ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 02АП-5218/2015 от 04.03.2016 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 301-КГ16-1064

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 04 марта 2016 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., изучив по  материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Ярстройинвест» (г. Ярославль) на  постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 и  постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.12.2015 по делу   № А82-9658/2014 Арбитражного суда Ярославской области, 

УСТАНОВИЛ:

Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее –  Управление земельных ресурсов; в настоящее время – Департамент архитектуры  и земельных ресурсов мэрии города Ярославля) и мэрия города Ярославля (далее  – мэрия) обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями о  признании недействительными решения от 10.04.2014 и предписания  от 24.04.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по  Ярославской области (далее – антимонопольный орган) по делу № 06-03/04-14. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной  ответственностью «Ярстройинвест» (далее – общество «Ярстройинвест») и  прокуратура города Ярославля. 

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.04.2015 заявление  удовлетворено. 

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015  решение суда первой инстанции отменено и в удовлетворении заявления  отказано. 


Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 08.12.2015  постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения. 

Общество с ограниченной ответственностью «Ярстройинвест» обратилось в  Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации с кассационной жалобой на постановления судов апелляционной и  кассационной инстанций в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.3  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на  существенные нарушения норм права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке. 

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного  Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного  производства являются существенные нарушения норм материального права и  (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1  статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в  кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам,  приложенным к ней, не установлено. 

Как установлено судами, антимонопольный орган на основании  поступивших из прокуратуры города Ярославля материалов возбудил дело   № 06-03/04-14 по признакам нарушения мэрией в лице Управления земельных  ресурсов части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

В ходе проверки установлено, что на основании заявления  ООО «Яринвест» от 30.06.2003 мэрия осуществила выбор земельного участка с  предварительным согласованием места размещения объекта и оформила акт о  выборе земельного участка от 11.09.2003 № 376 для строительства жилого дома  с подземной автостоянкой. 

Постановлением мэра города Ярославля от 16.01.2004 № 138 обществу  «Яринвест» предварительно согласовано размещение жилого дома с подземной  автостоянкой и инженерными коммуникациями, предусмотрено расселение и  снос жилого дома 27б по улице Республиканской. 

Функции заказчика на размещение жилого дома с подземной автостоянкой  и инженерными коммуникациями переданы от ООО «Яринвест» обществу  «Ярстройинвест» (постановление мэра от 30.08.2005 № 3946). 

Постановлением мэра от 26.09.2005 № 4417 земельный участок общей  площадью 450 квадратных метров, расположенный по адресу: <...> напротив дома 27, предоставлен обществу 


«Ярстройинвест» для проектирования и строительства жилого дома с  подземной автостоянкой с инженерными коммуникациями. 

Управление земельных ресурсов в лице муниципального учреждения  «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» (арендодатель) и  общество «Ярстройинвест» (арендатор) заключили договор аренды земельного  участка от 29.12.2006 № 19527-о (запись о государственной регистрации права  от 14.02.2007), сроком действия с 03.11.2006 по 25.09.2008. Земельный участок  передан арендатору в соответствии с актом приема-передачи от 25.12.2006. 

Общество «Ярстройинвест» по истечении шести месяцев с момента  заключения договора аренды земельного участка не получило разрешение на  строительство объекта жилищного строительства. В этом случае в силу  прямого указания закона (абзац 7 пункт 15 статьи 3 Федерального закона  от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса  Российской Федерации») договор аренды прекращается. Между тем общество  не возвратило земельный участок арендодателю и орган местного  самоуправления не принял мер, направленных на прекращение незаконного  пользования земельным участком. Дополнительными соглашениями стороны  неоднократно продлевали срок действия договора. Дополнительным  соглашением от 19.08.2013 № 4 срок действия договора продлен до 25.03.2015. 

Антимонопольный орган пришел к выводу, что бездействие  уполномоченного органа по непринятию мер, направленных на прекращение  пользования обществом земельным участком в связи с прекращением договора  аренды в силу прямого указания закона, и совершение действий по продлению  сроков действия договора путем заключения дополнительных соглашений  привели к негативным последствиям для конкуренции. 

По результатам рассмотрения дела комиссия антимонопольного органа  приняла решение от 10.04.2014 (в полном объеме изготовлено 24.04.2014) о  признании мэрии в лице Управления земельными ресурсами нарушившей  часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Выдано предписание о  принятии мер, направленных на прекращение пользования обществом  земельным участком, переданным по договору от 29.12.2006 № 19527-о. 

Управление земельных ресурсов и мэрия не согласились с решением и  предписанием антимонопольного органа и обратились в арбитражный суд. 

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной  связи, установив, что общество «Ярстройинвест» в установленный законом  шестимесячный срок не получило разрешение на строительство, а значит,  договор аренды от 29.12.2006 № 19527-о фактически прекратил действие в силу  прямого указания закона, руководствуясь положениями Земельного кодекса  Российской Федерации, Законом о защите конкуренции, Федеральным законом  от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса  Российской Федерации», суды апелляционной и кассационной инстанций  пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения  мэрией в лице Управления земельными ресурсами части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции, которое выразилось в бездействии мэрии – непринятии  мер, направленных на прекращение пользования обществом земельным  


участком и совершении действий по продлению сроков его действия, что  привело к предоставлению отдельному хозяйствующему субъекту – обществу  «Ярстройинвест» возможности использовать земельный участок, находящийся в  муниципальной собственности, для целей жилищного строительства без  проведения торгов. 

Довод общества «Ярстройинвест» о том, что оно на законных основаниях  пользуется земельным участком, так как договор аренды не расторгнут,  отклонен судом округа, поскольку положение абзаца 7 пункта 15 статьи 3  Федерального закона № 137-ФЗ является самостоятельным основанием для  прекращения договора аренды наряду с расторжением договора. 

Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным  основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке. 

Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Ярстройинвест» в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Е.Н. Зарубина