ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 01АП-2525/2021 от 28.04.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 301-ЭС21-25438

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва28 апреля 2022 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства лесного  хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области  (Нижний Новгород) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от  24.02.2021, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от  06.05.2021 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от  10.09.2021 по делу  № А43-33065/2020,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Навашинсксельхозхимия»  (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с  иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту лесного  хозяйства Нижегородской области, именуемому в настоящее время  Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира  Нижегородской области (далее – Министерство) о признании  недействительными сведений Государственного лесного реестра (далее – ГЛР)  в части наложения земельного участка с кадастровым номером  52:51:0500008:67, принадлежащего Обществу на праве собственности, с  лесным участком с кадастровым номером 52:51:0500008:65 (квартал 93  Ардатовского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного  лесничества), и земельного участка с кадастровым номером 52:51:1000007:224,  принадлежащего Обществу на праве собственности, с лесным участком в  квартале 108 (выделы 12 – 20, 22 – 25) Майданского участкового лесничества 


Мухтоловского межрайонного лесничества; признании незаконным  бездействия Министерства, выразившегося в невнесении изменений в сведения  ГЛР в части указанных наложений, и обязании привести сведения ГЛР в этой  части в соответствие со сведениями Единого государственного реестра  недвижимости (далее – ЕГРН). 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  Федеральное агентство лесного хозяйства.

Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.02.2021,  оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного  апелляционного суда от 06.05.2021 и постановлением Арбитражного суда  Волго-Вятского округа от 10.09.2021, удовлетворил требования Общества.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Министерство, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций  норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в  кассационном порядке указанные судебные акты.

Дело 28.12.2021 истребовано из Арбитражного суда Нижегородской  области.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11

АПК РФ кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья  Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для  передачи кассационной жалобы Министерства вместе с делом для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов истребованного дела и установлено судами,  согласно государственному акту от 25.11.1985 на право пользования землей  колхозу «Кужендеевский» (далее – Колхоз) предоставлено в бессрочное и  бесплатное пользование 5241 га земли для сельскохозяйственного  использования.

В порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования  администрация Ардатовского муниципального района Нижегородской области  (продавец) и открытое акционерное общество «Кужендеевское», являвшееся  правопреемником Колхоза (покупатель), 02.09.2013 заключили договор купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым  номером 52:51:0000000:75.

Впоследствии указанный земельный участок по договору от 22.04.2015,  заключенному по результатам торгов по реализации имущества должника –  открытого акционерного общества «Кужендеевское», приобрело в 


собственность Общество. Переход к покупателю права собственности на  указанный участок зарегистрирован в установленном порядке.

В дальнейшем Общество осуществило раздел указанного земельного  участка на два самостоятельных участка с их постановкой на кадастровый учет  под кадастровыми номерами 52:51:0500008:67 и 52:51:1000007:224.

Общество 16.12.2019 обратилось в Министерство за разъяснениями  относительно принадлежности лесных угодий, находящихся на указанных  земельных участках.

Министерство письмами от 26.12.2019 сообщило о том, что земельные  участки с кадастровыми номерами 52:51:0500008:67 и 52:51:1000007:224 имеют  пересечение с землями государственного лесного фонда. 

Полагая, что два указанных участка не относятся к землям лесного фонда,  Общество обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений в  ГЛР в части описания лесных участков, имеющих пересечения с земельными  участками с кадастровыми номерами 52:51:0500008:67 и 52:51:1000007:224, в  целях приведения лесных участков в соответствие с описанием  местоположения границ, содержащихся в межевых планах указанных  земельных участков, и в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН.  Также Общество потребовало освободить принадлежащие ему участки от  лесных угодий с целью дальнейшего использования данных участков по  целевому назначению.

