ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 04АП-3964/19 от 06.04.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 302-ЭС20-2940

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 апреля 2020 года

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационные жалобы некоммерческого партнерства «Транспортная компания  «Дархан-Авто», индивидуального предпринимателя ФИО1 решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.05.2019 по  делу  № А10-5639/2018, постановление Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 07.10.2019 и постановление Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 06.02.2020 по тому же делу 

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – предприниматель ФИО2) к Муниципальному  учреждению «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и  предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» (далее – муниципальное  учреждение, комитет), некоммерческому партнерству «Транспортная компания  «Дархан-Авто» (далее – транспортная компания), обществу с ограниченной  ответственностью «Круиз», обществу с ограниченной ответственностью  «Лидер-Авто», индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1) о признании  незаконными действий комитета по включению транспортной компании в  качестве перевозчика в реестр городского маршрута регулярных перевозок 

 № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ; по выдаче свидетельства об осуществлении  регулярных пассажирских перевозок по указанному маршруту, карт данного  маршрута сроком действия с 02.09.2018 по 01.09.2023; о прекращении действия  свидетельства и карт; об обязании в течение 90 дней провести открытый 


конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по  спорному маршруту, 

установила:

решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.05.2019,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 07.10.2019 и постановлением Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 06.02.2020, заявленные требования  удовлетворены в части признания незаконными действий комитета по выдаче  свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по  маршруту  № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ, карт данного маршрута сроком  действия с 02.09.2018 по 01.09.2023 транспортной компании, обществам с  ограниченной ответственностью «Круиз», «Лидер-Авто», предпринимателю  ФИО1 Действия свидетельства об осуществлении регулярных  пассажирских перевозок серии 03  № 0000003 и карт маршрута, выданных  указанным перевозчикам, прекращено. На комитет возложена обязанность  устранить допущенное нарушение прав и законных интересов  предпринимателя ФИО2 путем совершения в двухмесячный срок со  дня вступления решения в законную силу действий по организации проведения  открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по  спорному маршруту. В удовлетворении остальной части заявленных  требований отказано.

В кассационных жалобах, дополнении к кассационной жалобе, поданных  в Верховный Суд Российской Федерации, транспортная компания и  предприниматель ФИО3 просят об отмене принятых судебных актов,  ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалоб отсутствуют.


Как следует из материалов дела, ранее между транспортной компанией и  предпринимателем Манзаровым Ю.А. был заключен договор от 03.07.2013 

 № 140 о совместной деятельности.

В дальнейшем транспортной компанией был заключен договор простого  товарищества от 16.08.2018  № 1 с предпринимателем ФИО1,  обществами с ограниченной ответственностью «Круиз», «Лидер-Авто».

На основании заявления транспортной компании о выдаче свидетельства  об осуществлении регулярных перевозок и новых карт маршрута, комитет  выдал указанным перевозчикам свидетельства об осуществлении регулярных  перевозок и новые карты маршрутов.

В связи с отказом транспортной компании в заключении договора  простого товарищества на новый срок, предприниматель ФИО2  обратился в комитет с заявлением о проведении открытого конкурса на право  осуществления регулярных пассажирских перевозок на указанном маршруте.

Письмом от 04.09.2018 комитет сообщил о невозможности проведения  открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских  перевозок, поскольку транспортной компании (уполномоченному участнику  договора простого товарищества) выданы свидетельства и карты маршрута в  соответствии с пунктом 1 части 4, частью 5 статьи 39 Федерального закона  13.07.2015  № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и  багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим  транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон  № 220-ФЗ).

Полагая, что действия комитета по выдаче свидетельства об  осуществлении регулярных пассажирских перевозок, карт маршрута без  проведения открытого конкурса не соответствуют закону и нарушают его права  и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с  соответствующим заявлением.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по  правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, руководствуясь положениями статей 21, 23, 26, 38, 39 Закона 

 № 220-ФЗ, суды пришли к выводу о том, что со стороны комитета имеется  незаконное бездействие, выразившееся в непроведении конкурса на право  осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, и  соответственно, действия комитета по выдаче свидетельств об осуществлении  перевозок по маршрутам регулярных перевозок являются незаконными и  нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности.


Суды исходили из того, что свидетельство об осуществлении регулярных  перевозок и карты маршрута могли быть выданы при условии включения в  реестр соответствующих маршрутов регулярных перевозок сведений, в том  числе о перевозчиках (участниках договора простого товарищества), которые  поданы в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона  № 220-ФЗ.

Установив, что на основании приказа комитета от 05.06.2017  № 40 в  реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ были включены сведения только о  транспортной компании, в реестре отсутствуют сведения о предпринимателе  ФИО1, обществах «Круиз», «Лидер-Авто», суды, учитывая, что в  договоре простого товарищества состоят перевозчики, сведения о которых не  включены в реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ, признали  отсутствующим у такого товарищества право на получение свидетельства об  осуществлении перевозок по спорному маршруту и карт данного маршруту без  проведения процедуры конкурсного отбора.

Также принимая во внимание совокупность доказательств,  свидетельствующих о совместном осуществлении регулярных перевозок по  указанному маршруту более чем тремя юридическими лицами, а также  обращение в комитет иных лиц из числа прежних товарищей –  предпринимателей ФИО2, ФИО4, имеющих лицензии на  осуществление пассажирских перевозок, суды пришли к выводу о том, что у  комитета в силу требований статьи 39 Закона  № 220-ФЗ имелась обязанность  провести конкурс на право осуществления регулярных перевозок по спорному  муниципальному маршруту. 

Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были  предметом рассмотрения и оценки судов.

Приведенные заявителями доводы не свидетельствуют о допущенной при  рассмотрении дела судебной ошибке, не подтверждают существенных  нарушений судами норм материального права и норм процессуального права,  повлиявших на исход дела, по существу, выражают несогласие с выводами  судов по фактическим обстоятельствам спора и основаны на ином толковании  применительно к ним положений законодательства, поэтому не могут служить  основанием для передачи жалоб на рассмотрение в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационных  жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Ходатайства заявителей о приостановлении исполнения решения  Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.05.2019 по делу 

 № А10-5639/2018, учитывая требования части 3 статьи 291.6 Арбитражного 


процессуального кодекса Российской Федерации и отсутствие оснований для  истребования в Верховный Суд Российской Федерации дела  № А10-5639/2018,  для отмены либо изменения указанных судебных актов, рассмотрению не  подлежат.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья 

определила:

отказать некоммерческому партнерству «Транспортная компания «Дархан- Авто», индивидуальному предпринимателю ФИО1 в  передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации