ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 027/01/17 от 21.04.2022 Верховного Суда РФ

[A1] ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 303-ЭС21-6415

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва21 апреля 2022 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Флагман»  на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.01.2022 

по делу  № А73-4941/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлениям краевого государственного автономного учреждения

«Дом молодежи» (далее – учреждение), главного управления внутренней  политики Правительства Хабаровского края (правопреемник Комитета по  молодежной политике Правительства Хабаровского края; далее – комитет),  общества с ограниченной ответственностью «Экстрим Сервис» (далее –  ООО «Экстрим Сервис») и общества с ограниченной ответственностью  «Флагман» (далее – ООО «Флагман») к Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – управление,  антимонопольный орган) о признании недействительным решения от  20.01.2020 по делу  № 027/01/17-532/2019 (с учетом объединения в одно  производство дел  № А73-5502/2020,  № А73-5532/2020,  № А73-5533/2020),

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства  Хабаровского края (далее – правительство),

установил:

принятым по результатам повторного рассмотрения дела решением  Арбитражного суда Хабаровского края от 21.06.2021, оставленным без  изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда 

от 09.09.2021, заявленные требования удовлетворены.


[A2] Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от  18.01.2022 решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, ООО «Флагман», ссылаясь на существенное нарушение норм  права, просит отменить постановление суда округа и оставить в силе судебные  акты судов первой и апелляционной инстанций.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, учреждением размещено  извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание  услуг по питанию, проживанию, организации работы и обеспечению  инфраструктуры палаточного лагеря участников Всероссийского молодежного  образовательного форума «Амур».

На участие в аукционе поступила единственная заявка от

ООО «Экстрим Сервис», признанная соответствующей требованиям  аукционной документации, и с данной организацией решено заключить  договор.

Основанием для возбуждения антимонопольного дела послужили  сообщения средств массовой информации о закупке ООО «Флагман» типовых  каркасных палаток для проживания в палаточном лагере на базе  туристического комплекса «Холдоми».

По результатам рассмотрения дела управлением вынесено оспариваемое  решение, которым комитет (организатор торгов), учреждение (заказчик),  ООО «Экстрим Сервис» (участник торгов) и ООО «Флагман» признаны  нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)  путем заключения и участия в антиконкурентном соглашении, которое могло  привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при  проведении закупочной процедуры и созданию преимущественных условий для  ООО «Экстрим Сервис».

Признавая решение антимонопольного органа незаконным, суды первой  и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности совокупности  обстоятельств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, и отсутствии 


[A3] правовых оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного  законодательства.

Отменяя судебные акты и отказывая в удовлетворении требований, суд  округа, руководствуясь положениями статей 4, 17, 18.1, 23, 39, 45.1 Закона о  защите конкуренции, Федеральным законом от 18.07.2011  № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  разъяснениями, изложенными в пунктах 39, 40 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021  № 2 «О некоторых  вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного  законодательства» (далее – постановление Пленума от 04.03.2021  № 2) и 

пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при  рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных  правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного  Суда Российской Федерации 16.03.2016, исходил из несоответствия выводов  судов установленным фактическим обстоятельствам и неправильного  применения норм права.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии у управления  правовых оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного  законодательства и вынесения решения по результатам его рассмотрения,  поскольку полномочия антимонопольного органа по контролю за закупками не  ограничиваются рассмотрением жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите  конкуренции и могут быть реализованы посредством выявления и  рассмотрения в установленном порядке нарушений, указанных в пункте 1  статьи 17 Закона о защите конкуренции, что соотносится с положениями статьи  39 Закона о защите конкуренции. 

Вместе с тем суд округа указал на установление судами в ходе  рассмотрения дела всех необходимых обстоятельств, свидетельствующих о  реализации участниками торгов заключенного устного соглашения, которое  привело или могло привести к ограничению конкуренции при проведении  аукциона, что образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1  части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В частности, представленными в материалы дела доказательствами  (публикацией в средствах массовой информации, перепиской между  ООО «Флагман» и ООО «НПФ ОРТ» по вопросам поставки палаток,  протоколом допроса работника ООО «Экстрим Сервис», фактическими  действиями комитета и обществ при организации и проведении закупки)  подтверждается, что участник аукциона, обладающий всем перечнем  характеристик для победы в нем, был определен заранее. Заказчик намеренно  включил в состав закупочной документации блокирующие позиции, в том  числе объединив в один лот разные услуги, что привело к ограничению доступа  к участию в торгах иным участникам рынка, которые утрачивали интерес к  участию в торгах либо не имели возможности принять в них участие. 

При этом согласно проведенному антимонопольным органом анализу  состояния конкуренции при проведении открытого аукциона участие в данном  аукционе при отсутствии ограничений могли принять порядка двадцати пяти  хозяйствующих субъектов по каждому заявленному виду деятельности.


[A4] Довод о том, что действия хозяйствующих субъектов при осуществлении  закупки у единственного поставщика согласно положению о закупке,  принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на  предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции (пункт 37  постановления Пленума от 04.03.2021  № 2), признается несостоятельным,  поскольку в рассматриваемом случае антимонопольным органом установлены  нарушения не при осуществлении закупки, а при включении в аукционную  документацию открытого аукциона в электронной форме преимущественных  условий для конкретного участника.

Вопреки доводам заявителя суд округа действовал в рамках своих  полномочий, предоставленных статьями 286 - 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, не устанавливал новые  обстоятельства и не переоценивал представленные в дело доказательства.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы  суда округа, не подтверждают существенных нарушений норм материального и  процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить  основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 

определил:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Флагман» в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации М.К. Антонова