ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 64-КА19-2 от 07.02.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 64-КА19-2

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 7 февраля 2020 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой ЕВ. и Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  ФИО1 на решение Поронайского городского суда  Сахалинской области от 26 декабря 2018 года, апелляционное определение  судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда  от 4 апреля 2019 года по административному делу № 2а-1497/2018 по  административному исковому заявлению ФИО1 об  оспаривании ответа Управления Федеральной службы исполнения наказаний  по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 апреля 2018 года   № ог-81/ТО/15-186. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании  незаконным ответа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по  Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 апреля 2018 года   № ог-81/ТО/15-186 в части отказа в удовлетворении его жалобы на ограничение  в получении бандеролей и посылок с письменно-почтовыми принадлежностями  вне установленного лимита. В обоснование своих требований заявитель указал,  что отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в  исправительной колонии особого режима в обычных условиях и имеет право на  получение содержащих только письменно-почтовые (канцелярские)  принадлежности бандеролей и посылок без ограничения их количества. Однако 


администрация учреждения, в котором содержится Горлов И.Е., ограничивает  количество указанных бандеролей (посылок) установленным лимитом, что  нарушает права административного истца на переписку без ограничения и на  обращения с предложениями, заявлениями и жалобами в органы  государственной власти. 

Решением Поронайского городского суда Сахалинской области  от 26 декабря 2018 года, оставленным без изменения апелляционным  определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского  областного суда от 4 апреля 2019 года, в удовлетворении административного  иска отказано. 

Определением судьи Сахалинского областного суда от 5 июля 2019 года  ФИО1 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в  судебном заседании суда кассационной инстанции. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, ФИО1 просит об отмене решения Поронайского городского  суда Сахалинской области от 26 декабря 2018 года, апелляционного  определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского  областного суда от 4 апреля 2019 года и о принятии нового судебного акта об  удовлетворении заявленных требований. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело  истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением  от 16 декабря 2019 года кассационная жалоба с делом передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном  порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются  существенные нарушения норм материального права или норм процессуального  права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела  и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (статья 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации). 

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации считает, что судами первой и апелляционной инстанций при  рассмотрении и разрешении настоящего административного дела допущены  такого рода нарушения. 

Согласно пункту «в» части 1 статьи 125 Уголовно-исполнительного  кодекса Российской Федерации осуждённым к лишению свободы, отбывающим  наказание в обычных условиях в исправительных колониях особого режима,  разрешается получать три посылки или передачи и три бандероли в течение  года. 

Из материалов дела следует, что отбывающий по приговору суда  наказание в виде пожизненного лишения свободы в федеральном казённом  учреждении «Исправительная колония № <...> Управления Федеральной службы 


исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» особого  режима в обычных условиях осуждённый Горлов И.Е. в марте 2018 года  обратился к Ямало-Ненецкому прокурору по надзору за соблюдением законов в  исправительных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой  на незаконность действий сотрудников названного исправительного  учреждения, выразившихся в том числе в ограничении количества разрешённых  для получения осуждёнными бандеролей и посылок, содержащих только  письменно-почтовые (канцелярские) принадлежности, установленным статьёй  125 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лимитом;  просил прокурора принять соответствующие меры прокурорского  реагирования. 

Данное обращение ФИО1 было перенаправлено в Управление  Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному  округу, которое ответом от 27 апреля 2018 года № ог-81/ТО/15-186 сообщило  заявителю со ссылкой на статьи 121, 123, 125, 131 Уголовно-исполнительного  кодекса Российской Федерации о невыявлении в результате рассмотрения  жалобы нарушений сотрудниками администрации исправительного учреждения  положений законодательства в связи с отсутствием оснований для получения  осуждёнными посылок и бандеролей, содержащих только письменно-почтовые  принадлежности, без ограничения их количества. 

Не согласившись с указанным ответом Управления Федеральной службы  исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу, заявитель  оспорил его в суде. 

Отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и  апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемый ответ дан  уполномоченным лицом в установленный срок, содержит информацию по всем  поставленным в обращении заявителя вопросам, его содержание не нарушает  субъективные права истца. По мнению судебных инстанций, законодательством  не предусмотрено каких-либо исключений в отношении посылок и бандеролей,  содержащих только письменно-почтовые принадлежности, при определении  количества посылок, которое разрешается получать осуждённому. 

Однако с такими выводами судов согласиться нельзя, так как они  являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм  материального права. 

В силу верховенства и прямого действия Конституции Российской  Федерации (часть 2 статьи 4, статьи 15 и 120) в судебной практике должно  обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению  правовых норм. Суд общей юрисдикции, исходя из названных принципов, при  рассмотрении конкретного дела должен уяснить конституционный смысл  выбранной нормы и применить её именно в этом - конституционном - смысле. 

