ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 57-КАД20-4 от 20.01.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 57-КАД20-4-К1

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  город Москва 20 января 2021 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой ЕВ. и Зинченко И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Бородули Юрия Ивановича на апелляционное определение судебной  коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 5  марта 2020 года и кассационное определение судебной коллегии по  административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от  23 июня 2020 года по административному делу № 2а-3 31/2019 по  административному исковому заявлению Бородули Ю.И. к Федеральному  государственному казенному учреждению «Западное региональное  управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской  Федерации о признании незаконным решения. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

с 23 апреля 1985 года Бородуля Ю.И. служил в рядах Советской Армии, в  том числе с 18 июля 1986 года - по контракту прапорщиком в войсковой  части 25624, 9 марта 1989 года уволен в запас. 


С 27 августа 1986 года проживает в жилых помещениях, находящихся  на территории закрытого военного городка: г. <...>, в том числе с 11  апреля 2005 года - в предоставленной на основании ордера от 7 февраля 2005  года № 5462 на состав семьи из трех человек (он, его супруга и дочь)  двухкомнатной квартире, находящейся при указанной войсковой части по  адресу: г. <...>

Бородуля Ю.И., полагая, что в связи с утратой связи с военным  ведомством подлежит отселению из закрытого военного городка, обратился в  отделение (территориальное, город <...>) ФГКУ «Западрегионжилье»  (далее - территориальное отделение ФГКУ) с заявлением  о признании участником основного мероприятия «Выполнение  государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,  установленных федеральным законодательством» государственной  программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным  жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в  рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы  (далее - Государственная программа по обеспечению жильём). 

Уведомлением от 24 мая 2019 года № 46-41/02/2019, подписанным  начальником территориального отделения ФГКУ, ему отказано в  удовлетворении заявления со ссылкой на пункт 5 Правил выпуска и  реализации жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной  целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в  обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг»  государственной программы Российской Федерации «Обеспечение  доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан  Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства  Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее - Правила), и  пункт 4 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 6 апреля  2007 года № 217, поскольку он и члены его семьи не относятся к гражданам,  имеющим право на получение за счет федерального бюджета социальной  выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения,  удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемым  Министерством обороны Российской Федерации. 

В обоснование принятого решения указано, что требование о  выселении к Бородуле Ю.И. и членам его семьи не предъявлено,  следовательно, отсутствуют основания к переселению из закрытого военного  городка. 

Считая данное решение незаконным, Бородуля Ю.И. обратился в суд с  административным исковым заявлением о его отмене и возложении на ФГКУ  «Западрегионжилье» обязанности включить его с учетом членов семьи в  список граждан-участников Государственной программы по обеспечению  жильем. 

Решением Грайворонского районного суда Белгородской области от  23 декабря 2019 года административное исковое заявление удовлетворено. 


Апелляционным определением судебной коллегии по  административным делам Белгородского областного суда от 5 марта 2020  года, оставленным без изменения кассационным определением судебной  коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 23 июня 2020 года, судебный акт отменен, принято новое  решение об отказе в удовлетворении требований Бородули Ю.И. 

В кассационной жалобе, поданной Бородулей Ю.И. в Верховный Суд  Российской Федерации, ставится вопрос об отмене апелляционного  определения судебной коллегии по административным делам Белгородского  областного суда от 5 марта 2020 года и кассационного определения судебной  коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 23 июня 2020 года и оставлении в силе решения  Грайворонского районного суда Белгородской области от 23 декабря 2019  года. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 12 октября 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской  Федерации, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 11 декабря 2020 года кассационная жалоба с делом передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в  кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской  Федерации являются существенные нарушения норм материального права  или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на  исход административного дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает, что судами апелляционной и кассационной  инстанций такие нарушения допущены. 

