[A1] ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 302-ЭС21-10045
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва12 июля 2021 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Министерства финансов Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.11.2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2021 по делу
№ А74-2922/2020
по иску муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Базинская средняя общеобразовательная школа (далее - учреждение) к Республике Хакасия в лице Министерства образования и науки Республики Хакасия (далее - министерство образования и науки) о взыскании
при участии в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - администрации Аскизского района Республики Хакасия (далее - администрация) о взыскании с министерства образования и науки 536 427 рублей 41 копейки убытков за 2019 год (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
а также третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства финансов Республики Хакасия (далее - Минфин Хакасии)
установил:
решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.11.2020, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного
[A2] апелляционного суда от 04.02.2021 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2021, в удовлетворении искового заявления учреждения отказано, исковое заявление администрации удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Минфин Хакасии, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и отказать в иске администрации.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, а также решениями Арбитражного суда Республики Хакасия со школы взысканы пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС за 2019 год в размере 536 427 рублей 41 копейки.
Учреждение полагая, что понесло убытки в связи с исполнением обязанности по уплате пени, обратилось в арбитражный суд.
Кроме того, в процессе производства по делу администрация заявила самостоятельные требования относительно предмета спора, поскольку учреждение уплатило сумму пени из выделенных средств из местного бюджета муниципального образования Аскизский район, в результате чего муниципальным образованием понесены убытки в заявленном размере.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Хакасия от 14.07.2015 № 57-ЗРХ
«О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на
[A3] получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях», Закона Республики Хакасия от 20.12.2017 № 104-ЗРХ «О Республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2015 № 441 «Об утверждении методик расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций», Положением о Министерстве образования и науки Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.05.2009 № 226, Положением о Министерстве финансов Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 151, пришли к выводу о наличии причинно-следственной связи между действиями Минфина Хакасии и заявленными убытками, в связи с чем удовлетворили требование администрации.
Установив факт несвоевременного перечисления Минфином Хакасии денежных средств для выплаты страховых взносов, судебные инстанции отметили, что заявленные убытки подлежат возмещению учредителю учреждения - муниципальному образованию Аскизский район, поскольку сумма пени уплачена из средств, выделенных из местного бюджета данного муниципального образования, и соответственно, убытки понесены именно муниципальным образованием.
Суд округа поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать Министерству финансов Республики Хакасия в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К. Антонова