Ссылаясь на невыполнение Министерством указанных требований в  добровольном порядке, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 7, 8, 6769, 91, Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс), статьи  6, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального  закона от 25.10.2001  № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса  Российской Федерации», статьи 4.2, 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 

 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»  (далее - Закон  № 201-ФЗ), статью 14 Федерального закона от 21.12.2004 

 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в  другую» (далее - Закон  № 172-ФЗ) в редакции Федерального закона от  29.07.2017  № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях  государственных реестров и установления принадлежности земельного участка  к определенной категории земель» (далее - Закон  № 280-ФЗ), статью 7, части 1  и 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015  № 218-ФЗ «О  государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон  № 218-ФЗ),  Положение об особенностях использования, охраны, защиты и воспроизводства  лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения,  утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от  21.09.2020  № 1509, пришли к выводу об обоснованности требований Общества.

Суды исходили из следующего.


Согласно части 3 статьи 14 Закона  № 172-ФЗ в редакции Закона

 № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР,  лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к  категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН,  правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на  земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель,  принадлежность земельного участка к определенной категории земель  определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в  соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или  правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких  сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной  статьи. Правила указанной части применяются в случае, если права  правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок  возникли до 01.01.2016.

Частями 5 и 6 статьи 4.6 Закона  № 201-ФЗ предусмотрено, что  информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на  основании сведений ЕГРН; сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР,  исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской  Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на  основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения  соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных  участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают  границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы  лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается  федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или  расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в  случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения  указанных договоров аренды).

Согласно части 1 статьи 60.2 Закона  № 218-ФЗ, если при осуществлении  государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного  участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до даты внесения в ЕГРН  сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено  пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка,  лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для  осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного  участка.

Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием  местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН,  в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на  который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было  выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на  данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи  61 данного Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению  правообладателя земельного участка (часть 4 статьи 60.2 Закона  № 218-ФЗ).


В силу части 6 статьи 10 Закона  № 280-ФЗ орган исполнительной власти,  уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета,  государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений,  содержащихся в ЕГРН, до 01.01.2023 осуществляет устранение противоречий  между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и  границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных  лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков  описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения  ЕГРН в порядке, установленном Законом  № 218-ФЗ, и в части лесных участков,  которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание,  позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их  местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых  ошибок.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,  уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит  сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части  сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов  культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах  таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков,  расположенных в указанных границах (часть 7 статьи 10 Закона  № 280-ФЗ).

Таким образом, собственник земельного участка, границы которого  установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о  котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему  участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не  установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее  учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на  основании положений Закона  № 280-ФЗ и иных законодательных актов в  редакции указанного Закона с учетом того, что ими установлен приоритет  сведений, содержащихся в ЕГРН.

Поскольку спорные земельные участки, право частной собственности на  которые возникло до 01.01.2016, согласно сведениям ЕГРН относятся к  категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного  использования «для сельскохозяйственного производства», с учетом принципов  приоритета внесенных в ЕГРН сведений над сведениями ГЛР у Министерства  отсутствовали правовые основания для невнесения изменений в ГЛР в части  описания лесных участков, имеющих пересечения с земельными участками с  кадастровыми номерами 52:51:0500008:67 и 52:51:1000007:224.

Доказательств нецелевого использования (неиспользования) земельных  участков в деле не имеется.

Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной  инстанций.

Министерство, ссылаясь на то, что суды трех инстанций при  рассмотрении настоящего дела неправильно применили нормы материального  и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты. 

В числе прочих доводов Министерство указывает на следующее.


В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный  участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в  соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса  Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса лесные участки в составе  земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В части 1 статьи 4.2 Закона  № 201-ФЗ указано, что лесные участки в  составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до  01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Документированная информация о составе и границах земель лесного  фонда, количественных, качественных, об экономических характеристиках  лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2  статьи 91 Лесного кодекса).

Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных  республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ  лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных  Постановлением Верховного Совета 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи  130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться  в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их  потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу  закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем  федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации  1997 года и статья 8 Лесного кодекса 2006 года).

Как следует из Государственного акта от 25.11.1985 на право пользования  землей, выданного Колхозу, и из экспликации земель открытого акционерного  общества «Кужендеевское» по состоянию на 04.01.2014, в состав земель  Колхоза общей площадью 5053 га вошли сельскохозяйственные угодья – 4145  га (их них пашни – 3443 га, пастбища – 702 га), лесные залежи – 718 га.

