ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 03АП-4578/2015 от 15.07.2016 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 302-КГ16-4244

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 15 июля 2016 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.Попова, изучив  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лидер»  (город Норильск) на решение Арбитражного суда Красноярского края от  10.07.2015 по делу № А33-7787/2015, постановление Третьего арбитражного  апелляционного суда от 01.10.2015 и постановление Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 05.02.2016 по заявлению общества с  ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – общество «Лидер») к  муниципальному учреждению «Управление имущества администрации города  Норильска» (далее – управление) о признании недействительным отказа в  реализации преимущественного права на приватизацию недвижимого  муниципальной собственности, содержащегося в письме от 16.03.2015 № 150- 1349/154. 

установила:

решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.07.2015,  оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного  апелляционного суда от 01.10.2015 и постановлением Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 05.02.2016, в удовлетворении заявленного  требования отказано. 

Общество «Лидер» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с  кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, направить  дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

Дело истребовано из Арбитражного суда города Красноярского края  24.05.2016. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке 


кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)). 

Изучив изложенные в жалобе доводы и материалы дела, судья Верховного  Суда Российской Федерации сделала вывод о наличии оснований для передачи  кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.12.2007 на  основании постановления администрации города Норильска от 24.12.2007 

 № 3208 между обществом и управлением заключен договор аренды нежилого  помещения № 65 общей площадью 589,90 кв. м, расположенного по адресу:  Красноярский край, г.Норильск, район Центральный, ул. Севастопольская, 

д. 7-Б. Имущество передано арендатору по акту

Впоследствии на основании распоряжения администрации города  Норильска от 24.12.2009 № 5021 обществом и управлением заключен договор  аренды того же имущества от 21.01.2010 № 4444-А сроком действия по  24.12.2013. 

Общество «Лидер» 24.02.2015 обратилось в управление с заявлением о  реализации преимущественного права на приобретение муниципального  имущества. 

Письмом от 16.03.2015 № 150-1349/154 управление отказало в реализации  преимущественного права на приватизацию муниципального имущества. 

 Отказ мотивирован тем, что договор 29.12.2007 № 4256-А и договор от  21.01.2010 № 4444-А заключены с обществом с нарушениями требований  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –  Закон о защите конкуренции) без проведения торгов и без предварительного  согласования муниципальной преференции, следовательно такое имущество по  состоянию на 01.07.2013 не находится во временном пользовании общества  «Лидер» непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договорами  аренды. 

Не согласившись с данным отказом, общество «Лидер» обратилось в  арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. 

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования,  арбитражные суды исходили из несоответствия общества «Лидер» условиям,  при наличии которых возникает преимущественное право на приобретение  муниципального имущества. 

Суды исходили из того, что, начиная с 26.10.2006, после вступления в силу  Закона о защите конкуренции, предоставление хозяйствующим субъектам  муниципального имущества в пользование, в том числе в аренду, могло 


осуществляться путем проведения торгов или без проведения торгов путем  предоставления муниципальной помощи с обязательного предварительного  согласия антимонопольного органа. 

Обществом договоры аренды от 29.12.2007 № 4256-А, от 21.01.2010

 № 4444-А были заключены как без предварительного согласия  антимонопольного органа, так и без проведения торгов. 

Несоблюдение названных условий, по мнению судов, не повлекло для  общества «Лидер» возникновение у него преимущественного права на  приобретение муниципального имущества на основании Федерального закона  от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого  имущества, находящегося в государственной собственности субъектов  Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого  субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 

 № 159-ФЗ), поскольку договоры аренды заключены с нарушением требований  Закона о конкуренции и являются недействительными (ничтожными) сделками. 

Ссылаясь на существенные нарушения норм права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, общество «Лидер» указывает следующее. 

Отсутствуют какие-либо основания расценивать передачу спорного  объекта в аренду обществу «Лидер» как муниципальную помощь, требующую  обязательного предварительного согласования с антимонопольным органом,  поэтому выводы судов о том, что договор аренды имущества от 29.12.2007  заключен в нарушение требований статей 19, 20 Федерального закона 

о защите конкуренции, а именно без обязательного предварительного согласия  антимонопольного органа, являются необоснованными. 

Договор аренды, на основании которого состоялась фактическая передача  имущества обществу, был заключен 29.12.2007, то есть до введения в действие  статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ (изменения, внесенные  Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ, вступили в силу со дня  официального опубликования 02.07.2008), запрещающей передачу в аренду  муниципального имущества без проведения торгов, его положения не имеют  обратной силы к арендным отношениям сторон, продолженным на  неопределённый срок. 

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в  Постановлении от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики  применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре  аренды» разъяснил, что договор аренды государственного или муниципального  имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке,  предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской  Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона,  требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды  (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). 


Поскольку договор от 29.12.2007 № 4256-А не является ничтожной  сделкой, не оспорен и в установленном порядке не признан недействительным,  он влечет за собой возникновение предусмотренных договором прав и  обязанностей. 

Таким образом, общество «Лидер» полагает, что оно соответствует всем  условиям, необходимым для реализации преимущественного права на  приватизацию арендованного имущества, предусмотренным статьей 3 Закона   № 159-ФЗ, поэтому считает оспариваемый отказ незаконным и нарушающим  его права в области предпринимательской деятельности. 

Указывает, что выводы судов противоречат правовой позиции Верховного  Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 22.12.2015  по делу № 302-КГ15-11186. 

Таким образом, указанные доводы жалобы общества «Лидер» о  существенном нарушении судами норм материального права, которые  повлияли на исход настоящего дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенного права, заслуживают внимания и  признаются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в  кассационном порядке, в связи с чем жалобу с делом следует передать для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7  статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, судья 

определил:

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Лидер» вместе с делом передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации на 23 августа 2016 года, на 11 часов 00 минут, в помещении суда  по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал № 3048 (подъезд 5). 

Судья Верховного Суда Попова Г. Г.
Российской Федерации