ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 66-КАД23-15 от 04.10.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 66-КАД23-15-К8

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 4 октября 2023 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Кузьмичева СИ.,
судей Горчаковой Е.В. и Александрова В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  администрации муниципального образования «Аларский район» Иркутской  области (далее - администрация МО «Аларский район») на решение  Аларского районного суда Иркутской области от 2 сентября 2022 года,  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Иркутского областного суда от 7 декабря 2022 года и кассационное  определение судебной коллегии по административным делам Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 года по  административному делу № 2а-148/2022 по административному исковому  заявлению прокурора Аларского района Иркутской области к  муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению  Забитуйская средняя общеобразовательная школа (далее - МБОУ  Забитуйская СОШ), администрации МО «Аларский район» о возложении  обязанности оборудовать образовательное учреждение стрелковым тиром  или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажёром) и  профинансировать указанные мероприятия 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой ЕВ., возражения относительно кассационной жалобы  представителя административного истца прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Федичкина Д.Д., Судебная коллегия по 

административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

прокурором Аларского района Иркутской области проведена проверка  соблюдения законодательства об образовании и о военно-патриотическом  воспитании молодёжи в муниципальных образовательных учреждениях  района, в том числе в МБОУ Забитуйская СОШ. 

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 14 Инструкции  об организации обучения граждан Российской Федерации начальным  знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в  образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования,  образовательных учреждениях начального профессионального и среднего  профессионального образования и учебных пунктах, утверждённой приказом  Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и  науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 24 февраля  2010 года № 96/134 (далее также - Инструкция), в образовательных  учреждениях отсутствуют стрелковые тиры для отработки обучающимися  приёмов применения стрелкового оружия. 

Муниципальные образовательные учреждения района, включая  МБОУ Забитуйская СОШ, стрелковыми тирами или местами для стрельбы  (электронным стрелковым тренажёром) оборудованы не были, что  послужило поводом для обращения прокурора Аларского района Иркутской  области в суд с названным выше административным иском. 

Решением Аларского районного суда Иркутской области от  2 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным  определением судебной коллегии по административным делам Иркутского  областного суда от 7 декабря 2022 года, административный иск  удовлетворён. На МБОУ Забитуйская СОШ возложена обязанность  оборудовать образовательное учреждение стрелковым тиром или местом для  стрельбы (электронным стрелковым тренажёром) в срок до 1 сентября  2023 года, на администрацию МО «Аларский район» возложена обязанность  профинансировать указанные мероприятия в срок до 1 мая 2023 года. 

Кассационным определением судебной коллегии по  административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции  от 23 марта 2023 года судебные акты нижестоящих инстанций признаны  законными. 

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской  Федерации, администрация МО «Аларский район» просит принятые по делу 

судебные акты отменить. 


Ввиду необходимости проверки доводов кассационной жалобы по  запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля  2023 года дело истребовано, определением от 23 августа 2023 года  кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в  кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской  Федерации являются существенные нарушения норм материального права  или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на  исход административного дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). 

Такого рода нарушения норм материального права при рассмотрении  настоящего дела судами допущены. 

Разрешая дело и удовлетворяя административные исковые  требования, суд первой инстанции, с которым согласились суды  апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что  материальная база МБОУ Забитуйская СОШ не соответствует нормативам  материально-технического оснащения общеобразовательных учреждений для  обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по  основам военной службы, установленным пунктом 14 Инструкции, из  буквального толкования которого следует, что наличие в образовательном  учреждении тира в виде отдельного помещения или места для стрельбы  (электронный стрелковый тренажёр) является обязательным. 

Между тем судами не принято во внимание, что в соответствии с  действующим законодательством учебно-материальная база в  образовательном учреждении создаётся в соответствии с требованиями  федеральных государственных образовательных стандартов и зависит от  уровня изучения предметов - базового или профильного. 

Как следует из материалов административного дела, в МБОУ  Забитуйская СОШ изучение учебных предметов осуществляется на базовом  уровне стандарта изучения учебного предмета «Основы безопасности  жизнедеятельности» (далее - также ОБЖ), который не предусматривает  обучение навыкам стрельбы и огневой подготовки, следовательно, не  возлагает обязанность оборудовать школу стрелковым тиром или местом для  стрельбы (электронным стрелковым тренажёром). 

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с  реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий  прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для  реализации права на образование регулируются Федеральным законом от  29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 

(далее - Закон об образовании). 


В Российской Федерации гарантируются общедоступность и  бесплатность в соответствии с федеральными государственными  образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного  общего и среднего общего образования, среднего профессионального  образования (часть 3 статьи 5 поименованного закона).

 (

Согласно статьям 11 и 12, пункту 1 статьи 13 Федерального закона от  28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до  призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку  по основам военной службы в образовательных организациях в рамках  освоения образовательной программы среднего общего образования или  среднего профессионального образования. 

