ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 5-КА20-26 от 30.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-КА20-26-К2

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 30 июня 2020 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,  судей Николаевой О.В. и Корчашкиной Т.Е. 

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Кочумы Александра Игнатьевича на решение Бутырского районного суда  г. Москвы от 3 июня 2019 года, апелляционное определение судебной  коллегии по административным делам Московского городского суда  от 6 августа 2019 года и кассационное определение Судебной коллегии по  административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от  20 ноября 2019 года по делу № 2а-150/2019 по административному исковому  заявлению Кочумы Александра Игнатьевича об оспаривании решения  Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и  картографии по г. Москве (далее также - Управление Росреестра  по г. Москве) от 17 декабря 2018 года № 77/002/213/2018-231 об отказе  в государственной регистрации права собственности на земельный участок,  возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права  собственности на земельный участок. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., объяснения административного истца - Кочумы А.И.,  поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей 


Департамента городского имущества города Москвы - Шевелева Р.С.  и Шиненковой В. А., а также представителя Управления Росреестра  по г. Москве - Ефимовой А.Н., Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

решением Управления Росреестра по г. Москве от 17 декабря 2018 года   № 77/002/213/2018-231 Кочуме А.И. отказано в государственной регистрации  права собственности на земельный участок с кадастровым номером  <...>, расположенный по адресу: г. <...>, в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона  от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации  недвижимости», по мотиву непредставления административным истцом  в Управление Росреестра по г. Москве документов, устанавливающих или  удостоверяющих права гражданина - прежнего собственника жилого дома,  расположенного на земельном участке, в отношении которого заявлены  регистрационные действия. 

Кочума А.И. обратился в Бутырский районный суд г. Москвы  с административным исковым заявлением о признании незаконным данного  решения, возложении обязанности осуществить государственную  регистрацию права собственности на земельный участок, утверждая, что им в  регистрирующий орган были представлены все необходимые документы,  подтверждающие постоянное (бессрочное) пользование этим земельным  участком исходя из его (Кочумы А.И.) статуса члена дачно-строительного  кооператива им. Ларина (далее - ДСК им. Ларина), в том числе выписка из  протокола общего собрания членов ДСК им. Ларина от 5 апреля 1998 года  о закреплении за ним как за членом данного кооператива указанного  земельного участка (решение принято до введения в действие Земельного  кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15 апреля 1998 года   № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих  объединениях граждан»). В члены ДСК им. Ларина он был принят в связи с  приобретением недвижимости на территории кооператива, а именно части  жилого строения по договору определения долей и отчуждения долей дачного  строения, расположенного на земельном участке, из которого и был выделен  спорный земельный участок; земельный участок поставлен на кадастровый  учет под кадастровым номером <...>

Кроме того, Кочума А.И. представил справку, выданную ДСК им.  Ларина, о том, что данный земельный участок расположен в границах  территории ДСК им. Ларина, а также свидетельство о праве собственности на  новый жилой дом с кадастровым номером <...>

Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 3 июня 2019 года,  оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии  по административным делам Московского городского суда от 6 августа  2019 года и кассационным определением Судебной коллегии по  административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции 


от 20 ноября 2019 года, Кочуме А.И. в удовлетворении административного  искового заявления отказано. 

Разрешая вопрос о законности оспариваемого административного акта  регистрирующего органа суд первой инстанции, с выводами которого  согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь  пунктом 3 статьи 253 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок  с ним», частью 2 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года   № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», исходил из того,  что для проверки проведения государственной регистрации заявленного  права у регистрирующего органа имелась необходимость установить, являлся  ли заявитель Кочума А.И. собственником здания (строения) или сооружения,  расположенного на земельном участке, до момента введения Земельного  кодекса Российской Федерации, право на который заявлено к регистрации, а  также установить лицо, которому был предоставлен земельный участок,  являвшееся прежним собственником здания (строения); для регистрации  права собственности на земельный участок необходим один из документов,  устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого  прежнего собственника строения на земельный участок. 

Оценив представленные Кочумой А.И. в регистрирующий орган и в  судебное заседание документы, в том числе копии справок о выплате пая  прежними членами кооператива, протокол общего собрания членов  ДСК им. Ларина от 5 апреля 1998 года о принятии его в члены ДСК, договор  определения долей и отчуждения долей дачного строения, расположенного на  земельном участке, из которого и был выделен спорный земельный участок,  а также протоколы общего собрания и заседания бюро ДОС РЖСКТ  им. Ларина, подтверждающие право Б.Б. Б.Т. как собственников в разные периоды времени построенного в 1936 году дома, расположенного по адресу:  г. <...>, заключение правления ДСК им. Ларина  о предоставлении и закреплении земельного участка за членом  ДСК им. Ларина Кочумой А.И., на условиях постоянного бессрочного  пользования, и то обстоятельство, что данный земельный участок расположен  в границах территории ДСК им. Ларина, суды посчитали, что представленные  Кочумой А.И. документы не могут рассматриваться в качестве  правоустанавливающих документов и, следовательно, не позволяют  Управлению Росреестра по г. Москве осуществить государственную  регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по  адресу: <...>, площадью 900 кв.м, в порядке  статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О  государственной регистрации недвижимости». 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Кочума А.И. просит об отмене решения Бутырского районного  суда г. Москвы от 3 июня 2019 года, апелляционного определения судебной  коллегии по административным делам Московского городского суда 


