ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 72-ИКАД23-2-А5
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 1 ноября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 и Кыринской районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 1 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2023 года, а также кассационную жалобу Кыринской районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края на мотивировочную часть указанного апелляционного определения по административному делу № За-213/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления Кыринской районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края от 21 августа 2023 года № 155 «Об отказе ФИО1, выдвинутому избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае, в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинский», о возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинский.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей административного истца ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы жалобы и возражавших против удовлетворения кассационной жалобы Кыринской
районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края,
представителя названной избирательной комиссии Деникиной Н.И., считающей необходимым удовлетворить жалобу комиссии и отказать в удовлетворении жалобы административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А. о незаконности обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
на 10 сентября 2023 года были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвёртого созыва постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 6 июня 2023 года.
ФИО1, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае, представил 9 июля 2023 года в Кыринскую районную территориальную избирательную комиссию Забайкальского края (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 Акшинский, далее - избирательная комиссия) для регистрации в качестве кандидата необходимые документы, включая подписные листы с 843 подписями избирателей, собранными в его поддержку.
Постановлением избирательной комиссии от 18 июля 2023 года № 150 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинский (далее - кандидат в депутаты) на основании подпунктов «в» и «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) ввиду представления недостаточного для регистрации количества достоверных подписей избирателей, а также отсутствия документа, подтверждающего сведения о принадлежности кандидата к политической партии и его статус в политической партии, указанные в заявлении о согласии баллотироваться.
Решением Забайкальского краевого суда от 24 июля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании названного постановления незаконным отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2023 года судебное решение отменено, на избирательную комиссию возложена обязанность разрешить вопрос о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты после повторной проверки подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
Постановлением территориальной избирательной комиссии от
Борискину И.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты по мотиву выявления более 5 процентов (14,21) недействительных подписей (109) от общего количества отобранных для проверки (767).
Считая решение об отказе в регистрации кандидата незаконным, ФИО1 обратился в суд с административным иском о его отмене и возложении обязанности на избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
Решением Забайкальского краевого суда от 1 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанций и принятии нового решения об удовлетворения его требований в полном объёме.
В кассационной жалобе избирательная комиссия просит апелляционное определение изменить, признать неверными содержащиеся в его мотивировочной части выводы о признании достоверными 47 подписей избирателей, представленных ФИО1 в поддержку своего выдвижения и, соответственно, о количестве достоверных подписей, содержащихся в подписных листах, отобранных для проверки.
Основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Федеральным законом № 67-ФЗ, предусматривающим возможность отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76).
Федеральный законодатель установил, что необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных
(представительных) органов государственной власти является поддержка
выдвижения кандидата избирателями, наличие которой, в частности, подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 35.1 Федерального закона № 67-ФЗ).
Выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, являются безусловными основаниями для отказа в регистрации кандидата (подпункты «г.1» и «д» соответственно пункта 24 статьи 38 названного закона).
Аналогичные нормы закреплены в пунктах 6.1 и 7 части 5 статьи 30 Закона Забайкальского края от 6 декабря 2012 года № 753-ЗЗК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края» (далее - Закон Забайкальского края).
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что законом должна предусматриваться процедура проверки оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В соответствии с частью 6 статьи 29 Закона Забайкальского края проверке подлежит 100 процентов необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей.
Постановлением избирательной комиссии Забайкальского края от 9 июня 2023 года № 200/1139-3 установлено, что для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинский необходимо представить 767 подписей избирателей, при этом максимальное количество таких подписей может составлять 843.
Основания признания подписей недействительными указаны в пункте 6.4. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в части 13 статьи 29 Закона Забайкальского края.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1 представил в избирательную комиссию 843 подписи на 242 подписных листах в 4 папках, из которых 17 августа 2023 года из каждой папки путём случайной выборки для проверки отобраны 767 подписей.
По итогам проверки отобранных подписей признаны недостоверными (недействительными) 109 подписей избирателей, в том числе 44 подписи ввиду нарушения формы подписного листа, заключающегося в заполнении менее пяти строк.
Суд первой инстанции, применив приведённые выше федеральные и региональные нормы, исследовав признанные административным
ответчиком недействительными 109 подписей избирателей, пришёл к
заключению, что из их числа необходимо исключить 41 подпись, неправомерно признанную избирательной комиссией недействительной, в том числе 13 подписей избирателей, признанных недействительными на основании подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ (признаются недействительными все подписи избирателей, в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к названному закону).
Поскольку количество недействительных подписей - 68 составляет более 5 процентов (8,87) от общего количества подписей, отобранных для проверки, суд признал законным отказ в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты, не усмотрев в действиях избирательной комиссии нарушений законодательства о выборах, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления.
Судом также установлено и следует из материалов дела, что процедура случайной выборки подписей избирателей, представленных административным истцом, их проверка проведены в соответствии с требованиями законодательства.
