ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 72-КАД20-3 от 20.01.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 72-КАД20-3-К8

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 2 0 января 2 021 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании  кассационную жалобу Коркина Артема Анатольевича, Коркиной Анастасии  Вячеславовны на решение Центрального районного суда города Читы от  19 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Забайкальского краевого суда от 17 июля 2019 года и  кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2020 года по  административному делу № 2а-2025/2019 по административному исковому  заявлению Коркина А.А., Коркиной А.В. к администрации городского округа  «Город Чита», Министерству территориального развития Забайкальского края о  признании незаконным решения об отказе в перечислении социальной выплаты  по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и обязании  перечислить сумму социальной выплаты на банковский счет. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя административных истцов 


Новоселовой Т.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

решением Комитета по управлению имуществом администрации городского  округа «Город Чита» от 29 января 2019 года № 768 приостановлено действие  свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение  жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного  строительства по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» семье  Коркиных А. А. и А.В. Не согласившись с данным решением,  административные истцы обратились в суд с административным иском о  признании его незаконным, сославшись в обоснование заявленных требований  на то, что законодательством не предусмотрено приостановление действия  сертификата, оспариваемым решением уполномоченные органы публичной  власти фактически отказали семье Коркиных в предоставлении жилищной  субсидии без всяких на то правовых оснований, чем было ограничено их право  на социальную поддержку, гарантированную государством молодым семьям. 

Решением Центрального районного суда города Читы от 19 апреля 2019  года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной  коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 17  июля 2019 года и кассационным определением судебной коллегии по  гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25  февраля 2020 года административный иск оставлен без удовлетворения. 

В кассационной жалобе, поданной Коркиным А.А., Коркиной А.В. в  Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене  состоявшихся по делу судебных актов. В качестве доводов кассационной  жалобы заявители указывают на то, что судами при рассмотрении и  разрешении данного административного дела неправильно применены нормы  материального права к имевшим место правоотношениям. В кассационной  жалобе семья Коркиных ссылается на то, что является участником  государственной программы по обеспечению жильем молодых семей,  нуждается в улучшении жилищных условий, на момент выдачи свидетельства о  праве на получение социальной выплаты отвечала всем условиям программы и  согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на  приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года   № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы  Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и  коммунальными услугами граждан Российской Федерации»» (далее также - Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение  (строительство) жилья и их использования, Правила), административные истцы  могли использовать полагающуюся им социальную выплату на цели,  установленные положениями указанных Правил по своему усмотрению. 


По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации 

от 6 июля 2020 года административное дело истребовано в Верховный Суд 

Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации 

от 8 декабря 2020 года кассационная жалоба Коркина А.А., Коркиной А.В. 

с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании 

Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской 

Федерации.

Основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном 

порядке являются существенные нарушения норм материального права или 

норм процессуального права, которые повлияли на исход административного 

дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита 

нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых 

законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного 

судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской 

Федерации считает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены 

такого рода нарушения исходя из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Конституции Российской  Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в  законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или  за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных  фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы  государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих  полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на  жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные  законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий  граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий  для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2  Жилищного кодекса Российской Федерации). 

Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы  молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства  жилых помещений на 2011-2015, 2015-2020 годы осуществлялось в рамках  подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства  субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище»,  утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17  декабря 2010 года № 1050. 

Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на  территории Забайкальского края осуществляется в рамках подпрограммы  «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы  Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика  Забайкальского края», утвержденной постановлением правительства  Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 656. 


Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на  приобретение жилого помещения (далее также - социальная выплата), а также  использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым  семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их  использования. 

Аналогичные Правила предоставления молодым семьям социальных выплат  на приобретение (строительство) жилья и их использования на региональном  уровне утверждены постановлением правительства Забайкальского края от 31  декабря 2015 года № 656. 