Федеральными государственными образовательными стандартами  среднего общего образования, федеральными государственными  образовательными стандартами среднего профессионального образования  предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне  государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение  гражданами навыков в области гражданской обороны. 

Обязательная подготовка гражданина к военной службе  предусматривает в том числе получение начальных знаний в области  обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных  организациях в рамках освоения образовательной программы среднего  общего образования или среднего профессионального образования и в  учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание;  осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской  Федерации. 

Пунктом 6 Положения установлено, что подготовка граждан по  основам военной службы проводится в соответствии с федеральными  государственными образовательными стандартами. 

Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что обучение граждан  начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной  службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с  федеральными государственными образовательными стандартами: 

- в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; 

- в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего  профессионального образования. 

В силу пункта 14 Инструкции в образовательных учреждениях  создаётся и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в  соответствии с требованиями федеральных государственных 

образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: 


предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими  средствами обучения, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный  стрелковый тренажёр). 

Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения  образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в  области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в  приложении № 1 к Инструкции и включают в себя нормативно-правовые  документы, учебную литературу и учебно-наглядные пособия. 

Приказом Министерства образования Российской Федерации от  5 марта 2004 года № 1089 утверждён федеральный компонент  государственных образовательных стандартов начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего образования (далее - федеральный  компонент). 

Федеральный компонент включает в себя Стандарт среднего  (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности (далее  также - Стандарт среднего (полного) образования по ОБЖ). 

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух  уровнях: базовом и профильном. 

Базовый уровень стандарта учебного предмета основан на  воспитательных и развивающих задачах общего образования, на  формирование общей культуры и в большей степени связан с  мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего  образования, задачами социализации и развития представлений  обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей  профессиональной деятельности. 

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается  исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован  на его подготовку к последующему профессиональному образованию или  профессиональной деятельности и приобретение практического опыта  деятельности, предшествующей профессиональной. 

Федеральный компонент государственного стандарта основного  общего образования устанавливает обязательным для изучения учебный  предмет ОБЖ. 

Согласно Стандарту среднего (полного) общего образования по ОБЖ  изучение основ ОБЖ на базовом уровне среднего (полного) общего  образования ученик должен уметь оценивать уровень своей подготовки и  осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для развития в себе духовных и физических качеств,  необходимых для военной службы. 

В результате изучения ОБЖ на профильном уровне ученик должен  уметь оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное  самоопределение по отношению к военной службе; использовать  полученные знания при первоначальной постановке на воинский учёт; 

выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова; вести 


стрельбу из автомата по неподвижным целям; владеть навыками безопасного  обращения с оружием. 

Таким образом, учебные предметы могут быть представлены в  учебном плане образовательного учреждения либо на базовом, либо на  профильном уровне. 

В отличие от базового, профильный уровень направлен на более  углубленное изучение предмета, нацелен на будущую профессию.  Следовательно, и материально-техническое оснащение образовательных  учреждений для обучения граждан должно зависеть от уровня изучения  учебного предмета - базового или профильного.  

Согласно пунктам 14, 15 раздела 1, пунктам 2 и 3 раздела 2, пунктам  1, 9-15 раздела 3 Устава МБОУ Забитуйская СОШ, утверждённого  постановлением мэра МО «Аларский район» 8 апреля 2015 года, названное  учреждение осуществляет образовательную деятельность по  образовательным программам дошкольного, начального общего, основного  общего и среднего общего образования. 

Изучение учебных предметов осуществляется в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом среднего  общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от  17 мая 2012 года № 413 (далее - Стандарт), который устанавливает базовый  уровень стандарта изучения учебного предмета ОБЖ. 

Подпунктом 10 пункта 9.16 Стандарта установлено, что требования к  предметным результатам освоения базового курса по учебному предмету  ОБЖ (базовый уровень) должны отражать сформированность представлений  о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли  Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знание основ  обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в  области гражданской обороны. 

Согласно письму МКУ «Комитет по образованию» МО Аларский  район от 10 марта 2022 года в школах МО Аларский район профильное  обучение по учебному предмету ОБЖ не реализуется. 

Принимая во внимание, что обучение навыкам стрельбы и огневой  подготовки осуществляется при изучении ОБЖ на профильном уровне  среднего (полного) общего образования, в то время как в МБОУ Забитуйская  СОШ изучение указанного учебного предмета осуществляется на базовом  уровне, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, поскольку  вывод об обоснованности требований прокурора сделан с существенным  нарушением судами норм материального права. 

Следовательно, судебное решение, апелляционное и кассационное  определения подлежат отмене, по делу необходимо принять новое решение  об отказе в удовлетворении административного иска прокурора Аларского 

района Иркутской области. 


Руководствуясь статьями 327, 328-330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Аларского районного суда Иркутской области от 2 сентября  2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Иркутского областного суда от 7 декабря 2022 года  и кассационное определение судебной коллегии по административным делам  Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 года  отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении  административного иска прокурора Аларского района Иркутской области. 

Председательствующий