ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 8-КАД21-7 от 02.03.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 8-КАД21-7-К2

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

г. Москва 2 марта 2022 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Калининой Л.А. и Нефедова О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Кершман Г.К. на решение Рыбинского городского суда Ярославской области  от 30 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Ярославского областного суда от 15 января 2021 г.  и кассационное определение судебной коллегии по административным делам  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2021 г. по  административному делу № 2а-2836/2020 по административному исковому  заявлению Кершман Г.К. к Департаменту имущественных и земельных  отношений Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской  области об оспаривании решений, о возложении обязанности. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Кершман Г.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к  Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации  городского округа г. Рыбинск Ярославской области (далее также - департамент) о признании незаконными решений: от 10 июля 2020 г. об  отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с  кадастровым номером <...> расположенного по адресу:  <...> (далее также - земельный участок); от 16 июля 2020 г. об отказе в изменении вида  разрешенного использования земельного участка. Также она просила  возложить на департамент обязанность в течение месяца с момента 

вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть ее 


[A1] заявления об изменении вида разрешенного использования земельного  участка и о предоставлении его в собственность бесплатно. 

Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от  30 сентября 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Апелляционным определением судебной коллегии по  административным делам Ярославского областного суда от 15 января 2021 г.  решение суда оставлено без изменения. 

Кассационным определением судебной коллегии по административным  делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2021 г.  указанные судебные акты оставлены в силе. 

В кассационной жалобе, поданной Кершман Г.К. в Верховный Суд  Российской Федерации, ставится вопрос о ее передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации и об отмене принятых судебных  актов. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от  29 октября 2021 г. административное дело истребовано в Верховный Суд  Российской Федерации, определением от 31 января 2022 г. кассационная  жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных  актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм  материального права или норм процессуального права, которые повлияли на  исход административного дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы об  отмене судебных актов, Судебная коллегия приходит к следующим выводам. 

Решением департамента от 16 июля 2020 г. Кершман Г.К. отказано в  изменении вида разрешенного использования земельного участка «для  проектирования и строительства многоквартирного жилого дома со  встроенными помещениями офисного и торгового назначения» на «для  индивидуального жилищного строительства», поскольку земельный участок  для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома со  встроенными помещениями офисного и торгового назначения был  предоставлен в аренду по результатам аукциона на основании постановления  главы городского округа г. Рыбинск от 7 июня 2008 г., а в силу пункта 17  статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК  РФ) внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор  аренды земельного участка, находящегося в государственной или  муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного 

использования не допускается. 


[A2] Разрешая спор, суды согласились с позицией департамента, однако не  учли следующее. 

Земельное законодательство в качестве одного из основных принципов  закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории, в  силу которого правовой режим земель определяется исходя из их  принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в  соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.  Этот принцип призван обеспечить эффективное использование и  одновременно охрану земли, возлагающие на собственников земельных  участков, включая земли населенных пунктов, обязанность использовать их в  соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них  целевым назначением (пункт 2 статьи 7 и абзац второй статьи 42 ЗК РФ). 

В силу положений пункта 3 части 1, пункта 26 части 1 статьи 16  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее  также - Закон № 131-ФЗ), пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25  октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса  Российской Федерации» Администрация г. Рыбинска Ярославской области в  лице департамента осуществляет полномочия собственника в отношении  испрашиваемого земельного участка, в том числе с учетом положений части  4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на него  возложена обязанность установить вид разрешенного использования  земельного участка в соответствии с требованиями закона. 

Как следует из материалов дела, Кершман Г.К. является арендатором  земельного участка, предоставленного по результатам аукциона, с видом  разрешенного использования «для проектирования и строительства  многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями офисного и  торгового назначения». На земельном участке возведен объект капитального  строительства, в отношении которого в настоящее время в Едином  государственном реестре недвижимости содержится запись  «индивидуальный жилой дом». Данная запись не оспорена. 

Решением департамента от 16 июля 2020 г. Кершман Г.К. отказано в  изменении вида разрешенного использования земельного участка на «для  индивидуального жилищного строительства» со ссылкой на пункт 17  статьи 39.8 ЗК РФ, согласно которому внесение изменений в заключенный по  результатам аукциона договор аренды земельного участка, находящегося в  государственной или муниципальной собственности, в части изменения  видов разрешенного использования не допускается. 

Однако правомочия органов местного самоуправления в отношении  принимаемых ими муниципальных правовых актов в действующей системе  правового регулирования предполагают учет существа отношений,  затрагиваемых муниципальными правовыми актами, в том числе в части  правового регулирования в области недвижимого имущества, эти решения не 

могут носить произвольный характер, должны соблюдать баланс частных и 


[A3] публичных интересов, конституционные принципы справедливости,  равенства, соразмерности. 

Поскольку на испрашиваемом земельном участке с видом  разрешенного использования «для проектирования и строительства,  многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями офисного и  торгового назначения» возведен объект капитального строительства,  департамент должен принять решение об установлении надлежащего вида  разрешенного использования земельного участка в соответствии с  действующим законодательством. 

При указанных обстоятельствах оспариваемое решение департамента  от 16 июля 2020 г. нельзя считать законным и обоснованным, в связи с чем  заявление Кершман Г.К. об изменении вида разрешенного использования  земельного участка подлежит повторному рассмотрению. 

Решением от 10 июля 2020 г. департамент на основании пункта 14  статьи 39.16 ЗК РФ отказал Кершман Г.К. в удовлетворении заявления о  предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка, на  котором расположен принадлежащий ей индивидуальный жилой дом, так как  вид разрешенного использования земельного участка не соответствует цели  его предоставления. 

Согласно подпункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган  принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, без  проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не  соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в  заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев  размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом  планировки территории. 

Из анализа положений данной нормы следует, что решение вопроса о  возможности, порядке и условиях предоставления земельного участка в  собственность неразрывно связано с его видом разрешенного использования,  который, как указано ранее, подлежит установлению департаментом. Так как  вопрос о виде разрешенного использования земельного участка не разрешен,  решение от 10 июля 2020 г. также подлежит признанию незаконным с  возложением на департамент обязанности повторно рассмотреть  соответствующее заявление Кершман Г.К. 

При указанных обстоятельствах, Судебная коллегия считает, что  судами допущены существенные нарушения норм материального права,  которые повлияли на исход административного дела, в связи с чем указанные  судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения. 

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:



[A4]

[A5] решение Рыбинского городского суда Ярославской области от  30 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Ярославского областного суда от 15 января 2021 г.  и кассационное определение судебной коллегии по административным делам  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2021 г,  отменить, принять по делу новое решение. 

Признать незаконным решение Департамента имущественных и  земельных отношений Администрации городского округа г. Рыбинск  Ярославской области от 16 июля 2020 г. об отказе в изменении вида  разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером  <...>, по адресу: <...>

Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений  Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области  обязанность повторно рассмотреть заявление Кершман Г.К. об изменении  вида разрешенного использования земельного участка. 

Признать незаконным решение Департамента имущественных и  земельных отношений Администрации городского округа г. Рыбинск  Ярославской области от 10 июля 2020 г. об отказе в предоставлении в  собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером  <...>, по адресу: <...>

Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений  Администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области  обязанность повторно рассмотреть заявление Кершман Г.К. о  предоставлении земельного участка в собственность. 

Председательствующий

Судьи


»