ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 69-КА19-Б от 18.02.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 69-КА19-б

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 18 февраля 2020 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению ФИО1  к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Ханты- Мансийска, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации  г. Ханты-Мансийска о признании незаконным приказа Департамента  муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска от  5 сентября 2018 года № 844 по кассационной жалобе ФИО1 на 

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 28 ноября 2018 года, апелляционное  определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 19 февраля 2019 года, которыми  отказано в удовлетворении административного иска ФИО1 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя ФИО1 - ФИО2,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 


установила:

Приказом Департамента муниципальной собственности администрации  г. Ханты-Мансийска (далее - Департамент) от 21 сентября 2011 года   № 1143/1 ФИО1 с составом семьи из трех человек (ФИО1,  ФИО3 - муж ФИО1 и их сын - ФИО4) поставлена  на учет для бесплатного предоставления земельных участков для  строительства индивидуального жилого дома с номером очереди 458. 

Приказом Департамента от 5 сентября 2018 года № 844 ФИО1  снята с учета для бесплатного предоставления земельных участков для  строительства индивидуальных жилых домов, в связи с выявлением в  представленных документах, послуживших основанием для постановки на  учет, сведений, не соответствующих действительности: при постановке на  учет ФИО1 не указала, что 17 июня 2011 года она ухудшила свои  жилищные условия, произведя отчуждение квартиры, общей площадью  43,1 кв.м, расположенной по адресу: <...>. При  постановке на учет для бесплатного предоставления земельных участков с  момента продажи квартиры не прошло 5-ти лет, а с учетом площади  проданного жилого помещения на одного члена семьи приходилось  14,36 кв. м, что выше учетной нормы площади жилого помещения. 

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым  заявлением о признании незаконным приказа Департамента, поскольку при  постановке на учет ею были представлены все необходимые документы, в  том числе свидетельство о государственной регистрации права  собственности на указанную выше квартиру, в котором имеется отметка о  прекращении права собственности 17 июня 2011 года. 

Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 28 ноября 2018 года, оставленным без  изменения апелляционным определением судебной коллегии по  административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 февраля 2019 года, в удовлетворении заявленных ФИО1  требований отказано. 

Определением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июля 2019 года ФИО1 отказано в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда  кассационной инстанции. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, ФИО1 просит об отмене решения Ханты-Мансийского  районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от  28 ноября 2018 года, апелляционного определения судебной коллегии по  административным делам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  от 19 февраля 2019 года. 


По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября  2019 года административное дело истребовано в Верховный Суд Российской  Федерации, определением от 26 декабря 2019 года кассационная жалоба с  делом передана для ее рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по административным делам Верховного суда Российской  Федерации. 

Административный ответчик надлежащим образом извещенный о  времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное  заседание Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации не явился. На основании статьи 326 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в  кассационном порядке являются существенные нарушения норм  материального права или норм процессуального права, которые повлияли на  исход административного дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации). 

Судебная коллегия по административным делам полагает, что при  рассмотрении настоящего административного дела судами первой и  апелляционной инстанций были допущены такого характера нарушения норм  материального и процессуального права. 

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации  предоставление земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом  государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их  компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса  Российской Федерации. 

Предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в  своем составе инвалидов, в собственность бесплатно осуществляется в  случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта  Российской Федерации (подпункты 6,7 статьи 39.5 Земельного кодекса  Российской Федерации). 

Пунктом 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных  отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон  от 6 июля 2005 года № 57-оз) в редакции, действовавшей в момент  постановки на учет административного истца, предусмотрено, что 


гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на  учет до 1 марта 2005 года в качестве нуждающихся в жилых помещениях,  предоставляемых по договорам социального найма, либо поставленным на  учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по  договорам социального найма, в порядке, предусмотренном настоящим  Законом, на основании их заявлений для строительства индивидуальных  жилых домов однократно бесплатно предоставляются земельные участки из  земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или  муниципальной собственности. 

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 7.4 Закона от 6 июля 2005 года   № 57-оз земельные участки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, также  однократно бесплатно предоставляются, в том числе лицам, относящимся к  категории инвалидов, не менее пяти лет проживающим на территории  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 

Право на однократное бесплатное предоставление земельных участков  из земель населенных пунктов, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, для строительства индивидуальных жилых  домов имеют граждане, относящиеся к данной категории, не являющиеся  нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или  членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального  найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи  собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых  помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя  жилого помещения по договору социального найма либо собственниками  жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и  обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи  менее учетной нормы (подпункты 2,3 пункта 3 статьи 7.4 Закона от 6 июля  2005 года № 57-оз). 

