ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 78-КА20-4 от 21.05.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 78-КА20-4

КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 21 мая 2020 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова ОН.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Рослякова А.А. на решение Смольнинского районного суда города Санкт- Петербурга от 29 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной  коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда  от 15 мая 2019 г. по административному делу № 2а-4251/18 по  административному исковому заявлению Рослякова А.А. о признании  незаконным решения межведомственной комиссии администрации  Центрального района Санкт-Петербурга от 10 мая 2018 г. об отказе в  согласовании проекта перепланировки и переустройства квартиры. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., объяснения представителя администрации Центрального  района Санкт-Петербурга Хохловой Ж. А., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Росляков А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о  признании незаконным решения межведомственной комиссии  администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 10 мая 2018 г. об  отказе в согласовании проекта перепланировки и переустройства квартиры  для перевода в нежилой фонд под офис с устройством отдельного входа по  адресу: г. <...> (далее также - проект 


перепланировки), обязании административного ответчика согласовать проект  перепланировки и переустройства квартиры. 

Решением Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга  от 29 октября 2018 г., оставленным без изменения апелляционным  определением судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 15 мая 2019 г., в удовлетворении  административного искового заявления отказано. 

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда  от 14 октября 2019 г. Рослякову А.А. в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации,  Росляков А.А. просит отменить принятые судебные акты и вынести новое  решение об удовлетворении заявленных требований. Административный  истец полагает, что суды неправильно применили нормы гражданского и  жилищного законодательства, сделали выводы, не основанные на  доказательствах, имеющихся в материалах дела, установили обстоятельства,  не исследованные в ходе судебного разбирательства. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 4 марта 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. 

В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или  изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального права или норм процессуального права, которые  повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

При изучении доводов кассационной жалобы Рослякова А.А. и  материалов истребованного административного дела Судебной коллегией  установлено, что нарушения такого характера допущены судами первой и  апелляционной инстанций. 

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи  квартиры отЗ марта 2016 г. Рослякову А.А. на праве собственности  принадлежит квартира № 1 общей площадью 101,4 кв. м, расположенная на  первом этаже в доме № <...>

По заказу Рослякова А.А. специализированной организацией - обществом с ограниченной ответственностью «НевСтройПроект» разработан 


Проект перепланировки и переустройства квартиры для дальнейшего  перевода в нежилой фонд и использования под офисное помещение с  устройством отдельного входа на месте существующего оконного проема с  лицевого фасада здания, закладкой кирпичом существующего входа со  стороны лестничной площадки, разбором существующих и устройством  новых перегородок. 

Разрешение на разработку проекта изменения фасада здания в части  устройства отдельного входа и замены заполнений оконных проемов на  витринные со стороны лицевого фасада здания оформлено Комитетом по  градостроительству и архитектуре 7 ноября 2015 г. 

Обществом с ограниченной ответственностью «СтройЭлитПроект»  подготовлено техническое заключение в целях определения состояния  основных несущих и ограждающих конструкций квартиры в связи с  устройством обособленного входа и переоборудования помещения под офис. 

Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга  14 июля 2017 г. выдал Рослякову А.А. разрешение на использование  территории земельного участка, площадью 3 кв.м, расположенного в  кадастровом квартале <...>, для размещения элементов  благоустройства территории (крыльца), срок использования участка  установлен равным одному году. 

Росляков А.А. обратился в Администрацию Центрального района  Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании проекта перепланировки и  переустройства жилого помещения, представив вышеуказанные документы, а  также решения (согласие) собственников помещений многоквартирного дома  по вопросу использования общего имущества. 

Заявление Рослякова А.А. и проектная документация рассмотрена на  заседании районной межведомственной комиссии 10 мая 2018 г. Согласно  выписке из протокола № 14 комиссией принято заключение отклонить  проект перепланировки по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1  статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации: несоответствие  проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения  требованиям законодательства. 

Основанием для отказа в согласовании проекта перепланировки  послужило то обстоятельство, что проектом предусмотрено оборудование  отдельного входа в переводимое помещение с устройством крыльца.  Имеющееся в представленном административным истцом в  межведомственную комиссию пакете документов разрешение использования  территории земельного участка площадью 3 кв. м для размещения элемента  благоустройства территории (крыльца) выдано сроком на 1 год и по  окончании этого срока не обеспечит юридических оснований для  дальнейшего использования государственного земельного участка под  размещение крыльца в постоянном режиме. 