Согласно подпункту «е» пункта 2 указанных Правил социальные выплаты  могут быть использованы для погашения основной суммы долга и уплаты  процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным  займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за  исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку  исполнения обязательств по этим кредитам или займам (в редакции  действующей на момент выдачи свидетельства). 

В соответствии с указанными Правилами право на улучшение жилищных  условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье  только один раз (пункт 9). 

Социальная выплата предоставляется в размере, рассчитанном по правилам  пункта 10 Правил. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату  утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  списков молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты,  указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и  остается неизменным в течение всего срока его действия (пункт 17). 

Право молодой семьи на получение за счет средств бюджета социальной  выплаты удостоверяется именным свидетельством о праве на получение  социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта  индивидуального жилищного строительства, выдаваемым по типовой форме на  основании заявления молодой семьи о включении ее в состав участников  мероприятия по обеспечению жильем молодых семей по названной выше  Программе, которое не является ценной бумагой (пункт 3). 

Для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты в  соответствии с подпунктами «е» пункта 2 Правил молодая семья подает в орган  местного самоуправления по месту жительства документы, перечень которых  установлен пунктом 19 Правил. 

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение  социальной выплаты являются: нарушение установленного пунктом 31 Правил  срока представления необходимых документов для получения свидетельства,  непредставление или представление не в полном объеме документов,  недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а  также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного  (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 Правил  (пункт 33 Правил). 


Судом установлено и следует из материалов дела, что семья Коркиных в 

«Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы 

«Жилище» на 2002-2010 годы.

В 2009 году между Коркиным А.А. и Банком ВТБ заключен кредитный  договор на сумму <...> руб. на покупку квартиры, расположенной по  адресу: г. <...>, в которой семья Коркиных в  составе 5 человек зарегистрирована и проживает в настоящее время. 

Решением общественной жилищной комиссии, утвержденным  распоряжением администрации Черновского административного района  Забайкальского края от 14 июня 2018 года семья Коркиных признана  соответствующей условиям программы и включена в список молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей»  государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным  и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской  Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату. 

Семья Коркиных передала указанное свидетельство в ПАО «Сбербанк  России» и заключила с банком договор банковского счета. 28 ноября 2018 года  семья Коркиных заключила договор купли-продажи жилого дома общей  площадью 52,1 кв.м и земельного участка, на котором расположен этот дом.  Данный договор был представлен в банк и распорядитель банковского счета, - Коркин А.А. подал заявление-поручение на перевод денежных средств с его  счета на имя продавца жилого дома и земельного участка. 

Банк направил в Комитет по управлению имуществом администрации  городского округа «Город Чита» заявку на перечисление средств в целях  реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной  целевой программы «Жилище». 

Решением Комитета по управлению имуществом администрации городского  округа «Город Чита» от 29 января 2019 года № 768 приостановлено действие  выданного семье Коркиных свидетельства о праве на получение социальной  выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта  индивидуального жилищного строительства от 10 июля 2018 года по указанной  подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Это решение было  мотивировано тем, что семья Коркиных имеет в собственности другое жилое  помещение, приобретенное с использованием ипотечного кредита в 2009 году и  обеспечена жильем общей площадью более учетной нормы на каждого члена 


семьи, установленной органом местного самоуправления в целях принятия  граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем  на основании подпункта «е» пункта 2 Правил социальная выплата может быть  направлена только на погашение долга по действующему кредитному договору,  а не на приобретение иного жилого помещения или дома. Также им было  предложено получить другое свидетельство о праве на получение социальной  выплаты на погашение основного долга и остатка задолженности по выплате  процентов за пользование указанным ипотечным кредитом в меньшем размере  (согласно справке банка ВТБ остаток задолженности по выплате процентов по  кредитному договору № 623/0540-0001358 от 20 ноября 2009 года на 25 апреля  2018 года составлял 371 062,42 руб.) (л.д. 60-61). 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что семья  Коркиных не исключена из числа участников Программы, а срок предъявления  свидетельства о праве на получение социальной выплаты, в связи с его  приостановлением не истек, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение  государственного органа не влечет нарушения прав и законных интересов  административных истцов. С таким выводом суда первой инстанции  согласились и суды апелляционной и кассационной инстанций. 

