ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 04АП-1915/2014 от 24.04.2015 Верховного Суда РФ

5 666577

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 302-ЭС14-8088

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

23 апреля 2015 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.Попова, изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (г.Улан-Удэ) на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2014 по делу Арбитражного суда Республики Бурятия № А10-5084/2013,

по иску администрации муниципального образования «Кабанский район» (далее – администрация) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее – территориальное управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Республике Бурятия, прокурора Республики Бурятия, дачного некоммерческого товарищества «Дружба» (далее – товарищество «Дружба»),

установила:

решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13.03.2014, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014, в иске отказано.


Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2014 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Территориальное управление обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2014, в которой просит данный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 13.03.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.05.2014.

Дело истребовано из Арбитражного суда Республики Бурятия 12.02.2015.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Согласно пункту 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Изучив изложенные в жалобе доводы и материалы дела, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод о наличии оснований для передачи кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.12.1993 Кабанской районной Администрацией принято постановление № 316 «О закреплении за Транссовхозом «Большереченский» на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 6054 га».

На основании данного постановления 09.12.1993 Транссовхозу «Большереченский» выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 6054 га, расположенным в Республике Бурятия, Кабанский район, с. Большая речка, для использования в сельскохозяйственных целях.

В целях постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в соответствии с правилами Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» 28.01.2002 директором института «Иркутскжилдорпроект» ГУП ВСЖД утверждено техническое задание о выполнении работ по межеванию земель ВСЖД вне полосы отвода.

После проведения межевания 18.10.2002 администрацией было принято два постановления № 922, № 922-1. Данными постановлениями утверждены


материалы межевания земель ФГУП «ВСЖД» Министерства путей сообщения Российской Федерации по объекту «Транссовхоз «Большереченский».

Из содержания постановлений следует, что земельные участки общей площадью 1127,31 га из земель Транссовхоза «Большереченский» переданы в состав фонда перераспределения земель. Пункт 1.2 постановления Кабанской районной Администрации от 08.12.1993 № 316 «О закреплении земель в бессрочное (постоянное) пользование совхозом» признан утратившим силу.

Пунктами 4 постановлений № 922, № 922-1 закреплено, что в постоянное (бессрочное) пользование ФГУП «ВСЖД» МПС РФ под объекты «Транссовхоза «Большереченский» переданы земельные участки общей площадью 4615,69 га. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Кабанского района предписано после проведения инвентаризации земель ФГУП «ВСЖД» МПС РФ внести изменения в земельно-кадастровую документацию по количественному составу земель.

После принятия постановлений 20.11.2002 руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кабанского района Республики Бурятия утверждено межевое дело, по которому были установлены и закреплены на местности границы земельных участков Транссовхоза «Большереченский». В качестве правообладателя указано ФГУП «ВСЖД» МПС РФ, Транссовхоз «Большереченский», границы земельного участка были согласованы со смежными землепользователями, земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:09:690103:2 внесены в государственный кадастр недвижимости 16.05.2003, в кадастровом паспорте указано, что участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Во исполнение распоряжения Министерства путей сообщения Российской Федерации от 20.11.2002 № 729-р ФГУП «ВСЖД» 10.03.2003 был издан приказ №18н «О создании федеральных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий «Нижнеудинск» и «Большереченский».

Указанным приказом было предусмотрено создать в Управлении дороги комиссию по передаче с баланса ФГУП «ВСЖД» обособленных подразделений совхозов «Нижнеудинск» и «Большереченский» на баланс федеральных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий «Нижнеудинск» и «Большереченский». Приказом предусмотрено обеспечить в установленном порядке передачу имущества обособленных подразделений совхозов «Нижнеудинск» и «Большереченский» с баланса ВСЖД на баланс данных предприятий.

