ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 78-КА19-22 от 07.02.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 78-КА19-22

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 7 февраля 2020 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии  по административным делам Санкт-Петербургского городского суда  от 18 февраля 2019 года по административному делу № 2а-2972/2018 по  административному исковому заявлению ФИО1 к  Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по  городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании решения о  неразрешении въезда на территорию Российской Федерации. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., объяснения представителя ФИО1 - адвоката  Дроновой ТВ., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения  представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской  Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области  ФИО2, Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

гражданин Республики Беларусь ФИО1 обратился в суд с  административным иском к Главному управлению Министерства внутренних 


дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской  области (далее - ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и  Ленинградской области) о признании незаконным решения от 25 декабря  2017 года о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации,  принятого на основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона  от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию». Свои требования заявитель обосновал тем,  что обжалуемое решение принято без учёта его личной, семейной жизни,  длительности пребывания в Российской Федерации. Считал, что совершённые  им административные правонарушения не являются грубыми, а наложенное на  него ограничение не соответствует характеру данных правонарушений. 

Решением Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга  от 30 августа 2018 года административный иск удовлетворён, признано  незаконным и отменено решение Управления по вопросам миграции ГУ МВД  России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25 декабря  2017 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию ФИО1,  <...> года рождения, сроком до 31 мая 2020 года. 

Апелляционным определением судебной коллегии по административным  делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2019 года решение  Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 30 августа  2018 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в  удовлетворении административного иска. 

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда  от 26 июня 2019 года ФИО1 отказано в передаче кассационной жалобы  для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, ФИО1 просит об отмене апелляционного определения  судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского  городского суда от 18 февраля 2019 года. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело  истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением  от 23 декабря 2019 года кассационная жалоба с делом передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном  порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются  существенные нарушения норм материального права или норм процессуального  права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела  и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации). 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного 


Суда Российской Федерации считает, что судом апелляционной инстанции при  рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  определяет, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с  одной стороны, и органами государственной власти, органами местного  самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны,  возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в  Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской  Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности,  Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации». Статьёй 4 названного  федерального закона определено, что иностранные граждане пользуются в  Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами  Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных  федеральным законом. 

Согласно подпункту 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа  1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в  Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года   № 114-ФЗ) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу  без гражданства может быть не разрешён в случае, если иностранный  гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в  течение трёх лет привлекались к административной ответственности в  соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение  административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в  течение трёх лет со дня вступления в силу последнего постановления о  привлечении к административной ответственности. 

Из материалов дела следует, что решением УВМ ГУ МВД России по  городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25 декабря 2017 года на  основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года   № 114-ФЗ гражданину Республики Беларусь ФИО1, <...> года  рождения, не разрешён въезд на территорию Российской Федерации сроком на  три года (до 31 мая 2020 года) в связи привлечением за совершение  административных правонарушений на территории Российской Федерации к  административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.5  (постановление от 20 апреля 2017 года) и частью 3 статьи 12.14 (постановление  от 21 мая 2017 года) Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Признавая данное решение незаконным, суд первой инстанции пришёл к  выводу о том, что такой акт является существенным вмешательством в личную  и семейную жизнь истца, сложившуюся у него в Российской Федерации. В силу  указанных обстоятельств применённая к заявителю санкция не является  соразмерной характеру совершённых им административных правонарушений. 

Отменяя решение районного суда и отказывая в удовлетворении  административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на 


Тягура А.В. как иностранного гражданина возложена обязанность по  соблюдению законодательства Российской Федерации, а административный  ответчик действовал в рамках предоставленных ему законодательством  полномочий. Суд апелляционной инстанции указал также на то, что за  последние три года Тягуром А.В. совершено четыре административных  правонарушения, что свидетельствует о его пренебрежении установленным  государством порядком проживания иностранных граждан на территории  Российской Федерации. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации не может согласиться с такими выводами суда  апелляционной инстанции и полагает, что они основаны на неправильном  применении норм материального и процессуального права и без учёта  фактических обстоятельств по делу. 

Пунктом 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных  свобод, заключённой в городе Риме 4 ноября 1950 года (далее также - Конвенция), установлено, что не допускается вмешательство со стороны  публичных властей в осуществление права каждого на уважение его личной и  семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство  предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах  национальной безопасности и общественного порядка, экономического  благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или  преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и  свобод других лиц. 

В пунктах 68-70 постановления Европейского Суда по правам человека  от 27 сентября 2011 года «Дело «Алим (АНт) против Российской Федерации»  (жалоба № 39417/07) Европейский Суд указал на то, что статья 8 Конвенции  защищает право на установление и развитие отношений с иными людьми и  окружающим миром и иногда может затрагивать вопросы социальной  идентичности лица. Совокупность социальных связей между оседлыми  мигрантами и обществом, в котором они проживают, частично составляет  понятие «личной жизни» в значении статьи 8 Конвенции. 

Несмотря на наличие или отсутствие «семейной жизни», выдворение  оседлого мигранта, таким образом, приводит к нарушению его права на  уважение «частной жизни». 

От обстоятельств конкретного дела зависит, на каком аспекте  Европейскому Суду будет необходимо сосредоточить своё внимание:  «семейной жизни» или «личной жизни». 

