ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 04АП-305/19 от 15.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 302-ЭС19-13104

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва15 августа 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания  «Востсибуголь» на решение Арбитражного суда Иркутской области 

от 18.12.2018 по делу  № А19-21522/2018, постановление Четвертого  арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 и постановление  Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.05.2019 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания  Востсибуголь» (далее – общество) к Главному Управлению Министерства  Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской  области (далее – управление) о признании недействительным предписания 

от 18.07.2018  № 3 в части пунктов 14, 16,

установила:

решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.12.2018,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 28.02.2019 и постановлением Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 15.05.2019, в удовлетворении заявленного  требования отказано.


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество, ссылаясь на существенные нарушения норм  материального права и норм процессуального права, просит отменить судебные  акты.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы не установлено.

Как следует из судебных актов, управлением проведена плановая  выездная проверка соблюдения обществом требований законодательства в  области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера, в ходе которой установлено  невыполнение эксплуатантом опасных объектов требований и мероприятий в  области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера.

В целях устранения выявленных нарушений управлением выдано  предписание от 18.07.2018  № 3, согласно которому обществу необходимо  создать локальную систему оповещения на эксплуатируемых опасных  производственных объектах I, II классов опасности в соответствии с  действующим законодательством, а также провести подготовку работника в 


области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера.

Полагая, что предписание в указанной части является незаконным,  общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, оценив  представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь  положениями статей 2, 14 Федерального закона от 21.12.1994  № 68-ФЗ «О  защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера», статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998  № 28-ФЗ  «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской  Федерации от 01.03.1993  № 178 «О создании локальных систем оповещения в  районах размещения потенциально опасных объектов», Положением о  системах оповещения населения, утвержденным приказом МЧС России 

от 25.07.2006  № 422, Мининформсвязи России  № 90, Минкультуры России

 № 376, Положением о подготовке населения в области защиты от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным  постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003  № 547,  пришли к выводу, что предписание в оспариваемой части не нарушает прав и  законных интересов общества и соответствуют нормам действующего  законодательства.

Создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем  оповещения для организаций, эксплуатирующих опасные производственные  объекты I и II классов опасности, предусмотрено пунктом 3 статьи 9  Федерального закона от 12.02.1998  № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Судами установлено, что поименованные в пункте 14 предписания  объекты (разрезы угольные, склады взрывчатых материалов, площадка  обогащения угля) являются опасными производственными объектами I и II  класса опасности. При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу о  наличии у общества обязанности создать локальные системы оповещения.


Признавая наличие у работника общества Иванова С.Л. обязанности по  прохождению подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера, суды, принимая во внимание, что для  лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением  обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение  в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного  профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в  течение первого года работы является обязательным (пункт 5 Положения о  подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера, утв. Постановлением Правительства РФ 

от 04.09.2003  № 547), исходили из того, что обществом не представлено  доказательств прохождения ФИО1 надлежащей подготовки в области  защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,  включающей в себя курс «Основы безопасности жизнедеятельности» и  дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

Отклоняя довод общества о незаконном внесении управлением  изменений в ранее вынесенное предписание в ходе рассмотрения дела в  арбитражном суде, суды указали, что исключение решением заместителя  начальника Главного управления - начальника УНД и ПР Главного управления  МЧС России по Иркутской области от 29.11.2018 в пункте 14 предписания  ссылки на пункт 47 приказа МЧС России от 28.02.2003 N 105 «Об утверждении  Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально  опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», не повлияло на обязанность  общества создать локальные системы оповещения на опасных  производственных объектах и не свидетельствует о незаконности пункта 14  оспоренного предписания.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию  общества по спору, которая являлась предметом рассмотрения судов и  получила надлежащую правовую оценку.


По существу доводы жалобы не опровергают выводы судов, не означают  допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не подтверждают  существенных нарушений норм материального и норм процессуального права,  повлиявших на исход дела, и не являются основанием для передачи  кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Компания  «Востсибуголь» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации