ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 9-КА19-6 от 30.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 9-КА19-6

КАССАЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 30 октября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Публичного акционерного общества «ГАЗ» на решение Нижегородского  областного суда от 4 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной  коллегии по административным делам Нижегородского областного суда  от 16 января 2019 г. по административному делу № За-553/2018 по  административному исковому заявлению Публичного акционерного  общества «ГАЗ» об оспаривании результатов определения кадастровой  стоимости земельного участка. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Абакумовой И.Д., объяснения представителя Публичного акционерного  общества «ГАЗ» по доверенности Никоновой Т.В., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

публичное акционерное общество «ГАЗ» (далее также - Общество,  ПАО «ГАЗ») обратилось в суд с административным исковым заявлением о 


пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного  участка с кадастровым номером 52:21:0000003:91 в связи с  недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при  определении его кадастровой стоимости, путем установления ее в размере  142 293,87 руб.; обязании административного ответчика внести в Единый  государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости  данного участка в размере 142 293,87 руб. 

Решением Нижегородского областного суда от 4 октября 2018 г.,  оставленным без изменения апелляционным определением судебной  коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от  16 января 2019 г. ПАО «ГАЗ» отказано в удовлетворении административного  искового заявления. 

Определением судьи Нижегородского областного суда от 16 мая 2019 г.  ПАО «ГАЗ» отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения  в судебном заседании суда кассационной инстанции. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на допущенные судом  нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос о ее  передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации на  предмет отмены принятых судебных актов. Податель жалобы полагает, что  кадастровая стоимость арендованного им земельного участка, на котором  осуществляется специальная деятельность (полигон для захоронения не  утилизируемых нетоксичных, III - 1Укласса опасности промышленных  отходов), ошибочно определена исходя из удельного показателя,  установленного для 2 группы видов разрешенного использования, вместо 6  группы, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет  неверное определение размера арендной платы, исчисляемой на основании  кадастровой стоимости земельного участка. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа  2019 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской  Федерации и определением от 10 октября 2019 г. кассационная жалоба  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы  извещены своевременно и в надлежащей форме. 

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или  изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные 


нарушения норм материального права или норм процессуального права,  которые повлияли на исход административного дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и  законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных  интересов. 

Нарушения такого характера были допущены судами.

Как установлено судом и следует из материалов истребованного дела,  ПАО «ГАЗ» является арендатором земельного участка с кадастровым  номером 52:21:0000003:91, категория земель - земли промышленности,  энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики,  земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,  безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным видом  использования - для эксплуатации зданий и сооружений полигона для  захоронения не утилизируемых нетоксичных, III - IV класса опасности  промышленных отходов, расположенного по адресу: Нижегородская область,  г. Дзержинск, квартал 45, 57, 107 Игумновского лесничества ГП  «Дзержинский лесхоз». 

При расчете арендной платы используется кадастровая стоимость.  Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря  2014 г. № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой  стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов  Нижегородской области» утверждена кадастровая стоимость названного  земельного участка в размере 488 507 229,09 руб. 

Утвержденная кадастровая стоимость оспорена арендодателем в  судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Нижегородского  областного суда от 27 июня 2016 г. установлена кадастровая стоимость  земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:91 в размере  146 005 884 руб. 

Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения  «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной  регистрации» по Нижегородской области (далее также - филиал ФГБУ  «ФКП Росреестра» по Нижегородской области) от 26 марта 2018 г. были  внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости о  земельном участке с кадастровым номером 52:21:0000003:91 в части  категории земель (категория «земли населенных пунктов» изменилась на  категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,  радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения 


космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного  специального назначения»). 

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря  2014 г. № 862 (далее также - Постановление Правительства № 862)  утверждены результатов определения кадастровой стоимости земельных  участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,  телевидения, информатики, земель для обеспечения космической  деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального  назначения Нижегородской области, по состоянию на 1 ноября 2013 г. 

Приложением № 4 к Постановлению Правительства № 862 определены  группы видов разрешенного использования земельных участков в составе  земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,  телевидения, информатики, земель для обеспечения космической  деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального  назначения Нижегородской области. Во вторую группу включены земельные  участки для размещения производственных и административных зданий,  строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения  деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;  для размещения складских зданий и сооружений (за исключением складов  горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов,  а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и  материалов); для установления полос отвода железных дорог, переданные в  аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного  использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов,  устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых  складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и  автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных  для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии  соблюдения требований безопасности движения, установленных  федеральными законами. 

К шестой группе отнесены участки для строительства, подготовки и  поддержания в необходимой готовности Вооруженных сил Российской  Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение  военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и  сил флота, проведение учений и иных мероприятий); для разработки,  производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической  техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения 


оружия и захоронения отходов); для создания запасов материальных  ценностей в государственном и мобилизационных резервах (хранилища,  склады и другие); земли иного специального назначения 

Решением государственного регистратора филиала ФГБУ  «ФКП Росреестра» по Нижегородской области от 7 мая 2018 г. была  исправлена техническая ошибка, кадастровая стоимость спорного земельного  участка определена в размере 168 766 716,51 руб., с учетом категории земель,  к которой относится участок и исходя из удельного показателя кадастровой  стоимости, действующего для второй группы видов разрешенного  использования - 272,79 руб. (приложение № 2 к Постановлению  Правительства № 862). 

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах  определения рыночной стоимости при управлении Росреестра по  Нижегородской области от 29 августа 2018 г. Обществу отказано в  пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка по  основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости,  использованных при определении его кадастровой стоимости. 

Полагая, что кадастровая стоимость названного земельного участка  ошибочно определена исходя из удельного показателя кадастровой  стоимости, действующего для второй группы видов разрешенного  использования, Общество обратилось в суд. 

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления  ПАО «ГАЗ», суд исходил из того, что использование административным  истцом объектов (зданий, полигона), расположенных на спорном земельном  участке, связано с промышленной деятельности предприятия и является  одним из циклов производственной деятельности по автомобилестроению,  в связи с чем спорный земельный участок правомерно отнесен ко второй  группе видов разрешенного использования. С указанными выводами  согласился суд апелляционной инстанции. 

Судебная коллегия полагает выводы суда ошибочными в связи со  следующим. 

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об  оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается  стоимость, установленная в результате проведения государственной  кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах  определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, 


В соответствии со статьей 2411 Закона об оценочной деятельности для  целей названного федерального закона под государственной кадастровой  оценкой понимается совокупность действий, включающих в том числе:  принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;  определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении  кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой  стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в  государственный кадастр недвижимости. 

Государственная кадастровая оценка проводится по решению  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта  Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.  Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой  оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости  (статья 24 Закона об оценочной деятельности). 

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в  соответствии с требованиями названного федерального закона, актов  уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по  нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов  и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения  кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24 

указанного федерального закона (статья 24[ Закона об оценочной  деятельности). 

Одним из оснований для пересмотра результатов является  недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при  определении его кадастровой стоимости. 

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости  была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных  при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения 


данного заявления Комиссия вправе принять одно из следующих решений:  об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае  использования достоверных сведений об объекте недвижимости при  определении кадастровой стоимости; о пересмотре результатов определения  кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте  недвижимости, использованных при определении его кадастровой  стоимости. 

В силу пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих  при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения  кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о  пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об  объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям  относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение  данных об объекте оценки, на основании которых определялась его  кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в  перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой  оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на  стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его  целевое назначение, разрешенное использование земельного участка,  аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно- защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории  и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой  стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта  оценки. 

Из материалов дела усматривается, что ПАО «ГАЗ» является  арендатором земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000003:91.  Согласно договору аренды от 29 октября 2013 г., указанный участок  предоставлен истцу для цели (разрешенного использования), установленной  постановлением Администрации г. Дзержинска от 9 сентября 2013 г. № 3545,  для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения не  утилизируемых нетоксичных, III и IV класса опасности промышленных  отходов (пункт 1.1). 

Согласно выданной Департаментом Росприроднадзора по  Приволжскому федеральному округу ПАО «ГАЗ» лицензии от 7 июля  2016 г., фактическим использованием земельного участка с кадастровым  номером 52:21:0000003:91 является деятельность по сбору,  транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению 


отходов I - IV класса опасности, которая подлежит обязательному  лицензированию согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ). Видами  работ (услуг), выполняемых (оказываемых) Обществом в составе  лицензируемого вида деятельности является: обезвреживание отходов IV  класса опасности, размещение отходов III - IV класса опасности. 

