ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 301-ЭС19-2340
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04.04.2019
г. Москва
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью Фирма «Строитель-П» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.05.2018 (судья Кабакина Е.Е.), постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018 (судьи Устинова Н.В., Наумова Е.Н., Малькова Д.Г.) и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.12.2018 (судьи Бабаев С.В., Голубева О.Н., Кислицын Е.Г.) по делу № А43-22933/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Фирма «Строитель-П» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Правительству Нижегородской области (далее – Правительство) о внесении изменений в соглашение от 06.08.2010 № 158 о реализации инвестиционного проекта по строительству 2, 3 и 4 очереди квартала (жилые дома с помещениями общественного назначения, детский сад, многоярусный паркинг автомобилей), а именно:
- изменении пункта 2.1 статьи 2 соглашения, изложив его в следующей редакции: «размер компенсации расходов за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру (далее – компенсация) определяется на основании Временной методики расчета компенсации расходов за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру, утвержденной распоряжением Правительства от 01.09.2006 N 676-р, протокола заседания согласительной
комиссии от 19.03.2009 № 2 и составляет 67 941 315 (шестьдесят семь миллионов девятьсот сорок одна тысяча триста пятнадцать) рублей 30 копеек»;
- изменении пункта 2.2 статьи 2 соглашения, изложив его в следующей редакции: «компенсация выплачивается путем перечисления денежных средств на расчетный счет уполномоченного органа Правительства, указанный в пункте 11 Соглашения в следующем порядке: 67 941 315 рублей 30 копеек - до 19.12.2017».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений (далее – Министерство).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 04.05.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.12.2018, отказал в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, направив дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в Нижегородской области установлен обязательный порядок заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта с целью строительства объектов капитального строительства и Общество было лишено реальной возможности заключить соглашение иначе, как путем присоединения к установленной форме.
Несмотря на положения пункта 3 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) в редакции, действовавшей до 01.06.2015, Общество вправе выдвигать требования об изменении договора.
Дело рассмотрено судами исходя из правил статьи 451 Гражданского кодекса, что, по мнению заявителя, недопустимо при спорах о несправедливых договорных условиях.
Заявитель также выражает несогласие с выводом о пропуске срока исковой давности.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на
рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, 06.08.2010 между Правительством и Обществом заключено соглашение № 158 о реализации инвестиционного проекта по строительству 2, 3, 4 очереди квартала (жилые дома с помещениями общественного назначения, детский сад, многоярусный паркинг автомобилей) (далее – соглашение о реализации инвестиционного проекта).
Предметом названного соглашения согласно пункту 1.1, является реализация инвестиционного проекта по строительству 2, 3, 4 очереди квартала (жилые дома с помещениями общественного назначения, детский сад, многоярусный паркинг автомобилей) на земельном участке, расположенном по адресу: г. Н.Новгород, Приокский район, на пересечении улиц Голованова и Вятской, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 52:18:0080190:6, площадью 34296 +/- 65 кв. м, с ориентировочным объемом инвестиций 1 835 480 000 руб., в том числе в строительство 1 454 204 000 руб.
В силу пункта 1.2 соглашения в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных и заемных средств осуществить строительство 2, 3, 4 очереди квартала (жилые дома с помещениями общественного назначения, детский сад, многоярусный паркинг автомобилей). Срок ввода объектов в эксплуатацию – не позднее 5 лет с момента подписания договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения о реализации инвестиционного проекта размер компенсации расходов за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру (далее - компенсация) определяется на основании Временной методики расчета компенсации расходов за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру, утвержденной распоряжением Правительства Нижегородской области от 01.09.2006 № 676-р, протокола заседания согласительной комиссии от 19.03.2009 № 2 и составляет 156 184 763 руб. 76 коп.
Компенсация выплачивается путем перечисления денежных средств на расчетный счет Правительства, указанный в пункте 11 настоящего соглашения, в следующем порядке: 25 874 328 руб. 30 коп. - до подписания договора аренды земельного участка; 104 248 348 руб. 37 коп. - равными долями ежемесячно в течение нормативного срока строительства объекта в соответствии с графиком, подготовленным Министерством инвестиционной политики Нижегородской области. График платежей подготавливается Министерством инвестиционной политики Нижегородской области в течение 10 дней после заключения договора аренды земельного участка и направляется инвестору по адресу, указанному в статье 11 настоящего соглашения; 26 062 087 руб. 09 коп. - перед вводом объекта в эксплуатацию, но не позднее окончания нормативного срока строительства объекта.
Сторонами 09.07.2013 подписано дополнительное соглашение № 1 к соглашению о реализации инвестиционного проекта, которым стороны изменили кадастровый номер земельного участка с 52:18:0080190:9 на 52:18:0080190:496; площадь земельного участка с 34296+/-65 кв. м на 27746+/-
68 кв. м, дополнили статью 4 соглашения пунктом 4.2.7 следующего содержания: «Согласовывать с Правительством передачу прав и обязанностей по настоящему соглашению и договору аренды земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего соглашения»; пункт 6.2 статьи 6 соглашения - абзацем следующего содержания: «в случае передачи прав по договору аренды земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего соглашения без получения согласования Правительства Нижегородской области».