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации  граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (статья 33). 


Конституция Российской Федерации гарантирует государственную  защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. При  этом каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не  запрещёнными законом (статья 45). Согласно статье 46 каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод; решения и действия (бездействие) органов  государственной власти, органов местного самоуправления, общественных  объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. А также  каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской  Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод  человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства  правовой защиты. 

На обеспечение в Российской Федерации реализации указанных  конституционных прав осуждённых направлены положения Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации, статьёй 12 которого к  основным правам осуждённых отнесено право обращаться с предложениями,  заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа,  исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и  органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы  государственной власти и органы местного самоуправления, к  Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации,  Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка,  Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав  предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте  Российской Федерации, уполномоченному по правам ребёнка в субъекте  Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в  субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии,  общественные объединения, а также в соответствии с международными  договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите  прав и свобод человека. Осуждённым к лишению свободы разрешается  получать и отправлять за счёт собственных средств письма, почтовые карточки  и телеграммы без ограничения их количества, которые должны отвечать  требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской  Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи  (статья 91 названного кодекса). 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации полагает необходимым отметить, что федеральный  законодатель наделён полномочием предусматривать меры государственного  принуждения в отношении совершивших преступления лиц, осуждённых и  подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из  части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в  предусмотренных данным кодексом лишении или ограничении прав и свобод. 

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской  Федерации в своих актах, применение к лицу, совершившему преступление,  такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов  государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного 


уклада жизни осуждённого, его отношений с окружающими и оказание на него  определённого морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его  права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При  этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным  законодательством для осуждённых и включающий, помимо прочего,  ограничение количества посылок, бандеролей и передач, различен и  дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного  судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной  опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности  виновного, а также в зависимости от поведения осуждённого в период  отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость  применяемых мер воздействия (определения от 20 марта 2008 года № 162-0-0  и от 23 марта 2010 года № 369-0-0). 

Вместе с тем Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации  наделяет осуждённых правом обращаться с ходатайствами, предложениями,  заявлениями и жалобами, изложенными в устной или письменной форме, в  указанные выше органы, организации и учреждения (часть 4 статьи 12, части 1  и 2 статьи 15, часть 3 статьи 26, часть 4 статьи 42 и часть 1 статьи 175), правом  получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без  ограничения их количества (часть 1 статьи 91), разрешает им получать в  посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать  через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на  газеты и журналы за счёт собственных средств (часть 1 статьи 95). При этом,  хотя получение посылок, передач и бандеролей осуждённым к лишению  свободы мужчинам разрешается в количестве, установленном статьями 121,  123, 125 и 131 данного кодекса (пункт «б» части 1 статьи 90), посылки и  бандероли с литературой, приобретаемой через торговую сеть, не включаются в  количество посылок и бандеролей, которое вправе получать осуждённый (часть  3 статьи 95). 

По смыслу приведённых положений Уголовно-исполнительного кодекса  Российской Федерации, рассматриваемых в системе действующего правового  регулирования с учетом целей и задач уголовно-исполнительного  законодательства, посылки и бандероли, содержащие только лишь письменные  и почтовые принадлежности, также не могут включаться в количество посылок  и бандеролей, которое вправе получать осуждённый. Иное препятствовало бы  реализации прав осуждённых на ведение переписки без ограничения  количества писем и на письменные обращения с предложениями, заявлениями,  жалобами и ходатайствами. 

Изложенное полностью согласуется с правовой позицией и  разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации,  содержащимися в том числе в определениях от 11 ноября 2008 года № 556-О-Р  «О разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации  от 5 февраля 2007 года № 2-П по делу о проверке конституционности  положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и от 29 мая 


2012 года № 1238-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы  гражданина Акопяна Григория Васильевича на нарушение его  конституционных прав статьёй 95 Уголовно-исполнительного кодекса  Российской Федерации». 

При таком положении и с учётом того, что судами первой и  апелляционной инстанций допущены ошибки в применении норм  материального права, которые повлияли на исход рассмотрения  административного дела, судебные акты подлежат отмене с принятием по делу  нового решения об удовлетворении административного иска ФИО1 

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Поронайского городского суда Сахалинской области  от 26 декабря 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Сахалинского областного суда от 4 апреля 2019 года  отменить. 

Принять по административному делу № 2а-1497/2018 новое решение,  которым административное исковое заявление ФИО1  удовлетворить. 

Признать незаконным ответ Управления Федеральной службы  исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 апреля  2018 года № ог-81/ТО/15-186 в части отказа в удовлетворении жалобы на  ограничение в получении бандеролей и посылок с письменно-почтовыми  принадлежностями. 

Председательствующий