Что касается понятия «семейной жизни», Европейский Суд отмечает, что  согласно его прецедентной практике понятие семьи в значении статьи 8  Конвенции включает не только зарегистрированные супружеские отношения,  но и другие «семейные» связи, которые предусматривают, что их участники  живут совместно вне законного брака. Наличие или отсутствие «семейной  жизни» - по существу вопрос факта, зависящий от реального существования на  практике близких личных связей. 


Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении  от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами общей юрисдикции  Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и  Протоколов к ней» разъяснил, что, как следует из положений Конвенции и  Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и  свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются  любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти,  органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и  муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или  осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о  предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для  реализации его прав и свобод. Например, исходя из практики Европейского  Суда использование изображения гражданина без его согласия представляет  собой ограничение соответствующих прав, гарантируемых Конвенцией. 

При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации,  положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод  человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать  социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной  безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов  других лиц); являться необходимым в демократическом обществе  (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).  Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой  нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в  установленном законом порядке. 

Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать  необходимость ограничения прав и свобод человека, исходя из установленных  фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается  лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для  такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными  интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными  интересами иных лиц, государства, общества. 

В любом случае суды, не ограничиваясь установлением лишь  формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать  реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения  в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными;  в противном случае это может привести к избыточному ограничению прав  и свобод иностранных граждан. 

Изложенное полностью согласуется с правовой позицией  Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении  от 17 февраля 2016 года № 5-П «По делу о проверке конституционности  положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и  подпункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из 


Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой  гражданина Республики Молдова М. Цуркана», о том, что суды, рассматривая  дела о нарушении иностранными гражданами режима пребывания  (проживания) в Российской Федерации, влекущем административное  выдворение за её пределы, должны учитывать обстоятельства, позволяющие  надлежащим образом оценить соразмерность его последствий целям введения  данной меры административной ответственности, в том числе длительность  проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное  положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и  обеспеченность жильём на территории Российской Федерации, род  деятельности и профессию, законопослушное поведение. 

В определении Конституционного Суда Российской Федерации  от 2 марта 2006 года № 55-0 «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на  нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  содержатся аналогичные разъяснения, согласно которым, оценивая нарушение  тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в  Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как  административный проступок, и, следовательно, требующий применения мер  государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы  Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание  или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы  исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из  Конституции Российской Федерации требования справедливости и  соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской  Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой  ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера  причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных  обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении  взыскания. 

Вопреки приведённым правовым позициям суд апелляционной  инстанции, признавая оспариваемое решение законным, ограничился  формальным установлением фактов привлечений ФИО1 к  административной ответственности, в том числе не служивших основанием для  принятия административным ответчиком данного решения. 

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения  административного дела, определяются судом в соответствии с нормами  материального права, подлежащими применению к спорным публичным  правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в  деле (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации). 

Настаивая на удовлетворении своих требований, ФИО1 ссылался на  продолжительность своего проживания в Российской Федерации; наличие  постоянной работы и дохода; уплату российских налогов и положительные 


служебные характеристики; своё место рождения (город Кострома Российской  Федерации); наличие реальной угрозы для своего дальнейшего обучения в  связи с отсутствием учебного заведения на территории Республики Беларусь  соответствующего профиля (с августа 2016 года истец проходит обучение на  заочном отделении в Санкт-Петербургском морском рыбопромышленном  колледже (филиал) федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения высшего образования «Калининградский  государственный технический университет» по образовательной программе  «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и  установок», срок обучения три года, в 2020 году должен пройти итоговую  аттестацию и выполнить дипломный проект); фактические семейные  отношения с гражданкой Российской Федерации, совместное проживание и  ведение общего хозяйства с ней; на нуждаемость дочери-инвалида,  проживающей и обучающейся в городе Санкт-Петербурге, в его поддержке и  устойчивых семейных связях. При изложенных обстоятельствах, по мнению  административного истца, с учётом положений международных правовых  актов, национального законодательства и приведённой правовой позиции  Конституционного Суда Российской Федерации назначенную ему за  совершение указанных административных правонарушений меру  ответственности в виде неразрешения въезда в Российскую Федерацию нельзя  признать необходимой и оправданной, соразмерной преследуемой цели защиты  здоровья населения, прав и законных интересов других лиц при отсутствии  факта угроз общественному порядку со стороны административного истца. 

Однако суд апелляционной инстанции не учёл приведённые выше нормы,  правовую позицию и не исследовал указанные обстоятельства. Тогда как  данные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения  настоящего административного дела и подлежат обязательному установлению,  исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации полагает, что, признавая оспариваемое ФИО1  решение законным, апелляционная инстанция не обосновывала необходимость  и соразмерность ограничения прав и свобод административного истца - иностранного гражданина, исходя из установленных фактических  обстоятельств, не исключила избыточность ограничения его прав и свобод. 

При таком положении принятое по административному делу  апелляционное определение нельзя признать законным. 

С учётом того, что судом апелляционной инстанции допущены  существенные нарушения норм материального права и процессуального права,  которые повлияли на исход рассмотрения настоящего административного дела,  принятый им судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое  рассмотрение в суд апелляционной инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции  необходимо учесть изложенное выше и разрешить административное дело в 


соответствии с требованиями закона и установленными по делу  обстоятельствами. 

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным  делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2019 года отменить  и направить административное дело № 2а-2972/2018 на новое рассмотрение в  суд апелляционной инстанции. 

Председательствующий
Судьи