Дополнительным соглашением от 05.12.2014 № 2 к соглашению о реализации инвестиционного проекта стороны изменили срок ввода объекта в эксплуатацию – до 24.12.2017.
Далее 08.06.2015 стороны подписали дополнительное соглашение № 3 к соглашению о реализации инвестиционного проекта, которым размер компенсации изменен с суммы 156 184 763 руб. 76 коп. на 130 308 292 руб. 76 коп. Пункт 2.2 соглашения о реализации инвестиционного проекта изложен в следующей реакции: «Компенсация выплачивается путем перечисления денежных средств на расчетный счет Правительства, указанный в пункте 11 соглашения, в следующем порядке: 45 386 706 руб. 98 коп., оплаченные ранее; 84 921 585 руб. 78 коп., в том числе: 84 735 969 руб. 69 коп. - в соответствии с графиками, утвержденными определениями Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2014 по делу № А43-11669/2013, от 14.08.2014 по делу № А43-2929/2014 и решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.11.2014 по делу № А43-10839/2014; 185 616 руб. 09 коп., которые перечисляются в срок до 19.12.2017.
Стороны 27.04.2017 подписали дополнительное соглашение № 4 к соглашению о реализации инвестиционного проекта, которым размер компенсации изменен с суммы 130 308 292 руб. 76 коп. на 101 248 816 руб. 29 коп. Оплата компенсации определена в следующем порядке: 67 937 847,74 руб., оплаченные ранее; 22 125 352,46 руб. - в соответствии с графиками, утвержденными определениями Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2014 по делу № А43-11669/2013, от 14.08.2014 по делу N А43-2929/2014 и решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.11.2014 по делу № А43-10839/2014; 185 616 руб. 09 коп., которые перечисляются в срок до 19.12.2017.
Истец указывает, что до 01.10.2010 размер компенсации рассчитывался по формуле, включающей в себя множество показателей. Для Общества производился по следующей формуле:
Формула ИВ = 1,2 * К * К1 * Скв. м * № / 100%.
Распоряжением Правительства № 2041-р от 01.10.2010 в Методику внесены изменения, в соответствии с которыми расчет компенсации на инфраструктуру производится по следующей формуле ИВ = К х С/ 100%, где ИВ - величина компенсации затрат за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру, уплачиваемая заявителем в областной бюджет в сроки и в порядке, приведенные в разделе 3 настоящей методики;
К - усредненная доля компенсации затрат за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру, приходящаяся на 1 кв. м общей площади объекта
на территории соответствующего муниципального образования. Значения К приведены в приложении 1;
С - заявленный объем инвестиций в строительство (реконструкцию), указанный в заявке на реализацию инвестиционного проекта, а при размещении временного объекта общий объем инвестиций, указанный в заявке на реализацию инвестиционного проекта, рассмотренный на заседании инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области (рабочей группы инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области).
При расчете размера компенсации затрат за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру для объектов капитального строительства применяется коэффициент понижения 0,25. Размер компенсации по данной формуле будет составлять 54 000 000 руб.
Истец, полагая, что порядок расчета размера компенсации за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру по соглашениям о реализации инвестиционных соглашений не должен различаться, обратился в Министерство с заявлением об уменьшении размера компенсации за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру.
Министерство письмом от 18.04.2017 отказало в перерасчете размера компенсации затрат, указав, что поскольку предоставление земельного участка было осуществлено во исполнение решения Арбитражного суда Нижегородской области от 28.04.2008 по делу № А43-2565/2008-38-34, то в целях заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта расчет размера компенсации затрат был осуществлен в соответствии с абзацем 12 пункта 1 раздела 2 Временной методики расчета компенсации затрат за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру, утвержденную распоряжением Правительства от 01.09.2006 № 676-р. Проект инвестиционного соглашения вручен Обществу для подписания 14.09.2009. Соглашение подписано сторонами 06.08.2010 без замечаний. Норма, устанавливающая расчет компенсации затрат исходя из заявленного объема инвестиций в строительство, применяется к соглашениям, заключенным после 01.10.2010 и не имеет распространения на ранее возникшие отношения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 421, 422, 428, 450 Гражданского кодекса, учтя разъяснения, изложенные в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о недоказанности совокупности условий для изменения условий соглашения в судебном порядке, указав, что Обществу было известно, на каких условиях заключается соглашение (соглашение подписано без протокола разногласий), и на протяжении всего периода исполнялось им; при этом сторонами неоднократно вносились изменения, в том числе в части спорных условий, тем более после внесения изменений во Временную методику в части определения размера компенсации. С момента заключения соглашения истец не заявлял о наличии обременительных для Общества условия соглашения.
Доказательств, явно свидетельствующих об обременительности спорных условий и существенным образом нарушающих баланс интересов сторон, истцом в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса, суды пришли к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, так как распоряжение Правительства от 01.10.2010 № 2041-р, которым внесены изменения во Временную методику в части определения размера компенсации и на котором основываются требования Общества опубликовано в газете «Нижегородские новости» № 193 (4565) 21.10.2010, и именно с этого момента Общество, как профессиональный участник предпринимательской деятельности в соответствующей сфере и сторона соглашения о реализации инвестиционного проекта, должно было узнать о предполагаемом нарушении своих прав.
Доводы кассационной жалобы, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Агромаш» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С.Чучунова