ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 49-КГ18-44 от 10.10.2018 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 49-КГ 18-44

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 10 октября 2018 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой ЕВ. и Калининой Л. А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  ФИО1 на определение судьи Верховного Суда  Республики Башкортостан от 9 ноября 2017 года и определение судебной  коллегии по административным делам Верховного Суда Республики  Башкортостан от 1 декабря 2017 года по административному исковому  заявлению ФИО1 о признании недействующим пункта 1951 Перечня  объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого  приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики  Башкортостан от 11 сентября 2015 года № 1433 (далее - Перечень). 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой ЕВ., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

в соответствии с пунктом 1951 Перечня в редакции от 30 июня 2016 года,  размещённого на официальном сайте Министерства земельных и  имущественных отношений Республики Башкортостан (Ьйр.УЛулулу.тгюгЬ.ги),  здание, кадастровый номер <...>, расположенное по адресу:  Республика Башкортостан, г. <...>  признано объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая 


база определяется в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации как кадастровая стоимость. 

ФИО1, собственник расположенных в указанном здании  нежилых помещений обратилась в суд с административным исковым  заявлением о признании недействующей приведённой нормы ввиду её  несоответствия федеральному налоговому законодательству, ссылаясь на  нарушение её прав и законных интересов в связи с обязанностью по уплате  налога в большем размере. 

Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от  9 ноября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением  судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики  Башкортостан от 1 декабря 2017 года, ФИО1 отказано в принятии  административного искового заявления на основании пункта 3 части 1  статьи 128 и части 1 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации в связи с тем, что на момент подачи  административного искового заявления оспариваемый нормативный правовой  акт и его оспариваемое положение прекратили своё действие. 

Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от  7 марта 2018 года административному истцу отказано в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда  кассационной инстанции. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня  2018 года материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации,  определением от 15 августа 2018 года кассационная жалоба с материалом  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

В кассационной жалобе, поданной ФИО1 в Верховный Суд  Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по её  административному исковому заявлению судебных актов ввиду  неправильного применения норм процессуального права. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном  порядке являются существенные нарушения норм материального права или  норм процессуального права, которые повлияли на исход административного  дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых  законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации). 

Проверив материал, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная  коллегия считает, что судебными инстанциями такие нарушения норм  процессуального и материального права допущены. 

Отказывая ФИО1 в принятии административного иска, судья  первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной  инстанции, приводя в обоснование положения статей 208, 213-216 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, а также 


правовые позиции, отражённые в абзаце шестом пункта 11 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября  2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании  нормативных правовых актов полностью или в части» и определения  Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня  2017 года № 1187-0, пришёл к выводу об отсутствии у административного  истца права на обращение в суд по заявленным требованиям-, поскольку  приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики  Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007 утверждён Перечень объектов  недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база  определяется как их кадастровая стоимость, в связи с чем оспариваемый  Перечень на дату обращения Акбашевой В.Б. в суд (7 ноября 2017 года)  является недействующим и не порождает правовых последствий и не может  повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод  административного истца. 

Между тем приведённые выводы основаны на неправильном применении  норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и  ошибочном толковании норм процессуального права. 

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная  защита его прав и свобод (часть 1 статьи 46). 

Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного  судопроизводства Российской Федерации, рассматривают и разрешают  подведомственные им административные дела о защите нарушенных или  оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных  интересов организаций, возникающие из административных и иных  публичных правоотношений, в том числе административные дела об  оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1  части 2 статьи 1). 

По общему правилу, установленному поименованным кодексом,  нормативный правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом  только в случае, если на момент обращения в суд он нарушает или может  нарушить либо иным образом затронуть права, свободы и законные интересы  заявителя (пункт 3 части 1 статьи 128, статья 208, пункты 4 и 5 части 2  статьи 209 названного кодекса). 

В силу части 1 статьи 210 названного кодекса судья отказывает в  принятии административного искового заявления о признании нормативного  правового акта недействующим в случае, если на момент подачи  административного искового заявления о признании нормативного правового  акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его  оспариваемые положения прекратили своё действие. 

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от  27 октября 2015 года № 2473-О и постановлении от 11 апреля 2000 года   № 6-П констатировал, что проверка судом общей юрисдикции в порядке  абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, 


утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и  признание их недействующими недопустима вне связи с защитой каких-либо  субъективных прав заявителя. Утрата нормативным правовым актом  юридической силы не является препятствием для реализации закреплённого в  части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную  защиту. Прежде всего, это касается нормативных правовых актов, хотя и  отменённых, но подлежащих применению к правоотношениям, возникшим до  их утраты. 

Таким образом, основным фактором, определяющим возможность  оспаривать нормативный правовой акт в судебном порядке, является не  момент утраты его правовой силы, а доказанность факта сохранения свойств  нормативности у формально прекратившего своё действие нормативного  правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных  интересов административного истца. 

Следовательно, возможность оспорить утративший силу нормативный  правовой акт сохраняется до тех пор, пока содержащиеся в нём предписания  применяются к заинтересованному лицу. 

Как следует из административного материала, оспариваемый  административным истцом Перечень определяет порядок исчисления  налоговой базы на 2016 год, то есть в силу предписания пункта 1 статьи 409  Налогового кодекса Российской Федерации налоговая выплата должна  производится до 1 декабря 2017 года, что не было принято во внимание при  рассмотрении вопроса о принятии административного иска к производству  суда, как и то обстоятельство, что в данном случае отказ в принятии  административного иска нарушил фундаментальное право административного  истца на доступ к правосудию, препятствует восстановлению и защите его  права платить законно установленные налоги. 

При таком положении обжалуемые ФИО1 судебные акты  являются незаконными, отказ в принятии административного искового  заявления по одним формальным основаниям лишает административного  истца гарантируемого Конституцией Российской Федерации права на  судебную защиту. 

Судебная коллегия, установив, что допущенные судебными инстанциями  нарушения норм материального и процессуального права являются  существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены  которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов  ФИО1, считает необходимым отменить их и направить материал в  суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии его к  производству. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328,  329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 


определила:

определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 ноября  2017 года и определение судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 декабря 2017 года отменить. 

Материал по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим пункта 1951 Перечня  объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого  приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики  Башкортостан от 11 сентября 2015 года № 1433 направить в Верховный Суд  Республики Башкортостан для рассмотрения вопроса о принятии его к  производству. 

Председательствующий