Решением Думы города Ханты-Мансийска от 4 марта 2005 года № 32  «Об учетной норме площади жилого помещения» установлена учетная норма  площади жилого помещения в размере менее 12 метров площади жилого  помещения. 

Согласно пункту 5 статьи 7.4 Закона от 6 июля 2005 года № 57-оз  граждане, совершившие действия, в результате которых они стали  относиться к категориям граждан, указанным в пункте 3 настоящей статьи,  приобретают право на однократное бесплатное предоставление земельных  участков не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. 

В целях реализации Закона от 6 июля 2005 года № 57-оз постановлением  администрации г. Ханты-Мансийска от 25 июля 2011 года № 904 утвержден  Порядок бесплатного предоставления земельных участков, государственная  собственность на которые не разграничена, в собственность отдельных  категорий граждан для строительства индивидуальных жилых домов (далее - Порядок). 


Пункты 3,4 данного Порядка устанавливают исчерпывающий перечень  документов, предоставляемых гражданами для постановки на учет для  однократного бесплатного предоставления земельного участка. 

К данным документам относятся заявление о постановке на учет, копии  документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, копии  свидетельств о рождении несовершеннолетних членов семьи, копия  свидетельства о заключении брака (на неполную семью не  распространяется), копия документа, подтверждающего отнесение  гражданина к определенной категории, в том числе инвалида, справку с  места жительства о составе семьи заявителя, копии документов на  занимаемое жилое помещение, а также на жилые помещения, имеющиеся у  заявителя и (или) членов его семьи по договору найма, договору социального  найма, найма специализированного жилого помещения и (или) в  собственности. 

После принятия указанного заявления и приложенных к нему  документов уполномоченный орган осуществляет сбор документов,  необходимых для принятия решения о постановке на учет для бесплатного  предоставления земельного участка, запрашивая, в том числе справку  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о наличии  или об отсутствии в собственности у заявителя и членов его семьи жилого  помещения (пункты 6, 6.2 Порядка). 

В срок не более трех рабочих дней с момента формирования полного  пакета документов, предусмотренных пунктами 4 и 6 Порядка,  уполномоченный орган осуществляет их проверку на соответствие  требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и  принимает решение о постановке или об отказе в постановке на учет для  бесплатного предоставления земельных участков для строительства  индивидуального жилого дома. Уполномоченный орган в день принятия  решения направляет его гражданину (пункт 7 Порядка). 

Согласно пункту 8 Порядка решение об отказе в постановке на учет для  бесплатного предоставления земельных участков для строительства  индивидуального жилого дома принимается в случае, если: 

гражданином не представлены копии документов или они содержат  противоречия, имеют подчистки либо не оговоренные в них исправления  (пункт 8.1); 

не подтверждено право на однократное бесплатное предоставление  земельного участка для строительства индивидуального жилого дома (пункт  8.2); 

представленными документами не подтверждается статус гражданина по  отнесению к категории граждан, указанных в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона  от 6 июля 2005 года № 57-оз (пункт 8.3); 


на дату принятия решения о постановке на учет гражданин утратил  статус гражданина, отнесенного к категории граждан, указанных в пунктах 1,  2 статьи 7.4 Закона от 6 июля 2005 года № 57-оз (пункт 8.4); 

в случае если гражданину или членам его семьи был предоставлен  земельный участок в соответствии с настоящим Порядком (пункт 8.5). 

В соответствии с пунктами 11, 11.4 Порядка граждане снимаются с учета  для бесплатного предоставления земельных участков для строительства  индивидуального жилого дома, в том числе в случае выявления в  представленных гражданином документах сведений, не соответствующих  действительности. 

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1,  проживая на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не  менее пяти лет и имея инвалидность 3 группы, 17 августа 2011 года  обратилась в Департамент с заявлением о поставке на учет для получения  земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. 

К заявлению ФИО1 приложила пакет документов,  предусмотренных пунктом 4 Порядка, в том числе свидетельство о  заключении брака от 20 июня 2008 года, согласно которому добрачная  фамилия заявителя ФИО6 в связи с заключением брака изменена на  ФИО5; свидетельство на имя ФИО6 о государственной  регистрации права на недвижимое имущество - квартиру общей площадью  43, 1 кв.м, жилой площадью 18,4 кв.м, расположенную по адресу: <...>, где содержатся сведения о прекращении права  17 июня 2011 года (л.д. 13, 14,18). 

