ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 4-ИКАД23-2 от 14.08.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 4-ИКАД23-2-А1

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва 14 августа 2023 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Надеждина Бориса Борисовича на решение Московского областного суда от  26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции  от 3 августа 2023 года по административному делу № За-1056/2023 по  административному исковому заявлению Надеждина Б.Б. к избирательной  комиссии Московской области об отмене решения от 14 июля 2023 года   № 51/418-7 «Об отказе Надеждину Б.Б. в регистрации кандидатом на  должность губернатора Московской области» (далее также - решение  избирательной комиссии об отказе в регистрации), о возложении на  избирательную комиссию Московской области обязанности  зарегистрировать заявителя в качестве кандидата на должность губернатора  Московской области. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., объяснения Надеждина Б.Б., поддержавшего доводы  кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что решение суда и  апелляционное определение подлежат оставлению без изменения, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской 

Федерации 


установила:

постановлением Московской областной Думы от 8 июня 2023 года № 3/57-П  на 10 сентября 2023 года назначены выборы губернатора Московской  области. 

Решением избирательной комиссии Московской области от 14 июля  2023 года Надеждину Б.Б., выдвинутому избирательным объединением  Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская  инициатива» в Московской области, отказано в регистрации кандидатом на  должность губернатора Московской области в связи с несоблюдением  избирательным объединением требований к выдвижению кандидата,  предусмотренных подпунктами «б», «в» пункта 1 статьи 27 Федерального  закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»,  недостаточным количеством достоверных подписей депутатов Советов  депутатов городских округов Московской области, представленных для  регистрации кандидата, непредставлением кандидатом в избирательную  комиссию сведений в отношении кандидатуры для наделения полномочиями  сенатора Российской Федерации Нечаева А.А., подтверждающих постоянное  проживание на территории Московской области в течение 5 лет либо в  совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению. 

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации от 20 июля 2023 года жалоба Надеждина Б.Б. на решение  избирательной комиссии об отказе в его регистрации оставлена без  удовлетворения. 

Надеждин Б.Б. обратился в суд с административным исковым  заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии об  отказе в регистрации, о возложении на избирательную комиссию  обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата на должность  губернатора Московской области. 

В обоснование заявленных требований административный истец указал  на то, что другие кандидаты создали искусственные препятствия к его  выдвижению, осуществляя сбор подписей в количестве, значительно  превышающем установленный законом предел. По его мнению, нарушения,  выразившиеся в несоблюдении срока уведомления о проведении  конференции избирательного объединения, в неуведомлении Управления 

Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области о 


проведении конференции, носят формальный характер и не могут являться  основанием к отказу в регистрации. 

Решением Московского областного суда от 26 июля 2023 года,  оставленным без изменения апелляционным определением судебной  коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей  юрисдикции от 3 августа 2023 года, в удовлетворении административного  искового заявления отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Надеждин Б.Б. просит вышеуказанные судебные акты отменить,  направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином  составе судей. 

В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или  изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального права или норм процессуального права, которые  повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами такие  нарушения допущены не были. 

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной  комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по  заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если  будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с  нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38  данного федерального закона. 

Пунктом 24 статьи 38 названного федерального закона установлен  исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на  должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации  (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти  субъекта Российской Федерации), к числу которых относятся: для  кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований  к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом  «О политических партиях» (подпункт «б»); недостаточное количество  достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных  образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав  муниципальных образований, представленных для регистрации  (подпункт «д


Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата  предусмотрены пунктами 2 и 6 части 2 статьи 29 Закона Московской области  от 6 июля 2012 года № 98/2012-ОЗ «О выборах губернатора Московской  области». 

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации» регистрация кандидата на выборах высшего должностного лица  субъекта Российской Федерации осуществляется соответствующей  избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей  депутатов представительных органов муниципальных образований и (или)  избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в  соответствии с пунктом 17 статьи 37 данного федерального закона. 

Число подписей депутатов представительных органов муниципальных  образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав  муниципальных образований определяется законом субъекта Российской  Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года   № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах  Российской Федерации». 