Вместе с тем с указанным выводом судов согласиться нельзя исходя из  следующего. 

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что  формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых  гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая  сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств  дела может привести к тому, что его имущественное положение будет  значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного  создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан  (постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П,  от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П). 

При рассмотрении данного дела суды указали, что административным  истцам не может быть предоставлена социальная выплата на приобретение  жилого дома с земельным участком, поскольку они в 2009 году заключили с  банком кредитный договор на покупку квартиры и вправе претендовать только  на предоставление социальной выплаты по погашению данного кредита не в  полном размере рассчитанной суммы этой выплаты в 926 100 руб., а в размере  остатка задолженности административных истцов по кредиту на 25 апреля  2018 года в 371 062,42 руб. Таким образом, суды согласились с действиями  административного ответчика, своевременно не предоставившего названную  социальную выплату и ухудшившего условия предоставления  административным истцам указанной социальной выплаты, которые могут  повлечь уменьшение или аннулирование права на ее получение, что нельзя  признать правомерным, поскольку указанное выше законодательство такой  возможности ухудшения положения молодых семей при обеспечении их  жильем не предусматривает. Что подтверждает и новая редакция Правил, 


предусмотревшая в абзаце третьем пункта 7 возможность при определении для  молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в  случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и  «и» пункта 2 настоящих Правил не учитывать жилое помещение,  приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита,  предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому  полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу)  на погашение ранее предоставленного жилищного кредита. 

Кроме того, отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции,  сославшись на положения подпункта «е» пункта 2 Правил предоставления  молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и  их использования, исходили из того, что социальная выплата может быть  направлена на погашение долга, только по действующему жилищному  кредитному договору и только на погашение остатка основного долга и остатка  задолженности по выплате процентов за пользование указанным ипотечным  кредитом. 

Однако, из текста подпункта «е» пункта 2 указанных Правил такой вывод не  следует. В данной норме указывается, что социальная выплата используется  для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным  кредитам, в том числе ипотечным или жилищным займам на приобретение  жилого помещения или строительство жилого дома. Каких либо ссылок на то,  что указанные договоры должны быть действующими, названная норма Правил  не содержит. 

Кроме того, согласно пункту 11 Подпрограммы муниципальной программы  «Управление муниципальной собственностью и жилищная политика  городского округа «Город Чита» на 2017 - 2026 годы» «Обеспечение жильем  молодых семей городского округа «Город Чита» молодым семьям  предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств краевого  бюджета в размере 5 процентов средней стоимости жилья при рождении  (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо  для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или  строительство индивидуального жилья в порядке, установленном  Правительством Забайкальского края. 

Таким образом, данным нормативным правовым актом предусмотрена  возможность предоставления компенсации затраченных средств на указанные  цели. 

Суд также не учел, что в соответствии с пунктом 17 Правил размер  социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых  семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в  свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается  неизменным в течение всего срока его действия. 


Таким образом, при рассмотрении и разрешении данного дела судебными  инстанциями не учтено, что законность и справедливость при рассмотрении  судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений,  предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве,  точным и соответствующим обстоятельствам административного дела  правильным толкованием и применением законов и иных нормативных  правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с  осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с  получением гражданами и организациями судебной защиты путем  восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации). 

При таких обстоятельствах указанные выше выводы судебных инстанций 

нельзя признать правильными, а судебные акты законными. В связи с чем они 

подлежат отмене, а административное дело направлению на новое рассмотрение 

в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Центрального районного суда города Читы от 19 апреля 2019 года,  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Забайкальского краевого суда от 17 июля 2019 года и кассационное  определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2020 года отменить,  административное дело № 2а-2025/2019 направить на новое рассмотрение в суд  первой инстанции. 

Председательствующий