Удовлетворяя заявленные административным истцом требования и  признавая оспариваемое решение уполномоченного органа незаконным, суд  первой инстанции, исходил из того, что проживание граждан, утративших  связь с военным ведомством, в закрытых военных городках, исходя из  предписаний подпункта «б» пункта 5 Правил, является самостоятельным  основанием для участия граждан в Государственной программе по  обеспечению жильем. 

Установив, что Бородуля Ю.И. был уволен с военной службы в запас  в период действия Жилищного кодекса РСФСР, в силу статьи 94 которого не  мог быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления  другого благоустроенного жилого помещения, зарегистрирован и проживает  в жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного  городка, ни он, ни члены его семьи не имеют другого жилого помещении, суд 


пришел к выводу о праве административного истца на получение  государственного жилищного сертификата. 

Суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд  кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и  отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к заключению,  что правом на получение государственного жилищного сертификата  обладают только лица, перед которыми государство имеет обязательства по  обеспечению их жильем после увольнения с военной службы, а само по себе  проживание граждан в закрытых военных городках не является  самостоятельным основанием для включения их в состав участников  подпрограммы и предоставления государственного жилищного сертификата. 

Факт проживания в закрытом военном городке, как указано в  апелляционном определении, является основанием для предоставления  жилищного сертификата в случае реализации процедуры переселения  граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми  условиями хозяйственной деятельности. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации с выводами судов апелляционной и кассационной  инстанции согласиться не может. 

Признавая решение суда первой инстанции незаконным суды  апелляционной и кассационной инстанций в обоснование такого вывода  нормы материального права не привели. Отказывая в удовлетворении  заявленных административным истцом требований, не учли, что к закрытым  военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные  городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные  обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне  населённых пунктов, перечни которых утверждаются Правительством  Российской Федерации по представлению Министерства обороны  Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти,  в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).  Служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных  городках не могут быть переданы безвозмездно в собственность занимаемым  им лицам (абзац девятый пункта 1, пункт 6 статьи 15 Федерального закона от  27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня  2000 года № 752-р город Белгород-22 включен в Перечень имеющих  жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской  Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ  России. 

Исходя из положений законодательства в сфере жилищных  правоотношений, включая Государственную целевую программу «Жилище»,  одобренную постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 20 июня 1993 года № 595, Основные направления нового этапа  реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренные  Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года № 431, 


Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы,  утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17  сентября 2001 года № 675, Государственную программу Российской  Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и  коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённую  постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017  года № 1710, проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской  Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по  обеспечению жильём, является одной из наиболее острых социальных  проблем, что одной из форм бюджетного финансирования расходов по  обеспечению их жильем для постоянного проживания является выпуск и  погашение государственных жилищных сертификатов. 

К таким гражданам в названных нормативных правовых актах наряду  с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих  увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены  граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков  учреждений с особыми условиями хозяйствования. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта  2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы  «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём  категорий граждан, установленных федеральным законодательством»  федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы»,  установлено, что формой государственной финансовой поддержки  обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы  является предоставление им за счет средств федерального бюджета  социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой  удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а  также утверждены Правила, которые в пункте 5 устанавливают категории  граждан, имеющих право на получение социальной выплаты,  удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы. 

Так, подпункт «б» пункта 5 Правил в редакции, действовавшей на  момент принятия оспариваемого административным истцом решения,  устанавливает три самостоятельные группы имеющих такое право граждан: 

- граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков; 

- граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и  проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного  населённого пункта из перечня закрытых военных городков, утверждённого  Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном  федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого  находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение  социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из  закрытого военного городка; 

- граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с  особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не  совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном 


мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на  территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключённого  из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых  военных городков, поселка). 

Из буквального содержания приведённой федеральной нормы  следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке,  выразившего волю на переезд, является достаточным условием для  признания за ним права на получение жилищного сертификата. 

