ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 55-КА20-3 от 12.05.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 55-КА20-3

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  г. Москва 12 мая 2020 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В .Б.,

судей Абакумовой И. Д. и Назаровой А.М. 

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием  систем видеоконференц-связи кассационную жалобу территориальной  избирательной комиссии г. Абакана (далее также - ТИК г. Абакана) на  кассационное определение судебной коллегии по административным  делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря  2019 года по административному делу № 2а-7552/2019 по  административному исковому заявлению Иванова Олега Альбертовича к  ТИК г. Абакана о признании незаконным и отмене постановления,  возложении обязанности. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., объяснения представителей территориальной  избирательной комиссии г. Абакана Республики Хакасия Чеботарева  В.А., Сергеева ВВ., Поздняковой СО., Суеваловой А.И., представителя  избирательной комиссии Республики Хакасия Белинской НА.,  поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против  удовлетворения кассационной жалобы представителей  административного истца Иванова О.А. - Бизимова А.В., Дворяка В.Г.,  Сердюка ВВ., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что кассационное  определение подлежит отмене, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

Постановлением ТИК г. Абакана от 29 ноября 2019 года   № 145/1695-4 Иванову О.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения,  отказано в регистрации кандидатом на должность Главы города Абакана. 

Согласно итоговому протоколу проверки представленных  Ивановым О.А. подписных листов от 26 ноября 2019 года из  713 подписей избирателей признано недействительными 44 подписи,  поскольку они получены с нарушениями требований подпунктов «а», «б»,  «в», «е», «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».  Кроме того, 29 ноября 2019 года ещё 27 подписей избирателей признаны  недействительными, поскольку были собраны на рабочих местах  избирателей. 

Иванов О.А. обратился в суд с административным иском к ТИК  г. Абакана о признании незаконным и отмене постановления от 29 ноября  2019 года об отказе ему в регистрации кандидатом на должность Главы  г. Абакана, о возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом  на эту должность, просил обратить решение суда к немедленному  исполнению. 

В обоснование своих требований указал, что 24 ноября 2019 года в  ТИК г. Абакана представил 184 подписных листа, содержащих  713 подписей избирателей, из которых недействительной признана  71 подпись, действительными - 642 подписи (при необходимых для  регистрации 649 подписях). В связи с этим избирательной комиссией  принято обжалуемое постановление. 

Истец полагает, что выводы о недействительности 27 подписей  избирателей, подавших в ТИК г. Абакана заявления о том, что поставили  подписи на рабочих местах, сделаны с нарушением процедуры проверки  подписей. Комиссией не указаны конкретные нарушения, выявленные  экспертом применительно к каждой подписи. Кроме того, из подписей,  признанных недействительными на основании заявлений избирателей,  две подписи ранее были исключены рабочей группой и поэтому не  должны учитываться. Одна подпись из этой группы поставлена в  выходной день не на рабочем месте и тоже подлежит исключению. Из 44  подписей, проверенных 26 ноября 2019 года рабочей группой 26  подписей признаны недействительными необоснованно. Таким образом,  при условии соблюдения процедуры проверки и подтверждения факта 


нарушений из этого списка недействительными могли быть признаны  только 24 подписи. 

В связи с этим, по мнению административного истца, у ТИК  г. Абакана отсутствовали основания для вынесения постановления об  отказе в регистрации Иванова О.А. кандидатом на должность Главы  г. Абакана. 

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от  12 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным  определением судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Республики Хакасия от 18 декабря 2019 года, в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Кассационным определением судебной коллегии по  административным делам Восьмого кассационного суда общей  юрисдикции от 21 декабря 2019 года указанные судебные акты отменены.  По делу принято новое решение об удовлетворении административного  искового заявления Иванова О.А. 

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской  Федерации, ТИК г. Абакана просит кассационное определение судебной  коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда  общей юрисдикции от 21 декабря 2019 года отменить, оставив в силе  судебные акты судов первой и апелляционной инстанций. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от  24 января 2020 года административное дело истребовано в Верховный  Суд Российской Федерации и определением от 15 апреля 2020 года  передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или  изменения судебных актов в кассационном порядке Судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные  нарушения норм материального права или норм процессуального права,  которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела  и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита  охраняемых законом публичных интересов. 

Проверив административное дело, обсудив доводы кассационной  жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия приходит к выводу о  необходимости её удовлетворения по следующим основаниям. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в  поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи  избирателей в порядке, который определяется законом. Количество  подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых 


по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет  0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории  избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного  Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по  одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа  избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего  избирательного округа, указанного в схеме одномандатных  избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей. 

