ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 03АП-7414/18 от 14.11.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 302-ЭС19-17595

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва14 ноября 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К.,

изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу  Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное  жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской  Федерации по Центральному военному округу на решение Арбитражного суда  Красноярского края от 26.11.2018, постановление Третьего арбитражного  апелляционного суда от 04.03.2019 и постановление Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 20.06.2019 по делу  № А33-27179/2018

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения  «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны  Российской Федерации по Центральному военному округу (далее –  учреждение) о признании недействительным предписания Службы  строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее –  служба надзора) от 18.07.2018  № 2133-лп, 

установил:

службой надзора в рамках лицензионного контроля проведена  внеплановая выездная проверка в отношении учреждения с целью проверки  исполнения ранее выданного предписания от 05.04.2018  № 1441-ж.

В ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта «б» пункта 3  постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014  № 1110 

«О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами» (далее – Постановление  № 1110), подпункта «в»  пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 


№ 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению  многоквартирными домами» (далее – Правила  № 416), статьи 198 Жилищного  кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) учреждение  незаконно осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом,  выставляя к оплате собственникам помещений платежные документы на оплату  услуг за содержание жилого помещения, в том числе за коммунальные услуги,  используемые в целях надлежащего содержания общего имущества, и  коммунальные услуги по электроснабжению за период с ноября 2017 года по  февраль 2018 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания  от 18.07.2018  № 2133-лп, которое оспорено обществом в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.11.2018,  оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного  апелляционного суда от 04.03.2019 и постановлением Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 20.06.2019, в удовлетворении заявленного  требования отказано.

Признавая законным предписание службы надзора законным, суды,  оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь  положениями статей 4, 20, 154, 161, 162, 192, 196, 198, 200 Жилищного кодекса,  статей 12, 19 Федерального закона от 04.05.2011  № 99-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности», Постановлением  № 1110, Положением о  Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края»,  утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от  03.04.2012  № 143-п, исходили из отсутствия у учреждения правовых оснований  для начисления собственникам жилых помещений в многоквартирном доме  платы за жилищно-коммунальные услуги и выставления платежных  документов за период с ноября 2017 года по февраль 2018 года, поскольку  согласно данным реестра лицензий Красноярского края спорные  многоквартирные дома не включены в перечень многоквартирных домов,  деятельность по управлению которыми осуществляет заявитель.

Кроме того, суды указали, что факт реального управления учреждением  многоквартирными домами не имеет правового значения ввиду отсутствия у  заявителя права на осуществление указанной деятельности, в том числе  заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, учреждение, ссылаясь на существенное нарушение судами норм  материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и  требование удовлетворить.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом 


публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации).

Выражая несогласие с выводами судов, заявитель ссылается на то, что  многоквартирные дома  №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 по улице Лаптева поселка Нижний  Ингаш Красноярского края находятся под управлением учреждения на  основании заключенного с Министерством обороны Российской Федерации  договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными  силами Российской Федерации, от 13.09.2017  № 3-УЖФ-1.

При этом к выполнению обязанностей, предусмотренных договором  управления, учреждение приступило с 01.11.2017 (пункт 10.1 договора  управления) и осуществляет управление по настоящее время, предоставляя  услуги по теплоснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению,  горячему водоснабжению, а также по аварийному и техническому  обслуживанию инженерных систем.

Деятельность по управлению многоквартирными домами на территории  Красноярского края осуществляется заявителем на основании соответствующей  лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами от 16.08.2017  № 024-000494, выданной службой  надзора в установленном законом порядке.

Таким образом, по мнению учреждения, при выборе заявителя в качестве  управляющей организации требования законодательства соблюдены в полном  объеме (принято решение о выборе учреждения в качестве управляющей  организации, заключен договор управления, получена лицензия).

Вместе с тем учреждение указывает на соблюдение обязанности по  раскрытию информации на сайте www.reformagkh.ru и неоднократное  обращение в службу надзора с заявлениями о внесении в реестр лицензий  сведений о многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат  осуществляет деятельность по управлению.

Вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 28.02.2019 по делу  № А33-5465/2018 приказ  службы надзора от 27.02.2018  № 69-ОДЛ об отказе во внесении изменений в  реестр лицензий признан недействительным как не соответствующий  Жилищному кодексу, приказу Минстроя России от 25.12.2015  № 938/пр «Об  утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта  Российской Федерации»; на службу надзора возложена обязанность устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения.

В целях устранения нарушений службой надзора отменен приказ от  27.02.2018  № 69-ОДЛ и издан новый приказ о внесении изменений в реестр  лицензий с 01.03.2019.

Заявитель полагает, что с учетом изложенных обстоятельств, отсутствие  сведений об управляющей организации в реестре лицензий Красноярского края  не свидетельствует о невозможности управления спорными многоквартирными  домами, принимая во внимание факт предоставления учреждением  коммунальных услуг в течение длительного периода времени.


В связи с этим, является правомерным выставление учреждением  жильцам многоквартирного дома счетов на оплату оказанных услуг за спорный  период, а исполнение предписания приведет к незаконному освобождению от  оплаты потребленных услуг и бремени содержания имущества. 

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на правовые позиции,  изложенные в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 27.06.2017  № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами  споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого  гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или  принадлежащего им на праве собственности», пункте 21 Обзора судебной  практики Верховного Суда Российской Федерации  № 63 (2015), утвержденного  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, и судебную  арбитражную практику по данному вопросу.

Приведенные учреждением доводы заслуживают внимания, в связи с чем  кассационную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9 - 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 определил:

передать кассационную жалобу Федерального государственного  бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление»  Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному  округу с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации М.К. Антонова