В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами,  переданные колхозам, учитывались как лесные площади отдельно от  сельхозугодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального  деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксации. Перевод  спорных участков из земель лесного фонда в другую категорию земель в  порядке, установленном законом, не осуществлялся. Колхозные леса входили в  состав лесного фонда и являлись и являются государственной собственностью.

Податель жалобы указывает, что при приватизации, осуществленной  местной администрацией, участка, предоставленного Колхозу на праве  постоянного (бессрочного) пользования, вопросы, связанные с нахождением на  участке колхозных лесов не исследовались. При рассмотрении настоящего дела  суды исходили из формального отнесения спорных земельных участков,  принадлежащих Обществу, к землям сельскохозяйственного назначения.

Между тем, согласно правовой позиции Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, приведенной  в определениях от 06.02.2017  № 310-ЭС16-10203 и от 26.04.2019 

 № 307-ЭС19-2293, наличие в государственном кадастре недвижимости записи 


об отнесении всего спорного участка к категории земель  сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что лесной  участок в границах спорного участка не относится к категории земель лесного  фонда.

Министерство обращает внимание на то, что Общество в исковом  заявлении указало на расположение в границах спорных участков лесных  угодий. Следовательно, Общество фактически не использует данные участки по  целевому назначению – для сельскохозяйственной деятельности, и не владеет  ими, спорные лесные участки учитывались и учитываются в составе лесного  фонда, входили и входят в границы Мухтоловского межрайонного лесничества,  в их отношении проводятся лесоустроительные работы, в том числе таксация  лесных насаждений, согласно которой данные участки заняты древесными  насаждениями в возрасте от 50 лет. Наличие на участках таких насаждений не  позволяет их отнести к землям сельскохозяйственного назначения. 

По мнению заявителя, суды необоснованно применили к отношениям  сторон положения Закона  № 280-ФЗ.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от  21.09.2017  № 1795-О указал, что Закон  № 280-ФЗ, которым внесены изменения  в статью 14 Закона  № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления  противоречивого толкования положений законодательства в  правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных  приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив  приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в  правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность  произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно,  изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном  основании, только по формальным основаниям их расположения в границах  лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного  реестра.

Статья 5 Закона  № 280-ФЗ о приоритете сведений ЕГРН перед  сведениями ГЛР применению в данном случае не подлежит с учетом того, что  право собственности Российской Федерации удостоверяется не только  выпиской из ГЛР, но также и свидетельством о праве собственности  Российской Федерации на лесной участок. В данном деле право собственности  Российской Федерации на лесной участок удостоверено в том числе  свидетельством о государственной регистрации права (запись в ЕГРН от  09.04.2004). Приоритет сведений о праве собственности истца на его участки в  данном случае отсутствует, а имеется спор о праве.

Заявитель полагает, что положения Закона  № 280-ФЗ, устанавливая  прежде всего административную процедуру устранения противоречий между  сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых  отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных  приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее -  ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного  Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов 


законности формирования спорных участков и законности возникновения прав  на них, на что указано в определении Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 

 № 302-ЭС20-13098. Однако суды данные вопросы не исследовали и спор о  праве не разрешили.

Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14  Закона  № 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о  приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного  участка к определенной категории земель.

Министерство считает, что необходимым условием применения  указанной нормы является добросовестность собственника земельного участка.  Однако суды при рассмотрении настоящего спора не дали оценку действиям  Общества, которое при приобретении и осмотре земельных участков, учтенных  в ЕГРН как земли сельскохозяйственного назначения, не мог не знать о  нахождении на участках лесного массива.

Приведенные в жалобе Министерства доводы о существенном нарушении  судами трех инстанций норм материального и процессуального права, которые  повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем  жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7  статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

жалобу Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного  мира Нижегородской области передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации на 09 июня 2022 года на 12 часов 00 минут в помещении суда по  адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал  № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда
Российской Федерации И.Л. Грачева