Судом установлено, что кандидату на должность Главы г. Абакана  необходимо собрать 649 подписей избирателей, что составляет  0,5 процента от числа зарегистрированных по состоянию на 1 июля 2019  года в г. Абакане 125 тысяч 797 избирателей. 

Отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и  апелляционной инстанций исходили из того, что проверка подписей  избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных  Ивановым О.А., проведена 26 ноября 2019 года рабочей группой в  присутствии административного истца, в результате проверки признаны  недействительными 44 подписи. К итоговому протоколу приложена  ведомость проверки подписных листов, содержащая указание на  основания признания подписей недействительными; итоговый протокол  вручен Иванову О.А. 26 ноября 2019 года. 

Кроме того, 28 и 29 ноября 2019 года в ТИК г. Абакана поступили  заявления 27 избирателей, о том, что их подписи были собраны на  рабочих местах. По результатам рассмотрения данных заявлений  29 ноября 2019 года принято решение о недействительности 27 подписей  избирателей. Таким образом, ТИК г. Абакана всего недействительной  признана 71 подпись избирателей. 

При таких данных, суды пришли к выводу о том, что представленное  административным истцом количество действительных подписей  является недостаточным для его регистрации кандидатом, в связи с чем  избирательная комиссия правомерно отказала Иванову О.А. в  регистрации. Каких-либо ограничений по проверке подписей,  рассмотрению поступивших заявлений при проведении заседания  избирательной комиссии ни федеральное, ни региональное  законодательство не содержат. Подписи, собранные на рабочих местах, в  силу закона являются недействительными и дополнительной проверке не  подлежат. 

Отменяя состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворяя  заявленные требования Иванова О.А., суд кассационной инстанции  исходил из отсутствия письменного заключения эксперта о  недействительности ряда подписей избирателей, а также доказательств  сбора части подписей на рабочем месте и принадлежности подписей в  подписных листах в поддержку кандидата Иванова О.А. лицам, 


обратившимся в ТИК г. Абакана с заявлениями о недействительности  этих подписей. 

Судебная коллегия считает такие выводы основанными на  неправильном применении норм материального права и неверной оценке  характера и оснований заявленных требований. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» подписи могут собираться  только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом  в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие  органов государственной власти, органов местного самоуправления,  органов управления организаций независимо от формы собственности,  учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего  голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей,  участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение  за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в  процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий,  стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании  благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с  нарушением положений названного пункта, являются  недействительными. 

Судами первой и апелляционной инстанций достоверно установлено,  что 28 и 29 ноября 2019 года в ТИК г. Абакана поступили заявления от  27 избирателей, подписи которых имеются в подписных листах кандидата  Иванова О.А. о том, что данные подписи в поддержку выдвижения  названного кандидата собраны на рабочих местах. 

При сопоставлении полученных заявлений со сведениями в  подписных листах в поддержку кандидата Иванова О.А. установлено  наличие указанных подписей в количестве 27 штук. 

Таким образом, суды пришли к верному выводу о правомерном  признании избирательной комиссией 27 подписей избирателей  недействительными, как собранных с нарушением требований пункта 6  статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 

В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится  путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет  осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором  подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. 

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура  проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления 


подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках  референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все  представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от  установленного законом необходимого для регистрации кандидата,  списка кандидатов, назначения референдума количества подписей  избирателей, участников референдума, отобранных для проверки  посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут  привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа  специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных  комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской  Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах  Российской Федерации, а также иных государственных органов.  Заключения экспертов могут служить основанием для признания  недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных  листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.  Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях  проверки подписных листов или ином документе (пункт 3). 

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый  протокол, в котором указывается количество заявленных подписей,  количество представленных подписей и количество проверенных  подписей избирателей, а также количество подписей, признанных  недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований  (причин) признания их таковыми. В случае, если проведенная комиссией  проверка подписных листов повлечет за собой последствия,  предусмотренные подпунктами «г.1» и «д» пункта 24 или подпунктами  «в.1» и «г» пункта 25 данной статьи, кандидат вправе получить в  комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии  ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются  основания (причины) признания подписей избирателей, участников  референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием  номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых  содержится каждая из таких подписей, а также получить копии  официальных документов, на основании которых соответствующие  подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.  Итоговый протокол прилагается к решению об отказе в регистрации  кандидата (пункт 7). 

Основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное  количество достоверных подписей избирателей, представленных для  регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24). 

