ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 01АП-5297/19 от 27.01.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 301-ЭС19-25776

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва27.01.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив  кассационную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской  Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии  от 22.04.2019, постановление Первого арбитражного апелляционного суда  от 11.07.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа  от 04.10.2019 по делу  № А79-1971/2018,

УСТАНОВИЛ:

администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далееАдминистрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской РеспубликиЧувашии с иском к открытому акционерному обществу "Чувашпечать" (далееОбщество) об обязании освободить от торговых киосков по реализации газетно- журнальной продукции земельные участки:

- площадью 14 квадратных метров, расположенного по адресу: <...> в районе дома N 16 (кадастровый номер  21:01:030405:60);

- площадью 20 квадратных метров, расположенного по адресу: <...> в районе дома N 33 (кадастровый номер  21:01:010208:2);

- площадью 15 квадратных метров, расположенного по адресу: <...> в районе дома N 25 (кадастровый номер  21:01:010105:4);


и возвратить названные земельные участки по акту приема-передачи, с  проведением демонтажа спорных объектов торговли в месячный срок со дня  вступления решения в законную силу.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии  от 22.04.2019, оставленным без изменения постановлением Первого  арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 и постановлением  Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.10.2019, в удовлетворении  требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты,  удовлетворив требования, ссылаясь на существенное нарушение норм  материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что пунктом 8 статьи  39.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлены предельные  сроки аренды в зависимости от цели предоставления земельных участков.

В пункте 15 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации  указано на отсутствие у предыдущего арендатора права на заключение на  новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Согласно статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009  № 381-ФЗ «Об  основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской  Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных  участках, находящихся в публичной собственности, осуществляется в  соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов,  разрабатываемой и утверждаемой органом местного самоуправления.

Однако, указанная норма должна применяться в совокупности с нормами  статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 606,622  Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17.1Федерального Закона  от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено  императивное требование проведения торгов при реализации прав на  публичное имущество.

Согласно пункту 2 данной статьи порядок заключения договоров не  распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в  соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской  Республики от 28.11.2017  № 1006 были утверждены новые Правила  благоустройства территории города Чебоксары, которыми установлены единые  и обязательные требования в сфере благоустройства, к обеспечению  доступности городской среды, в том числе для маломобильных групп  населения.

Исходя из потребности населения в наиболее оптимальном и качественном  размещении нестационарных торговых мест, в Схему размещения  нестационарных торговых объектов было включено около 60 новых мест,  проведена корректировка местоположения, фактического назначения более 100  мест размещения нестационарных торговых объектов.


Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, Администрация и Общество заключили  договоры аренды спорных земельных участков от 15.02.2013 N 16/999-МК  (участок с кадастровым номером 21:01:010105:4), от 04.04.2013 N 49/1032-МК  (участок с кадастровым номером 21:01:010208:2) и от 29.04.2013 N 63/1046-МК  (участок с кадастровым номером 21:01:030405:60). Земельные участки  предоставлены на основании постановлений Администрации от 29.11.2012 N  676, 677 и от 14.04.2013 N 663. Сроки аренды земельных участков установлены,  соответственно, до 31.12.2013, 09.12.2014 и до 31.12.2015.

По истечении названных сроков, в отсутствие возражений арендодателя,  арендатор продолжил пользоваться земельным участком, в связи с чем в силу  положений статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры  аренды возобновили свое действие на неопределенный срок.

В письме от 13.01.2017 N 29/08-101 Администрация потребовала  освободить спорные земельные участки и сдать их по акту приема-передачи. В  результате осмотров земельных участков Администрация установила, что на  них расположены торговые киоски по реализации газетно-журнальной  продукции (акты осмотра от 02.02.2018 N 41-Е и 32-Е, от 14.02.2018 N 54-Е).

Поскольку указанное требование не было выполнено, Администрация  обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.

С вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О  внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные  законодательные акты Российской Федерации" (01.03.2015) действует глава V.6  Земельного кодекса Российской Федерации, допускающая возможность  использования земельных участков без их предоставления или установления в  их отношении сервитута в случае размещения нестационарных торговых  объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов  в соответствии с Законом N 381-ФЗ (пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса  Российской Федерации).

Статьей 10 Закона N 381-ФЗ также предусмотрено размещение  нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в 


государственной собственности или муниципальной собственности, в  соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов,  разрабатываемой и утверждаемой органом местного самоуправления в рамках  предоставленных полномочий, с учетом необходимости обеспечения  устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной  обеспеченности населения площадью торговых объектов (части 1 и 3).

Кроме того, статьей 6 Закона N 381-ФЗ установлено, что органы  государственной власти субъектов Российской Федерации в области  государственного регулирования торговой деятельности осуществляют  полномочия по разработке и принятию законов субъектов Российской  Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской  Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности,  органы местного самоуправления в области регулирования торговой  деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального  образования услугами торговли (части 1, 2).

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной  власти субъекта Российской Федерации в области регулирования торговой  деятельности, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть  перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи  17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 3).

Таким образом, действующее земельное законодательство отдает  приоритет в регулировании данных отношений Закону N 381-ФЗ, в  соответствии с положениями которого органами государственной власти  субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в  пределах своих полномочий и в рамках указанного закона должны быть  определены условия и порядок размещения таких объектов.

На момент принятия администрацией отказа от договоров аренды спорные  торговые объекты (киоски) были включены в Схему размещения  нестационарных торговых киосков на территории города Чебоксары,  утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов  Чувашской Республики от 21.11.2013 N 1205 (в редакции решения от  28.12.2016 N 608 - пункты 1.30.1, 3.13.4, 3.19.4). Указанные объекты включены  и в Схему, которая действует на настоящий момент и утверждена решением от  25.12.2018 N 1516.

При этом решением от 25.04.2017 N 732 "О внесении изменений в Схему  размещения нестационарных торговых объектов на территории города  Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания  депутатов от 21.11.2013 N 1205" Чебоксарское городское Собрание депутатов  Чувашской Республики исключило ряд объектов (пункт 1.1) из упомянутой  Схемы.

 Верховный Суд Российской Федерации признал этот пункт частично  недействующим. (определения от 17.01.2018 N 31-АПГ17-16, от 24.01.2018 N  31-АПГ17-17, от 07.02.2018 N 31-АПГ17-19, 31-АПГ17-20, 31-АПГ17-22 и 31- АПГ17-25 и от 12.02.2018 N 31-АПГ17-20).


Постановлением Администрации от 25.04.2017 N 1013 утвержден Порядок  организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных  торговых объектов на территории города Чебоксары. Апелляционным  определением Верховного Суда Чувашской Республики от 27.05.2019 по делу N  33а-3485/2018 данный порядок был признан частично не действующим.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 38  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018  N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных  правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и  обладающих нормативными свойствами" разъяснил, что если нормативный  правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта  были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не  действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную  силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о  необходимости признания акта или его части не действующими с того или  иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.  Такие обстоятельства (например, отсутствие у органа государственной власти  компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение  для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе  касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта  недействующим (части 2 и 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации).

С учетом обстоятельств настоящего дела, правовых позиций, изложенных  в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации 29.01.2015 N  225-О и от 06.12.2018 N 3111-О, суды отказали в удовлетворении требований,  указав, что истечение сроков спорных договоров аренды, а также  последующий отказ от данных договоров, возобновленных на неопределенный  срок, не должны ограничивать право Общества на эксплуатацию  нестационарного торгового объекта в месте, предусмотренном Схемой, в целях  осуществлении торговой деятельности в установленном законом порядке на  возмездной основе до утверждения уполномоченным органом  соответствующего порядка размещения НТО и осуществления надлежащих  действий в соответствии с таким порядком.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений  норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы администрации города  Чебоксары Чувашской Республики для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.


Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Чучунова