ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 5-КАД23-39 от 26.07.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 5-КАД23-39-К2

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 26 июля 2023 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,  судей Горчаковой ЕВ. и Кузьмичева СИ. 

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Чернышева Кирилла Александровича на решение Преображенского  районного суда города Москвы от 11 ноября 2021 года, апелляционное  определение судебной коллегии по административным делам  Московского городского суда от 5 июля 2022 года и кассационное  определение судебной коллегии по административным делам Второго  кассационного суда общей юрисдикции от 26 декабря 2022 года по  административному делу № 2а-1631/2021 по административному  исковому заявлению Чернышева К.А. к государственному унитарному  предприятию города Москвы «Мосгортранс» (далее - ГУП  «Мосгортранс»), контролёру ГУП «Мосгортранс» о признании действий  незаконными. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., объяснения Чернышева К.А., поддержавшего доводы  кассационной жалобы, возражения против удовлетворения кассационной  жалобы представителя ГУП «Мосгортранс» Сорокиной Е.Р., контролёра  ГУП «Мосгортранс» Выставкиной ЕВ., Судебная коллегия по 

административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

Чернышев К.А. обратился в суд с административным исковым  заявлением о признании незаконными действий контролёра ГУП  «Мосгортранс», выразившихся в изъятии у него социальной карты  москвича. 

Решением Преображенского районного суда города Москвы  от 11 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным  определением судебной коллегии по административным делам  Московского городского суда от 5 июля 2022 года, в удовлетворении  административного искового заявления отказано. 

Кассационным определением судебной коллегии по  административным делам Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 26 декабря 2022 года судебные акты нижестоящих судов  оставлены без изменения. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Чернышев К.А. просит вышеуказанные судебные акты  отменить, направить административное дело в суд первой инстанции на  новое рассмотрение. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации  административное дело истребовано в Верховный Суд Российской  Федерации и определением от 22 июня 2023 года передано для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или  изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные  нарушения норм материального права или норм процессуального права,  которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела  и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита  охраняемых законом публичных интересов. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации  приходит к выводу о необходимости её удовлетворения по следующим  основаниям. 

Из материалов административного дела видно, что 16 августа  2021 года для подтверждения регистрации поездки в общественном  городском транспорте (трамвае) контролёру ГУП «Мосгортранс»  Чернышевым К.А. предъявлена социальная карта москвича, на которой  зафиксирована информация о нём как о держателе карты (визуальные 

признаки - фотография, персональные данные - фамилия, имя и отчество, 


номер полиса обязательного медицинского страхования), данные о сроке  действия карты (до сентября 2023 года), а также основания  предоставления льгот (обучение в вузе МГЮА). 

В целях подтверждения имеющегося у Чернышева К.А. права на  льготный проезд контролёр ГУП «Мосгортранс» предложил ему  предъявить студенческий билет. В связи с отказом Чернышева К.А.  представить студенческий билет социальная карта москвича у него была  изъята, что послужило поводом для обращения в суд с  административным исковым заявлением о признании действий  контролёра ГУП «Мосгортранс» незаконными. 

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции ссылаясь на  пункты 7.1, 7.2, 7.2.7, 7.3 (1) Правил пользования наземным городским  транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами,  автобусами) в городе Москве, утверждённых постановлением  Правительства Москвы от 2 сентября 2008 года № 797-ПП, пришёл к  выводу о том, что для проезда городским наземным электрическим  транспортом льготной категории граждан необходимо предъявить  документ об оплате (регистрации) проезда и документ, подтверждающий  право на льготу. В данном случае - студенческий билет. 

В связи с тем, что такой документ административным истцом  предъявлен не был, суд, применив подпункт «е» пункта 65 и пункт 67  Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и  городским наземным электрическим транспортом, утверждённых  постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября  2020 года № 1586, предусматривающие изъятие перевозчиком билета при  непредставлении лицом документа, подтверждающего его право на  льготу по оплате проезда, если представление такого документа является  обязательным, отказал в удовлетворении административного искового  заявления. 

Апелляционный и кассационный суды с выводами суда первой  инстанции согласились, указав на их соответствие материалам дела и  нормам материального права, регулирующим спорные отношения. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает такие выводы судов основанными на  неправильном толковании норм материального права. 

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным  транспортом и городским наземным электрическим транспортом,  которые являются частью транспортной системы Российской Федерации,  регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ  «Устав автомобильного транспорта и городского наземного  электрического транспорта» (далее - Федеральный закон от 8 ноября  2007 года № 259-ФЗ).  

Статьёй 20 названного федерального закона определён порядок 

проверки подтверждения оплаты проезда при проезде по маршрутам 


регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном  сообщении. 

Пунктом 2 части 7, частью 9, частью 23 статьи 20 Федерального  закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ предусмотрено, что порядок  подтверждения пассажиром оплаты проезда и права на бесплатный или  льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в  городском сообщении, установленным в границах субъекта Российской  Федерации - города федерального значения Москвы, а также порядок  проверки подтверждения оплаты такого проезда и наличия права на  бесплатный или льготный проезд утверждаются нормативными  правовыми актами города Москвы, принятыми с учётом положений  данной статьи. 

