ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 4-КАД21-39 от 28.07.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 4-КАД21-39-К1

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 28 июля 2021 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Абакумовой И.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  кассационной жалобе ФИО1 на решение Лобненского  городского суда Московской области от 12 марта 2020 г., апелляционное  определение судебной коллегии по административным делам Московского  областного суда от 19 августа 2020 г. и кассационное определение судебной  коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 26 февраля 2021 г. по административному делу № 2а-3 85/2020  по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области к  ФИО1 о взыскании задолженности по налогу, пени. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы  кассационной жалобы, возражения представителей Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 13 по Московской области  ФИО2, ФИО3, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по  Московской области обратилась в суд с административным исковым 


заявлением о взыскании с Голубь Т.Ю. недоимки по налогу на доходы  физических лиц за 2013 г. в сумме 780000 руб., пени - 3003 руб.,  одновременно ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока для  обращения в суд с данным административным иском. 

Требования мотивированы тем, что административным ответчиком в  2013 г. получен доход в общей сумме 6 000 000 руб., который указан им в  поданной в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы  физических лиц, самостоятельно исчислен налог по ставке 13%, что составило  780 000 руб. Вместе с тем требование от 29 июля 2014 г. № 43996 об уплате  налога и пени, направленное почтой в адрес налогоплательщика, оставлено  без исполнения. Судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по  налогу и пени отменен по заявлению должника. Определение об отмене  судебного приказа получено налоговым органом 23 января 2020 г. после  обращения в судебный участок. 

Решением Лобненского городского суда Московской области от  12 марта 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением  судебной коллегии по административным делам Московского областного суда  от 19 августа 2020 г. и кассационным определением судебной коллегии по  административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от  26 февраля 2021 г., административные исковые требования Межрайонной  ИФНС России № 13 по Московской области удовлетворены. 

В кассационной жалобе, поданной в судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации, ФИО1, ссылаясь на допущенные судами  существенные нарушения норм материального и норм процессуального права,  просит отменить принятые по делу судебные акты, вынести новое решение об  отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля  2021 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации,  определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля  2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия приходит к следующему. 

Согласно положениям пунктов 1, 3, 7 статьи 3 Налогового кодекса  Российской Федерации каждое лицо обязано платить законно установленные  налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не  могут быть произвольными, все неустранимые сомнения, противоречия и  неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу  налогоплательщика. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской  Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц  признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами  Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от 


источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми  резидентами Российской Федерации. 

Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц,  являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу  положений статей 208 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации  признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в  Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской  Федерации. 

Из пунктов 1, 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации  следует, что при определении налоговой базы учитываются все доходы  налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной  формах. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка,  установленная пунктом 1 статьи 224 данного кодекса (в размере  13 процентов), налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов, предусмотренных статьями 218-221 названного кодекса, с учетом  особенностей, установленных его главой 23. 

На основании пунктов 1, 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской  Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет  предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,  погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за  налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке,  предусмотренном данной статьей. Зачет суммы излишне уплаченного налога в  счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или)  штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных  данным кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не  более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога. Положение,  предусмотренное данным пунктом, не препятствует налогоплательщику  представить в налоговый орган письменное заявление (заявление,  представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной  электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или  представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы  излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по  пеням, штрафам). 

Как следует из материалов дела, ФИО1 задекларировал за 2013 г.  доход в сумме 6 000 000 руб., от которого самостоятельно исчислил налог на  доходы физических лиц по ставке 13% в размере 780 000 руб., представив в  Межрайонную ИФНС России № 13 по Московской области 30 июня 2014 г.  налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма  3-НДФЛ). 

Согласно требованию об уплате налога и пени от 29 июля 2014 г.   № 43996, направленному Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской  области в адрес налогоплательщика 12 августа 2014 г. почтовым  отправлением, по состоянию на 29 июля 2014 г. за ФИО1 числилась 


общая задолженность в сумме 783 003 руб., в том числе по налогу на доходы  физических лиц 780 000 руб., пени 3003 руб. 

Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного  участка № 103 Лобненского судебного района Московской области - мирового судьи судебного участка № 101 Лобненского судебного района  Московской области от 9 декабря 2014 г. ранее вынесенный тем же мировым  судьей судебный приказ от 13 ноября 2014 г. о взыскании с ФИО1  недоимки по налогу и пени отменен по заявлению должника.  

Возражая против предъявленных к нему требований, ФИО1  ссылался на решение налогового органа от 12 декабря 2018 г. № 1895,  которым произведено частичное погашение задолженности на сумму  имущественного налогового вычета, причитающегося административному  ответчику в порядке статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в  связи с приобретением жилья, в размере<...> руб.; поскольку согласно  решению налогового органа оставшаяся сумма недоимки по налогу за 2013 г.  составляет 352 065 руб., полагал расчет суммы административного иска  необоснованным. 

