ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 5-КАД20-50-К2
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Москва 7 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой ЕВ. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО «Кунцевское» на решение Московского городского суда от 2 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2020 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 года по административному делу № За-6329/2019 по административному исковому заявлению ЗАО «Кунцевское» о признании недействующим пункта 19721 приложения № 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя ЗАО «Кунцевское» ФИО1., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Правительства Москвы ФИО2, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашян К.И.,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ЗАО «Кунцевское» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0012006:1366, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 31 178,7 кв. м. Данный объект недвижимости согласно сведениям ЕГРН находится в пределах двух земельных участков: земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:50, общей площадью 90 159 кв. м, имеющего на момент включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (пункт 19721 приложения № 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП), вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) и земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:5279, общей площадью 1 619 кв. м, с видом разрешенного использования - склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9). Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) ((4.2) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)).
Основанием включения административным ответчиком указанного объекта недвижимости в названный Перечень на 2019 год явилось установление с 26 апреля 2018 года вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:5279 (на нем расположена часть здания, принадлежащего ЗАО «Кунцевское») - в который входит, в том числе, размещение объектов торговли.
ЗАО «Кунцевское» (далее - общество) обратилось в суд с названным выше административным иском, указав в обоснование заявленных требований, что принадлежащее обществу нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0012006:1366 не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций».
Решением Московского городского суда от 2 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2020 года ЗАО «Кунцевское» отказано в
удовлетворении заявленных требований.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 года указанные судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной ЗАО «Кунцевское» в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос о её передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами такие нарушения допущены.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, как кадастровая стоимость, в том числе такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как торговые центры (комплексы).
Подпунктом 1 пункта 4 приведенной статьи предусмотрено, что в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В силу положений пункта 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе в отношении торговых центров (комплексов), если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Отказывая в удовлетворении административного иска ЗАО «Кунцевское», суд первой инстанции, с которым согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности административному истцу, расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, что в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет отнести названное выше нежилое здание к торговому центру.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться с данными выводами судов нижестоящих инстанций не может.
Судами установлено и подтверждается материалами административного дела, что большая часть здания (91,34 %) расположена на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:50, на котором согласно виду разрешенного использования возможно осуществление только производственной и складской деятельности. Вместе с тем земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012006:5279 был сформирован под эксплуатацию железнодорожного пути, который ранее проходил по строительным конструкциям здания, принадлежащего административному истцу. При этом на указанном земельном участке располагается незначительная часть здания, составляющая 8,66 % его общей площади. Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:50, тогда как земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012006:5279, согласно сведениям Департамента городского имущества города Москвы, земельно-правовыми отношениями не обременен.
Названное выше нежилое здание, принадлежащее ЗАО «Кунцевское», используется исключительно в целях ведения производственно-складской деятельности, что подтверждается актом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания для целей налогообложения от 30 ноября 2018 года № 9072775/ОФИ, технической документацией данного здания и согласуется с видом разрешенного использования арендуемого земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:50, предназначенного для размещения зданий, строений, сооружений материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Часть здания, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:5279, не выделена в отдельное помещение, не образует самостоятельного объекта недвижимости и не может использоваться обособленно от остальной части здания, не образует объекта налогообложения.
В связи с этим в данном случае имеется неопределенность относительно возможности применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при включении в оспариваемый перечень принадлежащего административному истцу здания.
При этом следует согласиться с доводами ЗАО «Кунцевское» о том, что органы государственной власти г. Москвы, являясь собственником земельного участка, самостоятельно сформировав указанный земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012006:5279 и установив ему неблагоприятный правовой режим, своими действиями создали основания для установления повышенного размера налога.
Между тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Судами не было принято во внимание то, что в случае если здание (строение, сооружение) расположено на двух земельных участках, виды разрешенного использования хотя бы одного из которых не предусматривают размещение зданий коммерческого назначения, то основанием для признания здания торговым объектом является его назначение или фактическое использование в целях коммерческого назначения. Поскольку принадлежащее административному истцу нежилое здание, хотя частично и расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов торговли, но фактически не используется в целях коммерческого назначения, то его включение в указанный Перечень 2019 года нельзя признать правильным, оправданным в конституционно-правовом отношении, так как это возлагает повышенную налоговую нагрузку на общество, как налогоплательщика без экономических на то оснований, нарушает конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика», подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение Московского городского суда от 2 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2020 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам
Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 года подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления ЗАО «Кунцевское».
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 2 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 марта 2020 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 года отменить и принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ЗАО «Кунцевское» удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2019 года пункт 19721 приложения № 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП.
Председательствующий
Судьи