ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 03АП-6431/18 от 12.05.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 302-ЭС20-4973

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва12.05.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив  кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края на  решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.08.2019, постановление  Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 и постановление  Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.01.2020 по делу   № А33-28802/2018,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Краслесинвест" (далее - АО "Краслесинвест",  общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением,  уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, о признании недействительным решения Министерства  лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) от 02.10.2018  N МЛХ/3-03158 об окончании срока окупаемости инвестиционного проекта  02.07.2018 и перерасчете размера арендной платы без учета понижающего  коэффициента 0,5; об обязании Министерства устранить допущенные  нарушения прав и законных интересов АО "Краслесинвест" путем перерасчета  арендной платы за пользование лесным участком с применением понижающего  коэффициента 0,5 с 02.07.2018.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.08.2019,  оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного  апелляционного суда от 23.10.2019 и постановлением Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 20.01.2020, заявление удовлетворено. Решение  Министерства от 02.10.2018 N МЛХ/3-03158 об окончании срока окупаемости 


инвестиционного проекта 02.07.2018 и перерасчете размера арендной платы без  учета понижающего коэффициента 0,5 признано недействительным. На  Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав  и законных интересов общества путем перерасчета арендной платы за  пользование лесным участком с применением понижающего коэффициента 0,5  с 02.07.2018.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты,  направив дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение  норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что истец согласно  Положению о подготовке и утверждения перечня приоритетных  инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденному  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007  № 419 «О  приоритетных инвестиционных проектах в области освоении лесов» ( далее - Положение от 30.06.2007  № 310 «О ставках плат за единицу объема лесных  ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящихся в  федеральной собственности (далее -Постановление  № 310) правом на  применение коэффициента 0,5 воспользовался в полном объеме.

В соответствии с пунктом 15 Положения от 30.06.2007  № 419  (действующим на дату заключения договора аренды лесного участка от  07.087.2007  № 419) включение инвестиционного проекта в перечень является  основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды  лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения  аукциона на условиях, указанных в решении, принятым заинтересованным  органом.

Договор аренды лесного участка, включенного в перечень лесных  участков, заключается в соответствии с лесным законодательством и с учетом  настоящего Положения.

Согласно статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер  арендной платы определяется на основе минимального размера арендной  платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2,3 и 4 настоящей статьи.  Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности,  собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности  ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу  площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством  Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пунктом 1(1) постановления  № 310 (действующим на дату заключения  договора аренды лесного участка от 07.04.2008  № 1) было установлено, что при  определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации  инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов в  области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к  утвержденным данным постановлением ставкам платы за единицу объема  лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5.


Согласно абзацу 2 пункта 1(2) постановления  № 310 по окончании срока  окупаемости инвестиционного проекта в области освоения лесов, размер  арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии  со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с  применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего  коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на  основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной  власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости  проекта путем деления суммарного расчета размера арендной платы по  действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер  арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в  субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.

Судами не учтено, что срок окупаемости инвестиционного проекта  составляет 10 лет в соответствии с корректировкой согласованной  Министерством промышленности и торговли Российской Федерации орт  13.12.2013  № 19-3753. Корректировка Министерство промышленности и  торговли Российской Федерации произведена на основании пункта 2.1 приказа  агентства лесной отрасли Красноярского края от 25.02.2013  № 413, срок  окупаемости приоритетного инвестиционного проекта был установлен в 120  месяцев, в приложении к данному приказу расписан график реализации  приоритетного проекта до 4 квартала 201года. Ввиду того, что регистрация  договора произошла 02.07.2008, 10-ти летний срок окупаемости завершен  02.07.2018. Судом первой инстанции необоснованно был приравнен срока  действия договора и срок окупаемости проекта. Однако, согласно статье  1Федерального Закона от 25.02.1999  № 39-ФЗ «Об инвестиционной  деятельности в Российской Федерации» срок окупаемости инвестиционного  проекта- это срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до  дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с  амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат  приобретает положительное значение.

Истец получил льготу по арендной плате в виде понижающего  коэффициента 0,5,тем самым уже воспользовался уже своим правом.  Повторный льготный период ни в постановлении от 30.06.2007  № 419, ни в  постановлении  № 190 не предусмотрен. Обратное свидетельствовало бы о  злоупотреблении истцом своим правом и, следовательно, о наличии  неосновательного обогащения за счет бюджета Российской Федерации.

Ввиду действия постановления  № 190 коэффициент 0,5 не зависит от срока  окупаемости проекта и осуществляется с момента введения  лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом  ввода.

Арендная плата по ранее заключенным договорам аренды лесных  участков начисляется без коэффициента 0,5 и с применением сложившегося в  субъекте коэффициента 0,7447.