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов  понимается их хранение и захоронение. Названный Закон определяет  хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях  их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а  захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему  использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения  попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом  размещения являются специально оборудованные сооружения,  предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище,  хвостохранилище, отвал горных пород и другое). 

Согласно статье 87 Земельного кодекса Российской Федерации  (далее также - ЗК РФ) землями промышленности, энергетики, транспорта,  связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения  космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного  специального назначения признаются земли, которые расположены за  границами населенных пунктов и используются или предназначены для  обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,  телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической  деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных  специальных задач и права на которые возникли у участников земельных  отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,  федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации  (далее также - земли промышленности и иного специального назначения). 

Земли промышленности и иного специального назначения в  соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную  категорию земель Российской Федерации. 

Земли промышленности и иного специального назначения в  зависимости от характера специальных задач, для решения которых они  используются или предназначены, подразделяются на: земли  промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи,  радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения 


космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного  специального назначения. 

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями  88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования  территорий. 

При этом следует учесть, что Классификатор видов разрешенного  использования земельных участков, утвержденный приказом  Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, к специальной  деятельности относит размещение, хранение, захоронение, утилизация,  накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и  потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных  отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение  объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких  отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и  мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке  бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной  переработки), а полигоны для размещения отходов должны располагаться на  земельных участках с видом разрешенного использования - специальная  деятельность (код вида разрешенного использования 12.2). 

Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской  Федерации (далее - ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования  могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны,  зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны  сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения,  зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны  размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. 

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые  кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми  для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами,  размещение которых может быть обеспечено только путем выделения  указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах  (часть 13 статьи 35 ГрК РФ). 

Так, согласно Правилам землепользования и застройки городского  округа Дзержинск Нижегородской области, утвержденных постановлением  городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 23 июня 2009 г.   № 481, спорный земельный участок находится в территориальной зоне  свалок ТБО и промотходов (СО-4), и по своему виду разрешенного  использования - для эксплуатации зданий и сооружений полигона для 


захоронения не утилизируемых нетоксичных, III - IV класса опасности  промышленных отходов предназначен для размещения отходов. Зона СО-4  выделена для обеспечения правовых условий использования участков свалок  и переработки ТБО и промотходов. Разрешается размещение зданий,  сооружений и коммуникаций, связанных только с эксплуатацией объектов,  по специальному согласованию. К основным видам разрешенного  использования зоны СО-4 относится в том числе: полигоны твердых бытовых  отходов; объекты капитального строительства, связанные с хранением,  захоронением, утилизацией, накоплением, обработкой, обезвреживанием  отходов производства и потребления. 

Из вышеизложенного следует, что поскольку размещение отходов  является самостоятельной лицензируемой деятельностью, носит  специализированный характер и осуществляется в специально  оборудованных местах, земельный участок с кадастровым номером  52:21:0000003:91, расположенный в зоне специального назначения (СО-4),  на котором осуществляется специальная деятельность, в соответствии с  подпунктом 7 пункта 2 статьи 87 ЗК РФ, относится к землям иного  специального назначения и 6 группе видов разрешенного использования  земельных участков согласно приложению № 4 к Постановлению  Правительства № 862. 

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 г.   № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской  Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и на  основании заявления ПАО «ГАЗ» от 25 июня 2019 г., приказом Департамента  градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской  области от 19 июля 2019 г. № 07-01-07/79 установлено соответствие между  разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером  52:21:0000003:91 - для эксплуатации зданий и сооружений полигона для  захоронения не утилизируемых нетоксичных, III - IV класса опасности  промышленных отходов и видом разрешенного использования - специальная  деятельность (код 12.2), установленным классификатором видов  разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом  Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540. 

Между тем суды при рассмотрении административного дела  вышеприведенные нормы материального права не учли. 

Таким образом, судами допущено существенное нарушение норм  материального права, без устранения которых невозможны восстановление и  защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного 


истца, в связи с чем, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с  направлением дела на рассмотрение в суд первой инстанции. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Нижегородского областного суда от 4 октября 2018 г. и  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Нижегородского областного суда от 16 января 2019 г. отменить. 

Дело передать на новое рассмотрение в Нижегородский областной суд  в ином составе судей. 

Председательствующий
Судьи


предусмотренных статьей 2419 данного федерального закона.