Приказом Департамента от 21 сентября 2011 года № 1143/1 ФИО1 с составом семьи из трех человек поставлена на учет для бесплатного  предоставления земельных участков для строительства индивидуального  жилого дома с номером очереди 458. 

В последующем приказом Департамента от 5 сентября 2018 года № 844  ФИО1 снята с учета для бесплатного предоставления земельных  участков для строительства индивидуальных жилых домов, о чем ФИО1 сообщено письмом Департамента (л.д.16, 43). 

Департамент, сославшись на пункт 5 статьи 7.4 Закона от 6 июля  2005 года № 57-оз и на подпункт «д» пункта 21 статьи 6.2 Закона Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 3 мая 2000 года № 26-оз  «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре», указал на выявление в представленных  ФИО1 для постановки на учет документах, сведений,  несоответствующих действительности, а также иных фактов отсутствия  правовых оснований для постановки на учет. 

Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований,  суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной 


инстанции, исходил из того, что, произведя 17 июня 2011 года отчуждение  указанной выше квартиры, Коваленко С.Г. ухудшила свои жилищные  условия, поскольку с учетом площади проданной квартиры, жилая площадь,  приходящаяся на одного члена семьи Коваленко С.Г. составляла 14,36 кв. м,  что выше учетной нормы площади жилого помещения в г. Ханты-Мансийск.  С момента продажи квартиры до момента постановки Коваленко С.Г. на учет  не прошло 5-ти лет в связи с чем Департамент ошибочно осуществил  постановку Коваленко С.Г. на учет для бесплатного предоставления  земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации с такой позицией суда согласиться не может,  поскольку она основана на неправильном применении норм материального и  процессуального права. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля  2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и  муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и  органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от  заявителя представления документов и информации или осуществления  действий, представление или осуществление которых не предусмотрено  нормативными правовыми актами, регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных  услуг. 

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения  административного дела, определяются судом в соответствии с нормами  материального права, подлежащими применению к спорным публичным  правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в  деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных  требований по административным делам, в том числе об оспаривании  решений, действий (бездействия), соответственно принятых или  совершенных органами государственной власти, органами местного  самоуправления (часть 3 статьи 62 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации). 

Согласно материалам дела, при подаче заявления о постановке на учет  для бесплатного предоставления земельных участков для строительства  индивидуальных жилых домов ФИО1 представлены все  необходимые документы, в том числе свидетельство о государственной  регистрации права административного истца на недвижимое имущество - квартиру, расположенную по адресу: <...>, общей площадью 43, 1 кв.м, жилой площадью 18,4 кв.м, со штампом о  прекращении права собственности 17 июня 2011 года, и документ,  подтверждающий смену заявителем фамилии с ФИО6 на ФИО5. 


При наличии в пакете документов, поданном административным истцом,  свидетельства о праве собственности на квартиру на имя Каневой Светланы  Геннадьевны уполномоченному органу не препятствовало установить, что  Канева Светлана Геннадьевна и Коваленко Светлана Геннадьевна является  одним и тем же лицом. 

Таким образом, при постановке на учет ФИО1 действовала  добросовестно, в заблуждение уполномоченный орган не вводила, каких- либо документов, не соответствующих действительности, в уполномоченный  орган не представляла, решение о постановке ее с семьей на указанный учет  не отменялось. 

На момент принятия Департаментом приказа от 5 сентября 2018 года   № 844 о снятии ФИО1 с учета для бесплатного предоставления  земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов с  момента продажи ФИО1 квартиры (17 июня 2011 года) прошло  более семи лет и ФИО1 не утратила право на бесплатное  предоставление земельного участка для строительства индивидуального  жилого дома в соответствии со статьей 7.4 Закона от 6 июля 2005 года № 57- оз. 

Однако данные обстоятельства, имеющие существенное значение для  правильного разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций не  исследовались и правовой оценки не получили. 

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции, с которым  согласился суд апелляционной инстанции, о законности Приказа  Департамента от 5 сентября 2018 года № 844 о снятии ФИО1 с учета  для бесплатного предоставления земельных участков для строительства  индивидуальных жилых домов без исследования и установления всех  обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения  настоящего административного дела, является преждевременным, в связи с  чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как вынесенные с  существенным нарушением норм материального и процессуального права, а  административное дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд  первой инстанции. 

При новом рассмотрении настоящего административного дела суду  следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с  установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего  законодательства. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями  328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 


определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 28 ноября 2018 года и апелляционное  определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 19 февраля 2019 года отменить,  вынести новое решение, которым признать незаконным приказ Департамента  муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска от 5  сентября 2018 года № 844. 

Председательствующий