от 6 августа 2019 года и кассационного определения Судебной коллегии по  административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 20 ноября 2019 года 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 10 марта 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской  Федерации, определением от 22 мая 2020 года кассационная жалоба с делом  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и  поступившие на нее возражения, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему  выводу. 

Согласно части 1 статьи 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или  изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального права или норм процессуального права, которые  повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

Судами допущены такие существенные нарушения.

Так, согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане  вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение,  пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба  окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц  (часть 2). Условия и порядок пользования землёй определяются на основе  федерального закона (часть 3). 

В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ  «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права  на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации,  подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса  Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования  находящимися в государственной или муниципальной собственности  земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня  введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.  Право пожизненного наследуемого владения находящимися в  государственной или муниципальной собственности земельными участками,  приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса  Российской Федерации, сохраняется (пункт 1). 

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее  предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное  наследуемое владение, в установленных земельным законодательством  случаях, а также переоформление прав на земельные участки, 


предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным  или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается  (пункт 3 названной статьи). 

Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в  собственность земельный участок, который находится в его фактическом  пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право  собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие  Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в  действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к  гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на  жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса  Российской Федерации (пункт 4). 

Если земельный участок предоставлен до введения в действие  Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного,  дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного  или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного  наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования,  гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе  зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за  исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой  земельный участок не может предоставляться в частную собственность.  Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным  основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения,  расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и  находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе  зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за  исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие  земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.  Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем  пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49  Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной  регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких  земельных участков в собственность граждан не требуется.(абзацы первый,  третий и четвертый пункта 9.1). 

Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66- ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих  объединениях граждан», действовавшим до 1 марта 2015 года,  устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий  территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого  объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо  иной организации, при которой до вступления в силу названного  федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое  объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого  объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный  участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и 


застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим  устанавливающим распределение земельных участков в данном  некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном  случае такого земельного участка в собственность гражданина  осуществляется исполнительным органом государственной власти или  органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления  такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его  представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:  описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим  гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения,  в котором указывается гражданин, за которым закреплён такой земельный  участок, и подтверждается соответствие указанного описания  местоположения такого земельного участка местоположению земельного  участка, фактически используемого гражданином. 

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого  объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного  участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает  сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок,  составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в  федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на  государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с  ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав  на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные  сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом  объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических  лиц, физических лиц в качестве индивидуальных и крестьянских  (фермерских) хозяйств. 

Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам  возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования  земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении  участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской  Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного  хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного  строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо  ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие  участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым  перешло право собственности на расположенные на них здания (строения,  сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям.  Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может  предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения  в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в  собственность земельного участка, предоставленного для ведения  садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется. 

Из этого исходит федеральный законодатель при определении перечня  документов, необходимых для государственной регистрации права 


собственности в пункте 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля  2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,  указывая на то, что государственная регистрация права собственности на  земельный участок осуществляется на основании выдаваемой органом  местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у  гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот  земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства). 

При этом, включая в перечень документов, необходимых для  государственной регистрации права собственности на земельный участок, акт  о предоставлении гражданину земельного участка, изданный  уполномоченными органами государственной власти и местного  самоуправления в порядке, установленном законодательством,  действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт  (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный  уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном  законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент  его издания, пункт 4 части 1 статьи 49 названного закона допускает  представление иных документов, устанавливающих или удостоверяющих  право такого гражданина на указанный земельный участок. 

Из материалов дела усматривается, что испрашиваемый земельный  участок не исключен из оборота; находится в едином массиве земель ДСК  им. Ларина, созданного более 80 лет назад, который был образован в системе  рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году  с отводом земельного участка площадью 114 га в бессрочное пользование, что  утверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного  комитета от 29 апреля 1931 года. 