Проверяя законность судебного решения по апелляционной жалобе ФИО1, суд апелляционной инстанции его доводы о незаконности Постановления от 21 августа 2023 года признал несостоятельными, изучив подписи, признанные судом недействительными, пришёл к заключению, что общее количество недействительных подписей составляет 23 подписи избирателей, следовательно, оставшееся количество действительных (достоверных) подписей - 744 (767-23) недостаточно для регистрации административного истца кандидатом в депутаты.
При этом высказал суждение, что ссылка административного ответчика в оспариваемом постановлении на подпункт «г.1» пункта 24 статьи 38 (в апелляционном определении описка, названа статьи 24) вместо подпункта «д» не ставит под сомнение правильность отказа в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты.
Оставляя судебное решение без изменений, суд апелляционной инстанции признал ошибочной позицию суда первой инстанции, по мнению которого, незаполнение всех пяти строк подписного листа является основанием для признания содержащихся в таком листе подписей избирателей недействительными по мотиву не соответствия его формы требованиям закона.
Изучив 13 подписей избирателей (папка 2 подписной лист 3 строка 3 (2-3-3 , 2-4-5, 2-5-2, 2-21-4, 2-39-2, 2-40-4, 3-5-3, 3-16-1, 3-17-5, 3-39-2, 3-64-1, 4-14-5, 4-16-4), признанных недействительными по мотиву указания ими в подписном листе сведений, не соответствующих действительности (подпункт «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ), судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции не согласилась с признанием недействительными 10 подписей.
Суд апелляционной инстанции пришёл к заключению, что сведения о
фамилии, имени, отчестве избирателей указаны правильно, их написание
обусловлено особенностью почерка, грамотностью избирателя и не препятствуют восприятию этой информации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного ответчика.
Довод о неправомерности признания действительными 37 подписей избирателей, проставленных в подписных листах, в которых не были заполнены все пять строк, является несостоятельным, основан на ошибочном толковании положений статьи 37 и подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Что касается 10 подписей избирателей, в отношении которых суд апелляционной инстанции не усмотрел указание сведений, не соответствующих действительности, то их количество не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего административного дела, поскольку 33 подписи избирателей (признанные судом апелляционной инстанции 23 подписи + 10 подписей, оспариваемые избирательной комиссией) составляют менее 5 процентов (4,3) от количества отобранных для проверки.
Вместе с тем утверждение ФИО1 и избирательной комиссии, изложенное в их кассационных жалобах, о неправильном применении судом апелляционной инстанции к возникшим между сторонами отношениям подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ является обоснованным.
Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ в пункт 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ внесены изменения, устанавливающие два самостоятельных основания для отказа в регистрации кандидата (подпункты «г.1» и подпункт «д»), которые применяются в зависимости от процедуры проверки подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата: все представленные кандидатом подписи (независимо от того, представлено максимально допустимое количество подписей или количество представленных подписей соответствует количеству подписей, необходимых для регистрации, иное количество подписей) или их часть.
В случае проверки не всех представленных подписей, то есть их части, как по настоящему административному делу, то отказ в регистрации кандидата будет законным, если выявлено 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Подпункт «д» подлежит применению, когда избирательной комиссией проверялись все представленные подписи и среди них выявлено такое количество недействительных (недостоверных) подписей, при вычитании которых из количества представленных (проверенных) оставшегося
количества подписей будет недостаточно для регистрации кандидата.
Следовательно, суд апелляционной инстанции, установив, что количество недействительных подписей менее 5 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, без законных оснований отказал в удовлетворении апелляционной жалобы Борискина И.А. на решение суда, которым постановление об отказе ему в регистрации кандидатом признано законным.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты, как принятые с существенным нарушением норм материального права, подлежат отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении административного иска.
Из административного искового заявления следует, что ФИО1 предъявил два требования: о признании незаконным Постановления от 21 августа 2023 года и о возложении обязанности на избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
Принимая во внимание, что избирательная кампания завершена в сентябре 2023 года, требование о возложении на избирательную комиссию обязанности восстановить избирательные права ФИО1 путём регистрации кандидатом в депутаты не может быть удовлетворено.
Как следует из совокупного правового анализа предписаний Федерального закона № 67-ФЗ, закреплённых в пункте 19 статьи 2 (раскрывает понятие избирательной кампании), частях 7 и 18 статьи 38 (сроки принятия решения о регистрации кандидата), пункте 5 статьи 41 (когда кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом кандидата), не предусматривает возможность принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата в депутаты после дня голосования.
Решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права, быть исполнимым, тогда как удовлетворение административного иска в указанной части по завершению избирательного процесса не может повлечь восстановление пассивного избирательного права административного истца.
Таким образом, доводы административного истца не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований в полном объёме.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Забайкальского краевого суда от 1 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам
Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2023 года
отменить и принять новое решение о частичном удовлетворении административного иска Борискина Игоря Анатольевича.
Признать постановление Кыринской районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края от 21 августа 2023 года № 155 «Об отказе ФИО1, выдвинутому избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в Забайкальском крае, в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Акшинский» незаконным.
В удовлетворении требований о возложении обязанности на Кыринскую районную территориальную избирательную комиссию Забайкальского края зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты отказать.
Председательствующий
Судьи