Билет, в том числе с указанием части или всех реквизитов в  электронном виде, предназначенный для лица, которому предоставлено  право на бесплатный либо льготный проезд или преимущество по  провозной плате, при непредставлении действительного документа,  подтверждающего такие право либо преимущество изымается  представителем перевозчика или должностным лицом, уполномоченным  на осуществление проверки подтверждения оплаты. Порядок изъятия  указанного билета устанавливается нормативными правовыми актами,  издаваемыми в соответствии с частью 7 приведённой статьи. 

В целях реализации предоставленных полномочий постановлением  правительства Москвы от 2 сентября 2008 года № 797-1Ш утверждены  Правила пользования наземным городским транспортом общего  пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве  (далее - Правила). 

Согласно пункту 5.1 Правил (в редакции, действовавшей на момент  изъятия карты москвича) оплата проезда происходит при входе в трамвай  путём погашения проездного билета через устройство контроля и  погашения билетов; при реализации права на бесплатный проезд  пассажиры при входе в трамвай регистрируют свою поездку путём  поднесения социальной карты москвича к мишени устройства контроля и  погашения билетов. 

В силу пункта 7.2 Правил безбилетным является проезд лица:

предъявившего социальную карту москвича или льготный билет для  учащихся, которые не принадлежат этому лицу или срок действия  которых истёк (пункт 7.2.5 Правил); 

предъявившего проездной билет, предназначенный для лица,  которому предоставлено преимущество по оплате проезда, не имеющего  при себе документа, подтверждающего право на предоставление  указанного преимущества (пункт 7.2.7 Правил). 

Контроль за соблюдением пассажирами данных правил  осуществляется контролёрами наземного городского транспорта общего 

пользования (пункт 7.1 Правил). 


Пунктом 7.3(1) Правил установлено, что при предъявлении  пассажиром контролёру наземного городского транспорта общего  пользования для подтверждения факта оплаты проезда проездного  билета, указанного в пункте 7.2.7 Правил, а также социальной карты  москвича, которая не принадлежит этому лицу или срок действия которой  истёк, данный документ подлежит изъятию в установленном порядке. 

Согласно должностной инструкции контролёра пассажирского  транспорта филиала Службы доходов и контроля ГУП «Мосгортранс»,  утверждённой директором указанного филиала 25 ноября 2019 года,  контролёр пассажирского транспорта обязан проверять наличие  проездных документов у пассажиров всех категорий, с помощью  технических средств контроля устанавливать их подлинность, срок  действия и правильность оплаты проезда (пункт 3.11); изъять у  пассажира, предъявившего в качестве оплаты проезда льготную  персонифицированную карту, ему не принадлежащую (пункт 3.17). 

Таким образом, контролёром наземного городского транспорта  общего пользования социальная карта москвича может быть изъята у  пассажира только в двух случаях: если она ему не принадлежит или истёк  срок её действия. Иные основания для изъятия социальной карты  москвича, связанные с реализацией права на льготный проезд,  действующим законодательством не предусмотрены. 

Принадлежность Чернышеву К.А. карты москвича, срок действия  которой на момент предъявления её контролёру не истёк, а также факт  регистрации поездки с помощью данной карты в ходе рассмотрения дела  административными ответчиками не оспаривались. 

При таких данных у контролера ГУП «Мосгортранс» не было права  на изъятие у административного истца социальной карты москвича.  В связи с этим оснований считать проезд Чернышева К.А. безбилетным, а  его карту москвича подлежащей изъятию у административного ответчика  не имелось. 

Применение судами пунктов 7.2, 7.2.7, 7.3(1) Правил является  неправомерным, поскольку пунктами 7.2, 7.2.5 и 7.3(1) этих же Правил  предусмотрены самостоятельные основания для признания безбилетным  проезда лица, предъявившего социальную карту москвича, и основания  изъятия у него данной карты. 

С учётом изложенного вывод судов о законности действий  контролёра ГУП «Мосгортранс», выразившихся в изъятии карты  москвича, не основан на нормах материального права. 

Вопреки суждению судов действия административного ответчика  повлекли нарушение прав Чернышева К.А., который на время изъятия  карты москвича кроме льготного проезда был лишён возможности  получать иные социальные льготы. 

При установленных обстоятельствах судебные акты судов первой,  апелляционной и кассационной инстанций об отказе в удовлетворении 

заявленных требований являются незаконными и подлежат отмене. 


Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Преображенского районного суда города Москвы от 11 ноября  2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Московского городского суда от 5 июля 2022 года  и кассационное определение судебной коллегии по административным делам  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 декабря 2022 года  отменить, принять по делу новое решение, которым административное  исковое заявление Чернышева Кирилла Александровича удовлетворить.  Признать незаконными действия контролера ГУП «Мосгортранс»,  выразившиеся в изъятии у Чернышева К.А. социальной карты. 

Председательствующий