В передаточном акте от 31.03.2003 № 235 указано, что совхоз «Большереченский» прекратил свою деятельность как обособленное подразделение ВСЖД в связи с созданием Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Большереченский» (далее – предприятие «Большереченский»). К акту приложен бухгалтерский баланс по состоянию на 31.03.2003 с указанием наличия у совхоза «Большереченский» движимого, недвижимого имущества, в том числе земельного участка.


28.01.2003 начальником ВСЖД был утвержден Устав предприятия «Большереченский». Из общих положений устава следует, что предприятие «Большереченский» создано на основании распоряжения МПС РФ от 20.11.2002 № 729-р. Совхоз является федеральным государственным сельскохозяйственным предприятием, относится к федеральной собственности и входит в состав ВСЖД, которая является по отношению к совхозу вышестоящим органом управления. Учредителем совхоза является Министерство путей сообщения Российской Федерации (п. 1.3).

Имущество предприятия «Большереченский» относится к федеральной собственности, состоит из основных и оборотных средств, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе (п. 3.1 Устава).

Целью создания совхоза явилось производство сельскохозяйственной продукции, её переработка и реализация.

08.04.2004 в соответствии с Прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 № 1155-р, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.2002 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации), территориальное управление приняло решение № 3 об условиях приватизации предприятия «Большереченский» путем его преобразования в ОАО «Большереченское» со 100 % закреплением акций создаваемого акционерного общества в собственности Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации установлено, что отчуждению не подлежат участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов.

По указанной причине земельные участки предприятия «Большереченский» не были включены в уставный капитал создаваемого акционерного общества.

06.08.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ОАО «Большереченское» (далее – общество «Большеречское»). В пунктах 1.2, 1.4 устава указано, что учредителем общества является Российская Федерация, общество является правопреемником предприятия «Большереченский».

Передаточным актом от 30.06.2004 имущество, кроме спорного земельного участка с кадастровым номером 03:09:690103:2, было передано на баланс общества «Большереченское».

03.02.2010 за Российской Федерацией в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на земельный участок. Основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации явились постановления администрации № 922, № 922-1 от 18.10.2002.

19.10.2010 Российской Федерацией получено повторное свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2. В качестве основания для государственной


регистрации указан дополнительно Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ (далее – Закон №137-ФЗ).

Судом также установлено, что 05.06.2007 Администрация Кабанского района приняла постановление № 535 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:09:690103:2 в аренду сроком на 49 лет обществу «Большереченское».

Указанным постановлением прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, предоставленный ФГУП «ВСЖД» под объектом «Транссовхоз «Большереченский». Также данным актом было признано утратившим силу постановление Администрации Кабанского района от 18.10.2002 № 922 в части предоставления земельного участка площадью 110933 кв.м. ФГУП «ВСЖД» под объектом «Транссовхоз «Большереченский». Отделу землеустройства было поручено заключить и зарегистрировать с обществом «Большереченское» договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2. Договор аренды с обществом «Большереченское» заключен не был.

13.04.2009 председатель товарищества «Дружба» обратился в администрацию с заявлением о выделении земельного участка для дачного некоммерческого товарищества.

Администрация постановлением от 20.05.2009 утвердила акт обследования и выбора земельного участка. На основании акта, которым участок образован в натуре, проведено межевание земельного участка, установлены координаты его на месте.

05.03.2010 администрация постановлением № 434 утвердила схему расположения земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:09:690103:2 с образованием трех земельных участков с кадастровыми номерами 03:09:690103:70, 03:90:690103:71, 03:09:690103:72.

Земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:71 предоставлен товариществу «Дружба» в аренду сроком на 49 лет на основании постановления администрации от 20.08.2010 № 1785. Между администрацией и товариществом «Дружба» 20.08.2010 заключен договор № 211 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности. Факт нахождения земельного участка в государственной собственности подтверждается информацией, изложенной в кадастровом паспорте от 08.07.2010 № 0309/202/10-814.