Устав ДСК им. Ларина зарегистрирован 15 июня 1932 года. В  соответствии с этим уставом ДСК создан в целях освоения свободных  городских и пригородных земельных участков в порядке отвода их органами  коммунального хозяйства и организации на них коллективных садов и  огородов. В дальнейшем из общей площади предоставленного кооперативу  участка неоднократно производились изъятия земельных участков различной  площади, как на нужды города, так и в качестве неосвоенных частей. На  основании постановления ЦИК и СНК СССР от 19 октября 1937 года за ДСК  им. Ларина как за кооперативом, погасившем госсуду, в бесспорном порядке  закреплен земельный участок площадью 61,5 га на тех же основаниях  (бессрочное пользование). 

Согласно новому уставу ДСК в редакции от 27 февраля 1940 года  ДСК им. Ларина имеет право получить в отводимом городским советом или  земельными органами для дачного строительства районе земельные участки в  бессрочное пользование и возводить на них дачные и служебные строения.  Решением исполнительного комитета Краснополянского районного Совета  депутатов трудящихся от 29 ноября 1946 года установлены фактические  границы ДСК в натуре, утвержден план землепользования. Временным  удостоверением Московского земельного комитета от 10 декабря 1992 года 


установлен факт использования ДСК им. Ларина земельного участка  площадью 48 га в городе Москве. 

Земельный участок, из которого впоследствии был образован  земельный участок с кадастровым номером <...>  расположенный по адресу: г. <...>, в регистрации права собственности на который Кочуме А.И. было отказано,  длительное время находился в правомерном пользовании Б.Б. Б.Б. Т. - владельцев дачного строения в разные периоды времени. 

Членом ДСК им. Лариной Т. был полностью выплачен пай в 1992 году, о чем имеются сведения в бюро технической инвентаризации  от 18 февраля 1993 года. 

Кочума А.И. приобрел дачу в ДСК им. Ларина в дар по договору  определения долей и отчуждения долей дачного строения от 15 февраля  1998 года, в соответствии с которым административному истцу перешла  1/2 доли в праве собственности Т.на дачное строение площадью 28 кв.м, находящееся на земельном участке площадью 3 310 кв.м,  расположенном по адресу: г. <...>

По уставу ДСК им. Ларина принятие в члены кооператива и  закрепление земельного участка сопровождается оформлением решения  общего собрания кооператива. С момента вынесения подобного решения у  члена кооператива возникает бессрочное право пользования дачей и  земельным участком. 

Решением общего собрания членов ДСК им. Ларина от 5 апреля  1998 года за Кочумой А.И. как за членом названного кооператива закреплен  земельный участок площадью 1 129,7 кв.м, впоследствии из него был выделен  спорный земельный участок и поставлен на кадастровый учет под  кадастровым номером <...>

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также анализируя  указанные нормы земельного законодательства, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит  к выводу о том, что поскольку земельный участок находится в постоянном  (бессрочном) пользовании Кочумы А.И., основанном на членстве  в ДСК им. Ларина, документы, исходящие от данного кооператива,  подтверждающие правомерность пользования земельным участком, имеют  особое юридическое значение как правоустанавливающие документы и  являются основанием для регистрации права собственности на  испрашиваемый земельный участок. 

Вместе с тем суды при рассмотрении дела не учли приведенные выше  нормы права в связи с чем, дали неправильную судебную оценку документам,  исходящим от ДСК им. Ларина и имеющим доказательственное значение для  правильного разрешения и рассмотрения настоящего дела. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации считает доводы кассационной  жалобы Кочумы А.И. о неправильном применении судами норм земельного 


законодательства заслуживающими внимания, а обжалуемые судебные акты - принятыми с существенными нарушениями норм материального права,  которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых  невозможна защита охраняемых законом публичных интересов. 

При таком положении обжалуемые решение Бутырского районного суда  г. Москвы от 3 июня 2019 года, апелляционное определение судебной  коллегии по административным делам Московского городского суда  от 6 августа 2019 года и кассационное определение Судебной коллегии  по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции  от 20 ноября 2019 года нельзя признать законными в связи с чем данные  судебные акты подлежат отмене. 

Учитывая, что все имеющие юридическое значение по делу  фактические обстоятельства судами были установлены, Судебная коллегия  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации  считает возможным принять новое решение об удовлетворении требований  административного истца. 

Руководствуясь частью 1 статьи 329 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Бутырского районного суда г. Москвы от 3 июня 2019 года,  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Московского городского суда от 6 августа 2019 года и кассационное  определение Судебной коллегии по административным делам Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 20 ноября 2019 года отменить. 

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы  государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве  от 17 декабря 2018 года № 77/002/213/2018-231 об отказе Кочуме Александру  Игнатьевичу в государственной регистрации права собственности на  земельный участок с кадастровым номером <...>,  расположенный по адресу: г. <...>; возложить  на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и  картографии по г. Москве обязанность осуществить государственную  регистрацию права собственности на указанный земельный участок. 

Председательствующий
Судьи