ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 5-КА20-13 от 13.05.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-КА20-13

КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 13 мая 2020 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Зинченко И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Правительства Москвы на определение судьи Московского городского суда  от 27 мая 2019 года об отказе в принятии административного искового  заявления Правительства Москвы об установлении кадастровой стоимости  нежилого здания в размере, равном его рыночной стоимости, и апелляционное  определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского  городского суда от 10 июля 2019 г. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., объяснения представителя Правительства Москвы  Моисеева А.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

Правительство Москвы обратилось в суд с административным исковым  заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с 

кадастровым номером 77:08:0013004:4, расположенного по адресу:

г. Москва, промзона Строгино, проезд № 607, в размере его рыночной  стоимости. 


Определением судьи Московского городского суда от 27 мая 2019 г.,  оставленным без изменения апелляционным определением судебной  коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда  от 10 июля 2019 г., в принятии административного искового заявления  отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса  административного судопроизводства, поскольку административное исковое  заявление подано органом государственной власти, которому Кодексом не  предоставлено такое право. 

Определением судьи Московского городского суда от 29 августа  2019 г. отказано в передаче кассационной жалобы Правительства Москвы  для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. 

Правительство Москвы, ссылаясь на допущенные судом нарушения  норм процессуального права, просит отменить принятые судебные акты и  направить материалы в первую инстанцию Московского городского суда для  решения вопроса о его принятии к производству. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 7 апреля 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения  в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. 

В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или  изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального права или норм процессуального права, которые  повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

При изучении доводов кассационной жалобы Правительства Москвы и  материалов истребованного административного дела Судебной коллегией  установлено, что нарушения такого характера допущены судами первой и  апелляционной инстанций. 

Пунктом 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации установлено, что судья отказывает  в принятии административного искового заявления в случае, если  административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и  законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или  публичных интересов органом государственной власти, иным  государственным органом, органом местного самоуправления, организацией,  должностным лицом либо гражданином, которым Кодексом или другими  федеральными законами не предоставлено такое право. 

Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. 


№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской  Федерации» к собственности субъектов Российской Федерации - городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные  участки, указанные в пунктах 2, и 3 указанной статьи и расположенные в  границах этих субъектов Российской Федерации. 

В силу части 2 статьи 3.3 указанного Федерального закона  распоряжение земельными участками, государственная собственность на  которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы,  Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков,  расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных  субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются  органами местного самоуправления внутригородских муниципальных  образований субъектов Российской Федерации - городов федерального  значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. 

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона г. Москвы от 19 декабря  2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» органы исполнительной  власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками,  находящимися в собственности города Москвы; земельными участками,  государственная собственность на которые не разграничена; иными  земельными участками в соответствии с федеральным законодательством. 

Исходя из пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г.  «Устав города Москвы» и статьи 1 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г.   № 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы является высшим  постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом  государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и  обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему  органов исполнительной власти города Москвы (часть 1). Правительство  Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и  должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением  вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы (часть 2). 

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля  2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон   № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть  оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты  определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих  лиц, а также органами государственной власти и органами местного  самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в  государственной или муниципальной собственности (за исключением  случаев, установленных названной статьей), в комиссии в случае ее создания  в субъекте Российской Федерации или в суде. 

Анализ приведенных норм в совокупности с положениями статьи 209  Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что  Правительство Москвы, обращаясь с заявлением об оспаривании 


кадастровой стоимости земельного участка, реализовало правомочия по  распоряжению земельными участками, находящимися в собственности  города Москвы, и земельными участками, находящихся на территории  города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.  Следовательно, нельзя считать, что административное исковое заявление  подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица,  неопределенного круга лиц или публичных интересов. 

Ссылка суда на пункт 4 части 1 статьи 128 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации в связи с вынесением определения  суда от 22 мая 2019 г. о прекращении производства по делу по  административному иску общества с ограниченной ответственностью  «МАНФС Зенит-Интер» (арендатора) об установлении кадастровой  стоимости в размере рыночной в отношении земельного участка в связи с  принятием отказа от иска не препятствует обращению с таким иском органа  государственной власти, органам местного самоуправления в отношении  объектов недвижимости, находящихся в государственной или  муниципальной собственности. 

То обстоятельство, что Департаментом городского имущества города  Москвы 29 ноября 2018 г. утверждены результаты определения  оспариваемой кадастровой стоимости, также не является препятствием для  обращения в суд Правительства Москвы с иском об установлении  кадастровой стоимости в размер рыночной, поскольку такое право  предусмотрено частью 1 статьи 22 Закона № 237-ФЗ. 

В связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций  существенными нарушениями норм материального и процессуального права,  повлиявшими на исход административного дела, обжалуемые судебные акты  нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением  материалов в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии  административного искового заявления к производству. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь  статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, 

определила:

определение судьи Московского городского суда от 27 мая 2019 г. и  апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции  Московского городского суда от 10 июля 2019 г. отменить, материалы  направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии  административного искового заявлений^ производству.