Впоследствии указанный земельный участок был разделен на 209 участков, которые администрацией были предоставлены гражданам – членам товарищества «Дружба» за плату. Денежные средства от продажи земельных участков поступили в бюджет муниципального образования «Посольское» в 2010-2011 годах. Большая часть граждан не смогли зарегистрировать право собственности, так как Управление Росреестра по Республике Бурятия отказало им в регистрации, сославшись на то, что на земельный участок с кадастровым


номером 03:09:690103:2 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Полагая, что Российская Федерация незаконно зарегистрировала право собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2, чем нарушила права и законные интересы муниципального образования «Кабанский район», истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

Иск мотивирован тем, что территориальным управлением неправомерно указана в качестве основания для регистрации права собственности Российской Федерации статья 3.1 Закона № 137-ФЗ, которой установлены критерии отнесения земельных участков к различным уровням публичной собственности, поскольку данная статья вступила в силу с 01.07.2006 и её нормы не имеют обратной силы. По состоянию на 01.07.2006 субъекта земельных отношений – предприятия «Большереченский» не существовало практически два года, поэтому полагает, что с 01.07.2006 спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые осталась не разграниченной между публичными образованиями и в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ распоряжение земельным участком с кадастровым номером 03:09:690103:2 с момента образования общества «Большереченское» перешло к администрации Кабанского района.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее – Федеральный закон №101-ФЗ), согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).


В статьях 3, 4, 5 названного Закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140.

Статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01.07.2006, далее – Земельный кодекс) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом № 101-ФЗ.

В пункте 10 статьи 3 Закона №137-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.

Вместе с тем с 01.07.2006 законодателем пересмотрены принципиальные подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земельные участки относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона. При этом органам местного самоуправления, предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню государственной собственности либо собственности муниципального образования.

17.04.2006 принят Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5). Федеральный закон № 101-ФЗ признан утратившим силу.

Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

Закон №137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения


государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.

В пункте 1 данной статьи указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности.

Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подробные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1.

На основании анализа приведенных норм права суд первой инстанции сделал вывод, что с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.


Поскольку статья 3.1 Закона № 137-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на спорный земельный участок является разграниченным и принадлежит Российской Федерации.

Анализ приведенных доказательств, подтверждающих выделение совхозу земельного участка, его межевание, последовательность перехода спорного земельного участка, свидетельствует о том, что объект не выбывал из собственности Российской Федерации. Преобразование предприятия «Большереченский» в общество «Большереченское» не прекратило право федеральной собственности. Истец не представил в материалы дела доказательства передачи земельного участка муниципальному образованию, не представил документы, подтверждающие совершение федеральными органами безусловных действий, направленных на прекращение у Российской Федерации права собственности на спорный земельный участок.

Истцом не указана норма права, согласно которой с момента ликвидации предприятия «Большереченский» земельный участок приобрел статус не разграниченного.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал вывод, что на земельные участки, предоставленные федеральным государственным предприятиям, право собственности Российской Федерации возникло в силу закона с 01.07.2006 и с этого времени администрация не вправе была распоряжаться спорным земельным участком, а именно проводить его раздел и отчуждать образованные земельные участки в пользу товарищества «Меридиан». Данные действия совершены администрацией с нарушением статьи 209 Гражданского кодекса.

Суд отклонил довод администрации о том, что ей не было известно о вещном праве Российской Федерации на спорный земельный участок по состоянию на 2006 год со ссылкой на материалы дела, указав, что межевое дело в 2002 году было утверждено руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кабанского района, являвшегося структурным подразделением администрации и отчет по межеванию сдан в данный комитет, поэтому администрации было известно о проведении этих работ, заказчике работ и цели межевания земель.

Однако, вопреки имеющейся информации, в нарушение требований действующего на этот период земельного законодательства, администрация не предупредила территориальное управление о предпринимаемых действиях по освоению земельного участка, не согласовала с ответчиком план своих организационных мероприятий по распоряжению и разделу земельного участка с кадастровым номером 03:09:690103:2.