Судебная коллегия отмечает, что при принятии обжалуемых судебных  актов суды не дали правовую оценку единственному мотиву 


административного ответчика, вследствие которого административному  истцу не согласовали проект перепланировки, а именно - необходимости  получения разрешения на использование земельного участка для размещения  элемента благоустройства территории (крыльца). 

Статьей 39 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК  РФ) определены случаи и основания для использования земель или  земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, без предоставления земельных участков и установления  сервитута, публичного сервитута. 

Одним из таких случаев использования указанных земель и земельных  участков без их предоставления и установления сервитутов согласно  подпункту 6 пункта 1 статьи 3933 ЗК РФ является размещение  нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных  объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской  Федерации. 

В соответствии с пунктом 2 названной нормы использование земель  или земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 и 7  пункта 1 данной статьи, осуществляется на основании разрешений  уполномоченного органа. 

Таким образом, для случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1  статьи 39 ЗК РФ, разрешение на использование земельного участка не  требуется. 

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться  на землях или земельных участках, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и  установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства  Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300. 

Согласно пункту 4 указанного Перечня (в редакции, действовавшей на  момент отказа в согласовании проекта перепланировки) в него включены  элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы  (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны,  фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и  мостики). 


Понятие «элементы благоустройства» приведено в пункте 38 статьи 1  Градостроительного кодекса Российской Федерации и представляет собой  декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства,  элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том  числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы,  некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные  щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства  территории. 

В статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. № 891-180  «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» (в редакции, действовавшей на  момент отказа в согласовании проекта перепланировки) определено, что  элемент благоустройства - декоративное, техническое, планировочное,  конструктивное устройство, растительный компонент, различные виды  оборудования и оформления, покрытие, малая архитектурная форма,  некапитальный объект, наружная реклама и информация, которые  размещаются на объектах благоустройства. 

Согласно пункту 2.1 Приложения № 2 к Правилам благоустройства  территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением  Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016 г. № 961 (в редакции,  действовавшей на момент отказа в согласовании проекта перепланировки),  элементы благоустройства Санкт-Петербурга подразделяются в том числе на  устройства декоративные, технические, конструктивные, куда входят:  элементы входов и входных групп (включая архитектурный проем, дверные  конструкции, пандус, навес, козырек, лестницу, ступени, ограждение,  приямок). 

Системный анализ приведенных норм в их взаимной связи позволяет  сделать вывод о том, что крыльцо является элементом благоустройства и в  целях его обустройства для входа в здание не требуется предоставления  разрешения на использование земельного участка и установления сервитута. 

Основание проведения переустройства и (или) перепланировки  помещения в многоквартирном доме урегулированы статьей 26 Жилищного  кодекса Российской Федерации, в частях 2 и 2.1 которой приведен перечень  документов, необходимых для проведения переустройства и (или)  перепланировки помещения в многоквартирном доме, среди которых  отсутствует документ, подтверждающий право использования территории  земельного участка. При этом в части 3 названной статьи содержится запрет  органу, осуществляющему согласование, требовать от заявителя  представление других документов кроме документов, истребование которых  у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи. 

В связи с существенными нарушениями норм материального права,  повлиявшими на исход административного дела, обжалуемые судебные акты  нельзя признать законными, они подлежат отмене с вынесением нового  решения об удовлетворении заявленных требований. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным 


делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь  статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, 

определила:

решение Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга

от 29 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 мая  2019 г. отменить. 

Административное исковое заявление Рослякова А.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение межведомственной комиссии  администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 10 мая 2018 г. об  отказе в согласовании проекта перепланировки и переустройства квартиры  для перевода в нежилой фонд под офис с устройством отдельного входа по  адресу: г. <...>

Обязать межведомственную комиссию администрации Центрального  района Санкт-Петербурга рассмотреть проект перепланировки и  переустройства квартиры для перевода в нежилой фонд под офис с  устройством отдельного входа по адресует. <...>,  д.<...>

Председательствующий
Судьи