Такое толкование согласуется с предписаниями пункта 19 Правил, не  предусматривающих для подлежащих переселению из закрытых военных  городков граждан обязанности вместе с заявлением в уполномоченный орган  представлять иные документы, кроме справки об общей продолжительности  военной службы (службы), справки о проживании на территории закрытого  военного городка, копии документа, подтверждающего право на  дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право  установлено законодательством Российской Федерации), копии документов,  удостоверяющих личность каждого члена семьи. 

В соответствии с пунктами 31 и 32 Правил приказом Министра  обороны Российской Федерации от 6 апреля 2017 года № 217 утверждён  Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы  «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем  категорий граждан, установленных федеральным законодательством»  федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы,  утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17  декабря 2010 года № 1050, состоящих на учёте в Министерстве обороны  Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный  жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на  территории закрытых военных городков, оформления и выдачи  государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах  Российской Федерации (далее - Порядок), который действовал до 24 июня  2019 года, то есть на момент принятия обжалуемого административным  истцом решения. 

Согласно пункту 2 Порядка социальная выплата, удостоверяемая  сертификатом, предоставляется: 

- военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы,  указанными в абзаце пятом подпункта «а» пункта 5 Правил, и членам семей  военнослужащих, указанными в абзаце восьмом этого же подпункта  (подпункт «а»); 

- гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных  городков Вооруженных Сил, названным в подпункте «б» пункта 5 Правил  (подпункт «б»). 

В соответствии с пунктом 4 Порядка уполномоченный орган либо его  структурное подразделение осуществляет проверку представленных  документов и принимает решение о признании либо об отказе в признании  гражданина участником подпрограммы по основаниям, определенным в 


пункте 22 Правил, вносит соответствующие изменения в реестр граждан,  проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших  желание получить государственный жилищный сертификат. 

Названный реестр ведется исключительно в отношении граждан,  указанных в подпункте «б» пункта 2 Порядка, и не предусматривает  внесения иных сведений, кроме фамилии, имени отчества заявителя, его  состава семьи, данных паспорта, даты рождения, права на дополнительную  площадь, военной части, избранного места жительства, площади  оставляемого жилого помещения и даты включения в состав участников  программы (приложение № 1 к Порядку). 

Таким образом, названный нормативный правовой акт не  устанавливает в качестве обязательного условия получения сертификата  наличие требования о выселении заявителя и членов его семьи, или иного  решения о его переселении из закрытого военного городка. 

Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии  жалоб об оспаривании подпункта «б» пункта 5 Правил, неоднократно  обращал внимание, что эта норма предусматривает в качестве основания для  получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории  закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на  реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учётом  предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим  которых связан с определёнными ограничениями для проживания граждан  (определения от 23 июня 2015 года № 1462-0, от 25 мая 2017 года   № 1137-0, от 27 июня 2017 года № 1297-0, от 28 сентября 2017 года   № 1922-0, от 19 декабря 2017 года № 2995-0). 

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239  «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации,  подлежащих переселению из закрытых военных городков»,  устанавливающим порядок получения такой категории граждан жилого  помещения, в качестве одного из условий применения его положений также  названо исключительно желание переселиться из закрытого военного  городка (пункт 1). 

Из совокупного правового анализа приведенных предписаний  федерального законодательства следует, что суд первой инстанции сделал  правильный вывод о том, что самостоятельным и достаточным основанием  для признания права административного истца на получение  государственного жилищного сертификата является факт его постоянного  проживания в закрытом военном городке после прекращения военной  службы, и правомерно удовлетворил заявленные им требования. 

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что апелляционное  определение судебной коллегии по административным делам Белгородского  областного суда от 5 марта 2020 года и кассационное определение судебной  коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 23 июня 2020 года подлежат отмене, а решение 


Грайворонского районного суда Белгородской области от 23 декабря 2019  года - оставлению в силе. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Белгородского областного суда от 5 марта 2020 года и кассационное  определение судебной коллегии по административным делам Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 23 июня 2020 года отменить,  решение Грайворонского районного суда Белгородской области  от 23 декабря 2019 года оставить в силе. 

Председательствующий
Судьи