Земельный участок с кадастровыми номерами 03:09:690103:71 предоставлен товариществу «Дружба» в аренду сроком на 49 лет на основании постановлений администрации от 20.08.2010 № 1785, договора аренды от 20.08.2010 № 211 в период после государственной регистрации права собственности Российской Федерации.


Российская Федерация, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 03:09:690103:2, не уполномочивала администрацию распоряжаться данным имуществом: межевать земельный участок, делить на несколько земельных участков, передавать земельные участки в аренду товариществу «Дружба».

При изложенных обстоятельствах суд сделал вывод об отсутствии оснований для признания права собственности Российской Федерации отсутствующим и отказал в иске.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанции, суд округа исходил из следующего.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом № 101-ФЗ, который с 01.07.2006 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ.

Таким образом, основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Федеральным законом №101-ФЗ, с 01.07.2006 – Законом № 137-ФЗ.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно статье 2 Закона № 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.

Статьями 3-5 Федерального закона № 101-ФЗ установлены основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.


Статьей 3.1 Закона № 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.

Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 № 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.

Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.

В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом № 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона № 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которыми за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона № 137-ФЗ).

Согласно статье 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В силу пункта 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномочены органы местного самоуправления.

Толкование указанных правовых норм приведено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 12790/13 по делу № А41-44318/12. Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2 не был разграничен в порядке, установленном Федеральным законом № 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, на спорном земельном участке не были расположены никакие объекты, в том числе относящиеся к федеральной собственности, земельный участок в соответствии с кадастровым паспортом на него предназначен для сельскохозяйственного производства и предполагался для использования обществом «Большереченское», то независимо от принадлежности такого земельного участка до приватизации названный земельный участок не мог быть отнесен к федеральной


собственности по критерию расположения на нем до 2004 года федерального государственного унитарного предприятия.

При таких обстоятельствах суд округа признал вывод судов о возникновении у Российской Федерации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2 в силу закона с 01.07.2006 преждевременным.

Направляя дело на новое рассмотрение, суд округа указал, что судами не проверены иные критерии отнесения земли к федеральной собственности, установленные статьей 3.1 Закона № 137-ФЗ.

Ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, территориальное управление указывает следующее.

Согласно пункту 10 статьи 3 Закона №137-ФЗ ( в редакции от 25.10.2001) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

На момент издания администрацией постановлений от 18.10.2002 №922, 922/1 действовал порядок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» (далее – постановление № 576), в соответствии с пунктом «б» части 2 которого Министерству имущественных отношений Российской Федерации вменялось осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае предоставления земельных участков государственным унитарным предприятиям, созданным органами государственной власти Российской Федерации, а также в случаях прекращения прав юридических лиц на земельные участки.

В случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях:

Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации


(территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации (пункт 5 Правил).

На основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) формирует предложение о предоставлении указанных земельных участков для федеральных нужд. Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из указанных норм Закона №137-ФЗ и постановления № 576 в их совокупности следует, что законодатель определил приоритеты в разграничении права собственности на землю: по принадлежности объектов, которые находятся на земельном участке, а также по субъектам, которым первоначально предоставлялся земельный участок.

Учитывая, что спорный земельный участок был предоставлен предприятию под объект Транссовхоз «Большереченский» на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также то, что учредителем унитарного предприятия являлся федеральный орган государственной власти, то в силу приведенных норм права он подлежал отнесению к федеральной собственности.

В соответствии со статьей 3.1. Закона №137-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2006, земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, созданным федеральными органами государственной власти, отнесены к федеральной собственности. Поэтому спорный участок в силу закона является федеральной собственностью и это право зарегистрировано в ЕГРП в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, указанные доводы жалобы территориального управления о существенном нарушении судами норм материального права, которые повлияли на исход настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенного права, заслуживают внимания и признаются достаточным основанием для пересмотра оспариваемого судебного акта в кассационном порядке, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,


определила:

жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Г.Г.Попова



2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14