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года   № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при  рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной 


комиссии об отказе в регистрации кандидата, по основаниям,  предусмотренным подпунктом «д» пункта 24, подпунктом «г» пункта 25  статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо  превышение установленного предела недостоверных и (или)  недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что  Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной  судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не  распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей  избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами  3-7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации». 

Порядок подготовки и проведения выборов глав муниципальных  образований и депутатов представительных органов муниципальных  образований на территории Республики Хакасия определен Законом  Республики Хакасия от 8 июля 2011 года № 65-ЗРХ «О выборах глав  муниципальных образований и депутатов представительных органов  муниципальных образований в Республике Хакасия». 

Так, статьей 30 приведенного регионального закона установлено,  что, если кандидатом представлены подписные листы с подписями  избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата,  комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления  подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей  избирателей, содержащихся в этих подписных листах. (часть 1).  Соответствующая комиссия для проведения проверки соблюдения  порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности  сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих  подписных листах, своим решением создает рабочие группы из числа  членов комиссии с правом решающего голоса, привлеченных  специалистов (часть 2). 

Члены рабочей группы, указанной в части 2 данной статьи, в  процессе проверки составляют ведомость проверки подписных листов  (часть 5). По окончании проверки подписных листов по каждому  кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается  руководителем рабочей группы - членом соответствующей комиссии с  правом решающего голоса - и представляется комиссии для принятия  решения (часть 15). 

Постановлением ТИК г. Абакана от 26 октября 2019 года   № 137/1584-4 утверждены положение о Рабочей группе по приему и  проверке избирательных документов, представляемых в избирательную  комиссию муниципального образования г. Абакана при проведении 


досрочных выборов Главы г. Абакана (далее - Рабочая группа) и состав  Рабочей группы. 

Из материалов дела видно, что в состав Рабочей группы включен  специалист Экспертно-криминалистического центра Министерства  внутренних дел по Республике Хакасия, который принимал участие в  работе ТИК г. Абакана, а также присутствовал при проверке подписных  листов Иванова О.А. и заключение которого зафиксировано в ведомости  проверки подписных листов Иванова О.А. 

Кроме того, в материалах дела имеется справка указанного  специалиста об исследовании подписных листов от 9 декабря 2019 года,  подтверждающая выводы, изложенные в ведомости проверки этих  листов. 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции данный  специалист Экспертно-криминалистического центра Министерства  внутренних дел по Республике Хакасия подтвердил приведенные  обстоятельства. 

Таким образом, ТИК г. Абакана при вынесении постановления от  29 ноября 2019 года учтено заключение эксперта, оформленное в  соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» в письменной форме в ведомости проверки  подписных листов, представленных в избирательную комиссию  административным истцом. 

При таких данных, выводы суда первой и апелляционной инстанций  о предоставлении Ивановым О.А. недостаточного количества  действительных подписей избирателей и правомерном отказе  избирательной комиссии в его регистрации кандидатом на должность  Главы города Абакана, является правильным, а суждение судебной  коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда  общей юрисдикции об отсутствии требуемого в силу закона  письменного заключения эксперта противоречит материалам дела. 

Более того полномочия суда кассационной инстанции закреплены в  статье 329 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации. 

Частью 3 указанной статьи установлено, что суд кассационной  инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными  обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты  судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о  достоверности или недостоверности того или иного доказательства,  преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой  судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении  административного дела. 

Как следует из отмененных судебных актов, судами первой и  апелляционной инстанций по правилам статьи 84 Кодекса 


административного судопроизводства Российской Федерации  исследованы соответствующие доказательства и установлены  обстоятельства сбора части подписей в поддержку Иванова О.А. на  рабочем месте избирателей, а также принадлежности данных подписей  лицам, обратившимся в ТИК г. Абакана с заявлениями об их  недействительности. 

Вместе с тем судебная коллегия по административным делам  Восьмого кассационного суда общей юрисдикции вопреки предписаниям  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  осуществила переоценку установленных судами первой и апелляционной  инстанций фактических обстоятельств дела, а также представленных  участвующими в деле лицами доказательств. 

С учётом того, что кассационным судом общей юрисдикции  допущены ошибки в применении норм материального права и  процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения  административного дела, кассационное определение судебной коллегии  по административным делам Восьмого кассационного суда общей  юрисдикции от 21 декабря 2019 года подлежит отмене с оставлением в  силе судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. 

На основании изложенного Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации,  руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

кассационное определение судебной коллегии по административным  делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 

коллегии по административным делам Верховного Суда Республики  Хакасия от 19 декабря 2019 года оставить без изменения. 

Председательствующий
Судьи