, с 1979 года проживали в комнате площадью 16 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <...>. На основании решения Приозерского горисполкома от 22 февраля 1990 года они были поставлены на учет по предоставлению жилой площади составом семьи два человека как лица, проживающие в коммунальной квартире.
Решением исполкома от 13 сентября 1990 года за ФИО2 была закреплена освободившаяся комната, площадью 12 кв. м, в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 34,8 кв. м.
ФИО1, <...> года рождения, был включен в очередь матери и сестры в 1999 году на основании проживания в названной коммунальной квартире.
В апреле 2001 года истец, являясь несовершеннолетним, был снят с регистрационного учета по адресу: <...> и с 23 апреля 2001 года зарегистрирован в двухкомнатной квартире, общей площадью 43,1 кв. м, расположенной по адресу: <...>, которая принадлежала на праве собственности его бабушке Л. на основании договора приватизации.
С 16 февраля 2007 года мать административного истца ФИО2 зарегистрирована по месту жительства Л. и ФИО1 по адресу: <...>.
В силу распоряжения главы администрации города Приозерска от 25 июня 2009 года № 194 Зарытова Г.В. с дочерью и сыном сняты с учета по предоставлению жилой площади, как не проходящие более пяти лет перерегистрацию и не отвечающие на обращения, а также сменившие место жительства (продавшие коммунальную квартиру).
Постановлением администрации муниципального образования «Приозерское городское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области от 14 сентября 2009 года № 251 ФИО2, являющейся членом семьи собственника двухкомнатной благоустроенной квартиры, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 43,1 кв. м, отказано в восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилым помещением более учетной нормы.
С 13 июля 2009 года в данной квартире зарегистрирован отец истца ФИО3
Постановлением администрации муниципального образования «Приозерское городское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области от 2 декабря 2009 года № 339 административный истец восстановлен на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с даты его обращения, то есть с 8 ноября 2009 года.
С 15 января 2013 года в упомянутой квартире зарегистрирована двоюродная сестра истца Г. которой на праве собственности принадлежит 1/2 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...> общей площадью 36,1 кв. м.
Постановлением администрации от 21 марта 2018 года № 905 ФИО1 признан соответствующим условиям участия в мероприятии подпрограммы «Жилье для молодежи» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» в 2019 году составом семьи один человек.
Постановлением администрации от 15 октября 2018 года № 3455 истец снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи один человек на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а
именно в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Постановлением администрации от 14 ноября 2018 года № 3755 признано утратившим силу постановление администрации от 21 марта 2018 года № 905 «О признании молодых граждан соответствующими условиям участия в мероприятии подпрограммы «Жилье для молодежи» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области в 2019 году», а также постановление администрации от 27 февраля 2017 года № 457 «О признании молодых граждан соответствующими условиям участия в мероприятии подпрограммы «Жилье для молодежи» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области в 2018 году»; ФИО1 исключен из списка молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в 2018 году в рамках указанной подпрограммы, а также исключен из списка молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить в 2019 году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках названной подпрограммы.
Президиумом Ленинградского областного суда не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 указанного федерального закона предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 36 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений упомянутой части.
При этом по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых
помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П «По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
В силу пунктов 29, 29 действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области, утвержденных решением исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года № 481/10, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 данных правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством (применительно к муниципальному образованию «Приозерское городское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области - минимальному размеру общей площади жилого помещения, указанному в пункте 1 решения Совета депутатов муниципального образования «Приозерское городское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области от 20 февраля 2006 года № 32).
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на такой учет в соответствии с законодательством, действующим на территории муниципального образования «Приозерское городское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области до вступления в силу решения Совета депутатов названного муниципального образования от 20 февраля 2006 года № 32, уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления (как это было установлено ранее действовавшими Правилами учета), но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.
Так, пунктом 1 решения Совета депутатов муниципального образования «Приозерское городское поселение» Приозерского муниципального района Ленинградской области от 20 февраля 2006 года № 32 утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 15 кв. м общей площади.
При этом по смыслу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданином, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, нельзя признать гражданина, являющегося собственником жилого помещения.
Принимая во внимание отсутствие у истца права пользования жилым помещением его двоюродной сестры, расположенным по адресу: <...> отсутствие нуждаемости Г. в жилом помещении и наличие у нее 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 36,1 кв. м, такая доля не подлежит учету при определении нуждаемости истца в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Учитывая данные обстоятельства, а также, что на момент восстановления на учете (8 ноября 2009 года) и на момент принятия оспариваемого решения ФИО1 не был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в 15 кв. м (43,1 / 4 = 10,77 кв. м на одного члена семьи), суд апелляционной инстанции правильно признал постановление главы администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 15 октября 2018 года № 3455 «О снятии с учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» незаконным.
Таким образом, поскольку допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца, постановление президиума Ленинградского областного суда от 17 сентября 2019 года подлежит отмене с оставлением в силе апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 апреля 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
постановление президиума Ленинградского областного суда от 17 сентября 2019 года отменить, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 апреля 2019 года оставить в силе.
Председательствующий
Судьи