Статьёй 26 Закона Московской области «О выборах губернатора  Московской области» предусмотрено, что в поддержку выдвижения  кандидата должны быть собраны подписи депутатов Советов депутатов  городских округов Московской области. Число таких подписей должно  составлять 7 процентов от общего числа указанных депутатов,  определённого уставами этих городских округов на день принятия решения о  назначении выборов губернатора Московской области (часть 1). 

Кандидат должен быть поддержан депутатами Советов депутатов  городских округов Московской области не менее чем в трёх четвертях  городских округов Московской области (часть 5). Депутат Совета депутатов  городского округа Московской области может поддержать только одного  кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением (часть 7). 

Решением избирательной комиссии Московской области от 8 июня  2023 года № 42/338-7 установлено, что в поддержку выдвижения кандидата  на выборах губернатора Московской области должно быть собрано  90 подписей депутатов Советов депутатов городских округов Московской  области; кандидат на должность губернатора Московской области должен  быть поддержан депутатами Советов депутатов городских округов  Московской области не менее чем в 43 городских округах Московской  области. 

Как следует из материалов административного дела и установлено  судами, Надеждин Б.Б. в избирательную комиссию Московской области для  регистрации его кандидатом на должность губернатора Московской области  представил только 7 подписей депутатов Советов депутатов городских  округов Московской области в свою поддержку, собранных в 6 городских 

округах Московской области, что послужило поводом для принятия 


избирательной комиссией Московской области оспариваемого решения на  основании подпункта «д1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации». 

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов политическими  партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О  политических партиях». 

Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона «О политических  партиях» политическая партия, её региональные отделения и иные  структурные подразделения обязаны: 

извещать соответствующий уполномоченный орган о проведении  открытых мероприятий (в том числе съездов, конференций или общих  собраний по выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные  должности в органах государственной власти, органах публичной власти  федеральных территорий и органах местного самоуправления) не позднее  чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в  пределах населённого пункта, в котором расположен уполномоченный орган,  и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его  проведении за пределами соответствующего населённого пункта и допускать  представителей уполномоченных органов на указанные мероприятия,  проводимые политической партией, её региональными отделениями и иными  структурными подразделениями (подпункт «б»); 

извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о  проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов  (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах  государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий  и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня  проведения мероприятия при его проведении в пределах населённого пункта,  в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня  до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного  населённого пункта и допускать представителей избирательной комиссии  соответствующего уровня на указанные мероприятия (подпункт «в»). 

Судами установлено, что избирательное объединение Региональное  отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в  Московской области о проведении 24 июня 2023 года конференции по  выдвижению кандидата на должность губернатора Московской области  Управление Министерства юстиции Российской Федерации Московской  области не извещало (письмо Управления Министерства юстиции  Российской Федерации Московской области от 10 июля 2023 года   № 50-3-5536/23), а избирательную комиссию Московской области, 

расположенную в городе Москве, о проведении указанного мероприятия в 


городе Долгопрудном Московской области известила письмом за пределами  установленного законом срока. 

Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела административным  истцом не оспаривались и расценены судами как основания для отказа в  регистрации Надеждина Б.Б. в соответствии с подпунктом «б» пункта 24  статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с  нарушением требований к выдвижению кандидата. 

Доводы кассационной жалобы Надеждина Б.Б. о наличии в материалах  дела доказательств, подтверждающих создание искусственных препятствий  его выдвижению путём сбора подписей депутатов в пользу других  кандидатов в количестве большем, чем определено законом, не могут  служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку  обстоятельства сбора подписей в поддержку этих кандидатов правового  значения не имеют и на законность оспариваемого решения избирательной  комиссии об отказе в регистрации кандидата Надеждина Б.Б. не влияют. 

В связи с этим требования административного истца об исключении из  мотивировочной части решения суждений суда о недоказанности факта  создания препятствий в сборе подписей подлежат отклонению. 

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются  законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам,  содержащимся в кассационной жалобе, не имеется. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями  327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

решение Московского областного суда от 26 июля 2023 года и  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 августа 2023 года  оставить без изменения, кассационную жалобу Надеждина Б.Б. - без  удовлетворения. 

Председательствующий

Судьи