Разрешая административные исковые требования и удовлетворяя их, суд  первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной и  кассационной инстанций, посчитал установленным возникновение у  ФИО1 обязанности по уплате указанного налога за 2013 г. в заявленном  размере при непредставлении со стороны налогоплательщика доказательств ее  исполнения, признав верным произведенный административным истцом  расчет пени. Довод административного ответчика о том, что ему должен быть  произведен зачет встречных требований на сумму налогового вычета в  размере <...> руб., отклонен судом, как не подтвержденный объективными  доказательствами, поскольку определением Лобненского городского суда  Московской области от 21 ноября 2019 г. по административному делу № 2а- 1231/19 административный иск ФИО1 оставлен без рассмотрения. 

С такими выводами согласиться не представляется возможным.

Одной из задач административного судопроизводства является  правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных  дел. Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа  состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 3  статьи 3, пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации). 

Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных  процессуальным законом мер для всестороннего и полного установления всех  фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и  истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного  разрешения дела, решение суда должно быть законным и обоснованным  (часть 1 статьи 63, часть 1 статьи 176 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации). 

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации  обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного 


разрешения административного дела, в соответствии с нормами  материального права, подлежащими применению к спорным публичным  правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в  деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения  административного дела по своей инициативе истребовать доказательства  (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации). 

При этом согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении  административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд  выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен  федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли  основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также  проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера  взыскиваемой денежной суммы. 

Материалами дела подтверждается, что в качестве доказательств,  подтверждающих доводы ФИО1 о зачете встречных требований на  сумму имущественного налогового вычета, к отзыву на административный  иск были приложены в копиях: письменные объяснения налогового органа по  административному делу № 2а-1231/19 (также находившемуся в производстве  Лобненского городского суда Московской области), в котором названный  орган принимал участие в качестве административного ответчика,  содержащие ссылку на принятое Межрайонной ИФНС России № 13 по  Московской области решение от 12 декабря 2018 г. № 1895, на основании  которого налоговый орган в порядке пункта 5 статьи 78 НК РФ произвел зачет  в размере <...> руб. в счет погашения недоимки, числящейся за  ФИО1 по налогу на доходы физических лиц с июля 2014 г.;  представленная налоговым органом в материалы административного дела   № 2а-1231/19 справка № 2460208 о состоянии расчетов ФИО1 по  налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по  состоянию на 29 октября 2019 г., из которой следует, что оставшаяся сумма  недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2013 г. составляет 352 065  руб. 

Суд первой инстанции протокольным определением от 12 марта 2020 г.  приобщил отзыв ФИО1 с копиями указанных выше документов к  материалам данного административного дела. Однако в нарушение положений  статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации правовой оценки им не дал, доводы административного ответчика  о неверном расчете административных исковых требований, наличии  оснований для уменьшения подлежащей взысканию суммы задолженности  надлежащим образом не проверил, предусмотренные частью 1 статьи 63  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации меры  для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по  административному делу, для выявления и истребования по собственной  инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела не принял, 


рассмотрев административное дело по существу в первом судебном  заседании. 

В свою очередь, суд апелляционной инстанции в нарушение положений  части 1 статьи 306, статьи 308 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации необходимые доказательства в порядке,  установленном статьей 63 названного Кодекса не истребовал, правовую  оценку имеющимся в материалах административного дела доказательствам,  представленным административным ответчиком, не дал, мотивов отклонения  его доводов о снижении суммы недоимки по налогу на доходы физических  лиц ввиду осуществления налоговым органом частичного зачета  причитающегося налогоплательщику имущественного налогового вычета, не  привел. 

Кассационный суд общей юрисдикции также оставил данные доводы без  внимания. Мотивы отклонения повторяемых в рассматриваемой кассационной  жалобе доводов обжалуемое кассационное определение не содержит. 

При таких данных, принятые судами первой, апелляционной и  кассационной инстанций судебные акты об удовлетворении заявленных  административных исковых требований налогового органа в полном объеме  вынесены без установления и исследования юридически значимых для  правильного разрешения дела обстоятельств и правовой оценки доводов  административного истца, постановлены с существенным нарушением норм  материального и норм процессуального права, которое повлияло на исход  административного дела и без устранения которого невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов  административного истца, они подлежат отмене с направлением дела на новое  рассмотрение в суд первой инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное выше и  разрешить дело в соответствии с требованиями закона. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Лобненского городского суда Московской области от 12 марта  2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным  делам Московского областного суда от 19 августа 2020 г. и кассационное  определение судебной коллегии по административным делам Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2021 г. отменить, дело  направить на новое рассмотрение в Лобненский городской суд Московской  области. 

Председательствующий
Судьи