ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 55-КА20-4
КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 3 июня 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова ОН.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1602/2019 по административному исковому заявлению Сидоренко Артема Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об оспаривании отказа в удовлетворении заявления о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости,
по кассационной жалобе Сидоренко Артема Александровича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 26 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Николиной О.Г., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>.
Решением Комиссии от 25 января 2018 г. заявление Сидоренко А.А. отклонено.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Хакасия от 14 сентября 2018 г. требования ФИО1 удовлетворены: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере, равном его рыночной стоимости.
Решением Управления Росреестра по Республике Хакасия от 4 февраля 2019 г. в удовлетворении указанного заявления отказано, в связи с чем ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании этого отказа незаконным.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 марта 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 26 июня 2019 г., в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
Определением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 17 октября 2019 г. ФИО1 отказано в передаче кассационной жалобы на вышеуказанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 25 декабря 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Разрешая административное дело, Абаканский городской суд Республики Хакасия пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ФИО1, поскольку в решении Верховного Суда Республики Хакасия от 14 сентября 2018 г. указано, что административное исковое заявление подано в суд 7 августа 2018 г., следовательно, кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с 1 января 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия по существу согласилась с выводами суда первой инстанции.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату рассмотрения судом дела о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ФИО1 земельного участка, было предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии со статьей 2420 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (абзац третий); в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24 данного закона,
сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац пятый).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения должна указываться дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Верховный Суд Республики Хакасия в решении от 14 сентября 2018 г., указав в резолютивной части на удовлетворение административного искового заявления, поданного 7 августа 2018 г., не устанавливал ту дату, которая в соответствии с приведенными выше разъяснениями должна считаться датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В то же время абзацем шестым статьи 2420 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся в том числе дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 декабря 2015 г. № 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - Порядок № 943).
В соответствии с пунктом 25 Порядка № 943 в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка указываются:
5) дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости;
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457 (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия осуществляет свою деятельность на основании статьи 2419 Закона об оценочной деятельности, согласно которой комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в соответствии с упомянутым выше Положением таким органом является Росреестр); в состав комиссии входят в том числе представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок № 263).
Пунктом 21 Порядка № 263 предусмотрено, что копия решения о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости или о ее определении в размере его рыночной стоимости, принятого по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, в течение двух рабочих дней с даты его принятия представляется секретарем комиссии в территориальный орган уполномоченного федерального органа и направляется заявителю, лицу, обладающему правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
При наличии у осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав органа, принимавшего участие в рассмотрении дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, сведений об обращении собственника в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, и отсутствии указаний на это в судебном акте, для устранения сомнений в дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости этот орган должен был обратиться за разъяснением судебного акта.
Поскольку до обращения в августе 2018 г. в суд с административным исковым заявлением ФИО1 29 декабря 2017 г. обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, именно дата обращения в Комиссию является датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости и должна применяться для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей.
Вывод судебных инстанций об обратном не соответствует подлежащим применению нормам права, в связи с чем является неправомерным.
Допущенные нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым обжалуемые судебные акты судов нижестоящих инстанций отменить и, не передавая административное дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным решения Управления Росреестра по Республике Хакасия об отказе внести в государственный кадастр недвижимости сведения для использования установленной решением Верховного Суда Республики Хакасия от 14 сентября 2018 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> руб. с 1 января 2017 г.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 26 июня 2019 г. отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить и признать незаконным решение Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об отказе внести в государственный кадастр недвижимости сведения для использования установленной решением Верховного Суда Республики Хакасия от 14 сентября 2018 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> руб. с 1 января 2017 г.
Председательствующий
суды.