ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 92-КАД21-3 от 20.10.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 92-КАД21-3-К8

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  город Москва 20 октября 2021 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,  судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В. 

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства  внутренних дел Российской Федерации по Республике Тыва на решение  Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 сентября 2020 года,  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Республики Тыва от 19 ноября 2020 года и кассационное  определение судебной коллегии по административным делам Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 17 марта 2021 года по  административному делу № 2а-3528/2020 по административному исковому  заявлению Фунтикова Владимира Александровича к Министерству внутренних  дел Российской Федерации по Республике Тыва, межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного  движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по  Республике Тыва о признании действий по отказу в выдаче водительского  удостоверения с отметкой о разрешенной категории управления транспортными  средствами «ВЕ» при обмене водительского удостоверения незаконными и  возложении обязанности совершить такие действия. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., объяснения представителя Министерства внутренних дел  Российской Федерации по Республике Тыва Сафоновой Ю.Б., поддержавшей  доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам 

Верховного Суда Российской Федерации 


[A1] установила:

По заявлению Фунтикова В.А. 10 декабря 2019 года осуществлена замена  старого водительского удостоверения на новое, подтверждающее право  управления транспортными средствами категорий «А», «А1», «В», «В1», «С»,  «С1», «О», «01», «СЕ», «С1Е», «М» «ОЕ», «01Е». Тип транспортного средства  категории «ВЕ» не указан (л.д. 15). 

Фунтиков В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением  к Министерству внутренних дел по Республике Тыва, межрайонному  регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции  безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по  Республике Тыва о признании действий по выдаче водительского удостоверения  без указания в нем права на управление транспортными средствами категории  «ВЕ» незаконными, возложении обязанности совершить данные действия,  поскольку он неправомерно лишен права управления транспортными  средствами названной категории. 

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 сентября  2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной  коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от  19 ноября 2020 года, административное исковое заявление удовлетворено. 

Кассационным определением судебной коллегии по административным  делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 марта 2021 года  вынесенные по делу судебные акты оставлены без изменения. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации по Республике  Тыва (далее - МВД по Республике Тыва) просит об отмене состоявшихся по  делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении  заявленного административного иска. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело  истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от  27 сентября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения  в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном  порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются  существенные нарушения норм материального права или норм 

процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход 


[A2] административного дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а  также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает, что при рассмотрении  настоящего административного дела судами были допущены такого характера  нарушения норм материального права. 

Суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды  апелляционной и кассационной инстанций, удовлетворяя заявленные  административные исковые требования, исходил из того, что уполномоченный  орган допустил и принял у Фунтикова В.А. в 2009 году теоретические и  практические экзамены на право управления транспортными средствами  категории «Е», где тягачами являлись транспортные средства категории «С»,  «О», в связи с чем предоставил право на их управление, что было отражено в  особых отметках в водительском удостоверении. 

При этом в судебных актах содержится ссылка на пункт 31 Правил  проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и  выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097 «О  допуске к управлению транспортными средствами» (далее - Правила), согласно  которому при выдаче российского национального водительского удостоверения  взамен ранее выданного российского национального водительского  удостоверения соответствующие отметки и записи, содержащиеся в ранее  выданном водительском удостоверении, переносятся в новое водительское  удостоверение. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации такие выводы нижестоящих судов считает  основанными на неправильном применении норм материального права по  следующим основаниям. 

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на  территории Российской Федерации определены Федеральным законом от  10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»  (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), задачами  которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их  прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства  путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения  тяжести их последствий (статья 1). 

Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса,  отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных  происшествий и их последствий (абзац третий статьи 2 Федерального закона  «О безопасности дорожного движения»). 

В силу пункта 1 статьи 24 названного закона права граждан на 

безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации 


[A3] гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения  законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения  и международных договоров Российской Федерации. 

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том  числе посредством организации подготовки водителей транспортных средств  и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения  (абзац восьмой статьи 5 Федерального закона «О безопасности дорожного  движения»). 

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 25 указанного закона (в  редакции, действовавшей на момент получения водительского удостоверения  административным истцом в 2009 году) граждане Российской Федерации,  достигшие установленного данной статьей возраста и не имеющие ограничений  к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть  допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными  средствами. 

Право на управление транспортными средствами, в частности составами  транспортных средств (категория «Е»), предоставляется лицам, имеющим  право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «О», - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей  категории не менее 12 месяцев (пункт 2). 

Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 92-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»  редакция приведенной нормы изменена, пункт 1 дополнен в том числе  категориями: 

- «ВЕ» - автомобили категории «В», сцепленные с прицепом,  разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и  превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В»,  сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает  750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса  такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; 

- «БЕ» - автомобили категории «Б», сцепленные с прицепом,  разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;  сочлененные автобусы; 

а также среди прочего подкатегориями: «Б1» - автомобили,  предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не  более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили  подкатегории «Б1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса  которого не превышает 750 килограммов; «Б1Е» - автомобили подкатегории  «Б1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки  пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750  килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии,  что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных 

средств не превышает 12 000 килограммов. 


[A4] Исходя из предписаний пунктов 2 и 7 статьи 25 Федерального закона от  10 декабря 1995 года № 196-ФЗ в редакции Федерального закона от 7 мая  2013 года № 92-ФЗ право на управление транспортными средствами  предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении  условий, перечисленных в статье 26 названного федерального закона. 

Статьей 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (в  редакции, действовавшей на момент получения водительского удостоверения  административным истцом в 2009 году) определено, что право на управление  транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим  квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25  названного федерального закона (пункт 1). 

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 названного закона порядок сдачи  квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений  устанавливается Правительством Российской Федерации. 

Так, пунктом 10 действующих на момент получения прав в 2009 году  Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских  удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 декабря 1999 года № 1396, предусмотрено, что к сдаче  экзаменов допускаются лица, прошедшие подготовку или переподготовку на  получение права на управление транспортными средствами соответствующих  категорий и получившие документ о прохождении подготовки  (переподготовки) в образовательных учреждениях независимо от их  организационно-правовой формы и подчиненности, имеющих лицензию на  осуществление образовательной деятельности. 

Аналогичные требования содержатся и в пункте 18 действующих Правил. 

Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний в их  системном единстве следует, что для допуска к сдаче экзаменов на получение  права управления составами транспортных средств, тягачом у которых  являются транспортные средства категории «В», гражданину необходимо  успешно завершить обучение по программе подготовки водителей  транспортных средств категории «Е» для лиц, имеющих право на управление  транспортными средствами категории «В». 

При таких обстоятельствах выводы нижестоящих судов о том, что  оспариваемые действия административных ответчиков не соответствуют  требованиям законодательства, регулирующего спорные отношения, являются  необоснованными. 

С учетом того, что судами допущены ошибки в применении норм  материального права, которые повлияли на исход рассмотрения  административного дела, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с  принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного  административного иска. 

Руководствуясь статьями 327, 328-330 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по 

административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


[A5] определила:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 сентября 2020 года,  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Республики Тыва от 19 ноября 2020 года и кассационное  определение судебной коллегии по административным делам Восьмого  кассационного суда общей юрисдикции от 17 марта 2021 года отменить, принять  по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового  заявления Фунтикова Владимира Александровича о признании действий по отказу  в выдаче водительского удостоверения с отметкой о разрешенной категории  управления транспортными средствами «ВЕ» при обмене водительского  удостоверения незаконными и возложении обязанности совершить такие действия 

отказать.