Приказ министерства от 26.03.2018  № 361 и Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 28.03.2019  № 549 приняты уже после отмены  постановления  № 419 и вступления в силу постановления  № 190.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019   № 549-р внесены изменения в показатели приоритетного проекта, срок  реализации проекта увеличен и распространяет свое действие исключительно  на новое производство, в период действия уже Положения  № 190. Данное  Распоряжение  № 549-р Правительства Российской Федерации не  распространяется на период до 28.03.2019.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019  внесены изменения в показатели приоритетного проекта, срок реализации  проекта увеличен и распространяет свое действие исключительно на новое  производство.

Доначисление арендных платежей в полном объеме по окончании периода,  в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5 не  противоречит законодательству, по мнению заявителя.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, 07.04.2008 между АО "Краслесинвест" и  Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края заключен  договор аренды лесных участков N 1 в целях реализации на территории  Красноярского края приоритетного инвестиционного проекта в области  освоения лесов "Богучаны. Лесопромышленный комплекс. Лесопильное  производство" в рамках государственной программы "Комплексное развитие  Нижнего Приангарья.

Арендная плата на момент заключения настоящего договора составляет  192 051 870 (сто девяносто два миллиона пятьдесят одна тысяча восемьсот  семьдесят) рублей в год в связи с включением инвестиционного проекта в  перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в  течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным ставкам платы за  единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного  участка, находящегося в федеральной собственности, применяется  коэффициент 0,5. С учетом данного коэффициента арендная плата по 


настоящему Договору составляет 96 025 940 (девяносто шесть миллионов  двадцать пять тысяч девятьсот сорок) рублей в год. Срок окупаемости  инвестиционного проекта составляет 108 месяцев (пункт 5). Арендная плата  рассчитывается на основании минимального размера арендной платы,  определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской  Федерации (пункт 6). Срок действия договора установлен на 49 лет, с 02 июля  2008 года по 02 июля 2057 года, включительно (пункт 24).

Министерство направило в адрес общества письмо от 02.10.2018 N МЛХ/3- 03158, в котором со ссылкой на пункт 1(2) Постановления N 310 сообщило о  том, что 02.07.2018 - день окончания срока окупаемости проекта "Богучаны.  Лесопромышленный комплекс. Лесопильное производство". Сложившийся в  Красноярском крае средний коэффициент - 0,7447, в связи с чем направило  скорректированный график внесения платежей на 2018 год, рассчитанный с  02.07.2018 без учета понижающего коэффициента 0,5, но с применением  среднего коэффициента. 

Полагая, что действия Министерства по перерасчету размера арендной  платы по договору аренды лесных участков не соответствуют требованиям  действующего законодательства и нарушают права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  АО "Краслесинвест" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с  указанными требованиями, удовлетворяя которые суды исходили из  следующего.

В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации  инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в  соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об  инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в  форме капитальных вложений". Подготовка перечня приоритетных  инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение  осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской  Федерации.

Использование лесов в Российской Федерации является платным. За  использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли- продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по  договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со  статьями 73 и 76 настоящего Кодекса (статья 94 Лесного кодекса Российской  Федерации).

В силу частей 1, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации  размер арендной платы определяется на основе минимального размера  арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей  статьи. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной 


собственности, собственности субъекта Российской Федерации,  муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных  ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются  соответственно Правительством Российской Федерации, органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного  самоуправления.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за  единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной  собственности, утверждены Постановлением N 310.

Пунктом 1(1) Постановления N 310 (в редакции, действующей до  08.03.2018) установлено, что при определении платы за аренду лесного участка,  используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в  перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов,  применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением  ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу  площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности,  действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период,  равный сроку окупаемости проекта. По окончании срока окупаемости  инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных  инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за  пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы  без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением  сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента  превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему  виду использования лесов (пункт 1(2) Положения N 310).

В порядке, установленном Положением N 190, Министерство приказом от  26.03.2018 N 361-од утвердило заявку общества на внесение изменений в  приоритетный инвестиционный проект; в пункте 4 приказа указало применять к  ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в  федеральной собственности, утвержденным Положением N 190, понижающий  коэффициент 0,5 в течение 10 лет (120 месяцев).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 549- р утверждены изменения в инвестиционный проект, установлены показатели  приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Богучаны.  Лесопромышленный комплекс. Лесопильное производство", реализуемого до  2022 года.

Таким образом, суды мотивированно посчитали, что изменения были  внесены в уже действующий инвестиционный проект в порядке, установленном  действующим на тот момент Положением N 190, в соответствии с приказом  Министерства N 361-од и приложением N 2 к нему. В этой связи правильным  является вывод судов о том, что плата по договору аренды от 07.04.2008 N 1  должна рассчитываться в соответствии с пунктом 1(1) Постановления N 310 с  учетом понижающего коэффициента 0,5.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений  норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.


Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы Министерства лесного  хозяйства Красноярского края для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.С. Чучунова