ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 58-КАД22-13 от 27.07.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 58-КАД22-13-К9

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва 27 июля 2022 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой ЕВ. и Назаровой А.М. 

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Сингаевского Евгения Владимировича на решение Кировского районного  суда г. Хабаровска от 5 мая 2021 года, апелляционное определение судебной  коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от  1 сентября 2021 года, кассационное определение судебной коллегии по  административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции  от 8 декабря 2021 года по делу № 2а-3 36/2021 по административному  исковому заявлению Сингаевского Е.В. к Федеральной службе исполнения  наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы  исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - У ФСИН России по  Хабаровскому краю), федеральному казённому учреждению  «Исправительная колония № <...> Управления Федеральной службы исполнения  наказаний по Хабаровскому краю» (далее - ИК<...>) о признании незаконными  действий (бездействия), выразившихся в необеспечении осуждённого  вещевым довольствием (двумя комплектами тёплого нательного белья и  утеплёнными брюками), о присуждении компенсации за нарушение условий  содержания в исправительном учреждении в размере 301 000 руб. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой ЕВ., возражения на доводы кассационной жалобы 

представителей ФСИН России Кольякова Р.В. и Глаголева Б.С., Судебная 


[A1] коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

Сингаевский Е.В. с 9 января 2018 года отбывает наказание в виде  пожизненного лишения свободы в ИК<...>, со дня прибытия не был обеспечен  двумя комплектами тёплого нательного белья и утеплёнными брюками ввиду  отсутствия на складе учреждения соответствующего его физическим данным  размера одежды. 

Считая, что в исправительном учреждении не исполняются требования  законодательства об обеспечении надлежащих условий содержания  осуждённых, Сингаевский Е.В. обратился в суд с названным выше  административным иском. 

Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 5 мая  2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением  судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда  от 1 сентября 2021 года, признаны незаконными действия (бездействие) ИК<...>, выразившиеся в необеспечении Сингаевского Е.В. вещевым довольствием;  с Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу административного  истца взыскана компенсация за нарушение условий содержания в  исправительном учреждении в размере 3 000 руб. В удовлетворении  остальной части требований отказано. 

Кассационным определением судебной коллегии по

административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции  от 8 декабря 2021 года указанные судебные акты признаны законными. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Сингаевский Е.В. просит решение суда первой инстанции,  апелляционное и кассационное определения изменить в части размера  компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном  учреждении, как незаконные. 

Ввиду необходимости проверки доводов кассационной жалобы по  запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля  2022 года дело истребовано, определением от 8 июня 2022 года кассационная  жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в  кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской  Федерации являются существенные нарушения норм материального права  или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на  исход административного дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 

(далее - КАС РФ). 


[A2] Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия считает, что судами допущены такого рода нарушения. 

Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской  Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и  отбывания наказаний, определение средств исправления осуждённых, охрана  их прав, свобод и законных интересов, оказание осуждённым помощи в  социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса  Российской Федерации, далее - УИК РФ). 

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные  интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их  исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении  наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской  Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным,  уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской  Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного кодекса). 

В соответствии с частью 2 статьи 99 УИК РФ осуждённые  обеспечиваются одеждой по сезону с учётом пола и климатических условий. 

Нормы вещевого довольствия утверждаются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и  реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 3 этой же  статьи). 

Так, осуждённый в зависимости от климатических условий отбывания  наказания должен быть обеспечен либо двумя комплектами нательного белья  (выдаётся в местностях с жарким климатом), либо двумя комплектами  тёплого нательного белья (в местностях с жарким климатом не выдаётся).  Помимо прочего, указанным лицам в местностях с особо холодным и  холодным климатом выдаются утеплённые брюки (примечания 2, 3 и 8 к  Норме № 1 вещевого довольствия осуждённых мужчин, отбывающих  наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и  колониях-поселениях, являющейся приложением к приказу Министерства  юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 года № 216 «Об  утверждении норм вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы и  лиц, содержащихся в следственных изоляторах»). 

Частично удовлетворяя требования административного истца, суды,  установив факт содержания Сингаевского Е.В. в исправительном  учреждении в условиях, не соответствующих установленным нормам (без  обеспечения осуждённого тёплым нательным бельём и утеплёнными  брюками), указали, что это обстоятельство влечёт нарушение его прав,  гарантированных законом, и является основанием для удовлетворения  заявленного требования о компенсации в размере 3 000 руб. 

Между тем судами трёх инстанций не учтено следующее.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ внесены  изменения в Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О 

содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении 


[A3] преступлений», УИК РФ и К АС РФ, предусматривающие присуждение  компенсации за нарушение условий содержания. 

Так, в силу частей 1 и 2 статьи 121 УИК РФ лицо, отбывающее  наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его  содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и  международными договорами Российской Федерации (далее - условия  содержания), имеет право обратиться в суд в порядке, установленном  КАС РФ, с административным иском к Российской Федерации о  присуждении за счёт казны Российской Федерации компенсации за такое  нарушение, размер которой определяется с учётом фактических  обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и  последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа  государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных  служащих. 

В соответствии с предписанием части 5 статьи 227х КАС РФ при  рассмотрении такого административного иска, который может содержать  также требование об оспаривании действий (бездействия), связанных с  условиями содержания под стражей или в местах лишения свободы, суд  устанавливает, имело ли место нарушение условий содержания под стражей,  содержания в исправительном учреждении, а также характер и  продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение  допущено, его последствия. 

Решение суда по указанной категории административных дел должно  отвечать требованиям, предусмотренным статьёй 227 поименованного  кодекса, а также дополнительно содержать в мотивировочной части сведения  об условиях содержания в исправительном учреждении, о характере и  продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение  допущено, и о его последствиях; обоснование размера компенсации и  мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в  её присуждении (пункт 1 части 7 названной выше статьи). 

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации,  изложенной в пункте 14 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года   № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении  административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц,  находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания  лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям,  установленным законом, с учётом режима места принудительного  содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут  рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (абзац первый). 

Исходя из анализа приведённых законоположений и разъяснений  Пленума Верховного Суда Российской Федерации, учитывая  компенсаторный механизм присуждения компенсации за нарушение условий  содержания, для правильного разрешения вопроса о её размере необходимо  учитывать в совокупности характер выявленных нарушений условий 

содержания, их длительность, какие последствия они повлекли именно для 


[A4] административного истца с учётом его индивидуальных особенностей  (например, возраст, состояние здоровья), были ли они восполнены каким-либо иным способом. 

При этом во избежание произвольного завышения или занижения  судом суммы компенсации соответствующие мотивы определения её  размера должны быть приведены в судебном акте. 

Обжалуемые судебные акты приведённым положениям не  соответствуют. 

В ходе разрешения настоящего спора судами в нарушение требования о  необходимости принятия мер для всестороннего и полного установления  фактических обстоятельств административного дела, оставлено без  внимания, что более трёх лет Сингаевский Е.В. был вынужден обходиться  без тёплого нательного белья, а 6 марта 2021 года, то есть после  предъявления административного иска, ему был выдан один комплект  тёплого нательного белья вместо двух, и на момент рассмотрения дела в суде  он также был лишён возможности своевременно в целях соблюдения  санитарно-гигиенических норм менять комплекты тёплого нательного белья  в холодное время года. 

Кроме того, на день рассмотрения дела в суде Сингаевскому Е.В.  исправительным учреждением не выданы положенные ему в соответствии с  Нормой № 1 утеплённые брюки. 

Присуждая компенсацию в размере 3 000 руб., суды не учли, что  указанные нарушения являются существенными, затрагивают  фундаментальное право осуждённого на здоровье и не могут быть  соразмерно восполнены какими-либо иными обстоятельствами,  улучшающими положение лишённого свободы лица. 

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении  административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия)  органа, организации, лица, наделённых государственными или иными  публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами,  содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет  обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном  объёме. 

В резолютивной части решения по административному делу об  оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения  административного иска должны содержаться в том числе указания на  необходимость совершения определённого действия либо на необходимость  устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных  интересов административного истца, устанавливаться срок устранения таких  нарушений (пункт 1 части 3 статьи 227 поименованного кодекса). 

Однако приведённые законоположения не выполнены судом первой  инстанции: в резолютивной части решения эти вопросы не разрешены, на  административного ответчика не возложена обязанность в определённый 

срок совершить конкретные действия, направленные на устранение 


[A5] длящегося нарушения условий содержания административного истца в  исправительном учреждении. 

Названные нарушения судами апелляционной и кассационной  инстанциями не устранены. 

Вопреки требованиям статей 84, 176, 178, 180 КАС РФ судами в  обжалуемых судебных актах не приведены мотивы относительно того, какие  конкретно обстоятельства дела повлияли на размер взысканной в пользу  Сингаевского Е.В. компенсации и какие из этих обстоятельств послужили  основанием для значительного снижения суммы компенсации по сравнению  с заявленной им в административном иске. 

Таким образом, определённый судами размер компенсации в сумме  3 000 руб., как основанный на неправильном определении обстоятельств,  имеющих значение для административного дела, нельзя признать  соразмерным допущенным в отношении Сингаевского Е.В. нарушениям  условий содержания в исправительном учреждении, адекватным и  эффективным способом защиты и восстановления прав административного  истца, следовательно, решение суда первой инстанции, апелляционное и  кассационное определения являются незаконными. 

Допущенные судебными инстанциями нарушения норм права являются  существенными и могут быть исправлены только посредством отмены  принятых по настоящему делу судебных актов и направления  административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,  поскольку переоценка доказательств по делу, установление новых  обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной  инстанции. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации, руководствуясь статьями 327-330 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 5 мая 2021 года,  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Хабаровского краевого суда от 1 сентября 2021 года, кассационное  определение судебной коллегии по административным делам Девятого  кассационного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2021 года отменить и  дело направить в Кировский районный суд г. Хабаровска на новое  рассмотрение. 

Председательствующий

Судьи