ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 04АП-4212/2013 от 27.11.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 № 302-ЭС15-11950

г. Москва 27 ноября 2015 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Разумов И.В., изучив с  материалами истребованного дела кассационные жалобы Правительства  Республики Бурятия (далее – Правительство) и Министерства по развитию  транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (далее –  Министерство транспорта) на решение Арбитражного суда Республики Бурятия  от 26.01.2015 по делу № А10-554/2013, постановление Четвертого  арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 и постановление  Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.06.2015 по тому же  делу, 

установил:

открытое акционерное общество «Байкальская пригородная пассажирская  компания» (далее – пассажирская компания) обратилось в арбитражный суд с  иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики  Бурятия и Министерства транспорта о взыскании 24 507 542 рублей в  возмещение убытков, возникших вследствие перевозки пассажиров  железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории  Республики Бурятия в период с 01.07.2011 по 31.12.2011 по экономическим  необоснованным тарифам, установленным Республиканской службой по  тарифам Республики Бурятия (далее – Региональная служба по тарифам)  (уточненное требование). 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Правительство и  Региональная служба по тарифам. 

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Республики  Бурятия от 26.01.2015 иск удовлетворен. 


Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда  от 25.03.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением  от 30.06.2015 названные судебные акты оставил без изменения. 

Не согласившись с указанными судебными актами, Правительство и  Министерство транспорта обратились в Верховный Суд Российской Федерации  с кассационными жалобами, в которых просят состоявшиеся по делу решение и  постановления отменить. 

При изучении доводов кассационных жалоб по материалам истребованного  дела установлены основания для их передачи на рассмотрение Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производств являются существенные нарушения норм  материального и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела  и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных  интересов (часть 1 статьи 291.11. Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

В кассационных жалобах Правительство и Министерство транспорта  ссылаются на то, что такого рода существенное нарушение норм права было  допущено судами при разрешении спора. 

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и  усматривается из материалов дела, в отношении пассажирской компании  введено государственное регулирование ее деятельности как субъекта  естественной монополии (приказ Федеральной службы по тарифам  от 09.12.2011 № 787-т). 

В период с 01.07.2011 по 31.12.2011 пассажирская компания осуществляла  пригородные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом на  территории Республики Бурятия. 

В этот период времени действовал приказ Региональной службы по  тарифам от 30.12.2010 № 4/32, которым были установлены предельные  (максимальные) тарифы на такие перевозки. 

Предельный уровень тарифов был исчислен Региональной службой по  тарифам по материалам экономического обоснования, представленным  филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги»  (Восточно-Сибирской железной дорогой), поскольку показатели пассажирской  компании, созданной 01.04.2011, при установлении упомянутого тарифа  объективно не могли быть учтены. 

Пассажирская компания при осуществлении хозяйственной деятельности  руководствовалась данным приказом. 

Кроме того, пассажирской компанией с Министерством транспорта было  подписано соглашение от 28.12.2011 № 536 (с дополнением), действие которого  распространено на отношения, возникшие с 01.07.2011, о предоставлении  названной компании субсидии в размере 27 897 300 рублей на возмещение 


потерь, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на  перевозки, в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о  республиканском бюджете. 

Министерство транспорта условия соглашения от 28.12.2011 № 536  исполнило, перечислив пассажирской компании 27 897 300 рублей в качестве  компенсации недополученных доходов. 

Несмотря на это у пассажирской компании по итогам работы за 2011 год  образовались убытки. 

Сославшись на то, что данные убытки возникли вследствие тарифного  регулирования, примененного на региональном уровне, а субсидия их не  покрыла, компания обратилась в суд с иском о возмещении убытков за счет  казны Республики Бурятия. 

Размер предъявленных к возмещению убытков рассчитан пассажирской  компанией как разница между суммой фактических расходов и полученной  субсидией, а также стоимостью проданных билетов. 

Удовлетворяя иск, суды признали его доказанным материалами дела, в том  числе результатами судебной экспертизы, сослались на положения статей 16 и  1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 20 Федерального  закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и разъяснения,  данные в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики  рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих  организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее – постановление   № 87).  

Выражая несогласие с принятыми судебными актами, Правительство и  Министерство транспорта приводят, в частности, следующие доводы. 

Как полагают податели кассационных жалоб, постановление № 87 не  могло быть учтено судами при рассмотрении спора, поскольку вопросы,  связанные с межтарифной разницей, в настоящем деле не разрешались. 

По мнению Правительства и Министерства транспорта, согласно правовой  позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,  изложенной в пункте 6 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами  дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами  местного самоуправления, а также их должностными лицами, от 31.05.2011   № 145  требование о возмещении убытков, причиненных в результате издания  нормативного правового акта государственного органа об установлении  тарифа, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту,  имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае,  если нормативный правовой акт, устанавливающий тариф, признан  недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда. 

Кроме того, податели жалоб полагают, что возмещению подлежат не все  фактические расходы пассажирской компании, понесенные в связи с  перевозочной деятельностью, а только те, что учитываются при формировании  тарифа в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных  затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов 


естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным  транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах  Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по  тарифам от 28.09.2010 № 235-т/1. Правительство и Министерство транспорта  указывают на то, что эксперт данную методику, по сути, не применял. 

Приведенные подателями кассационных жалоб доводы заслуживают  внимания и требуют проверки в судебном заседании, в связи с чем данные  жалобы с делом следует передать на рассмотрение Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, судья 

определил:

кассационные жалобы Правительства Республики Бурятия и Министерства  по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики  Бурятия с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Назначить рассмотрение кассационных жалоб в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации на 14 января 2016 года, на 14 часов 00 минут, в помещении суда  по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал № 3048 (подъезд 5). 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации И.В. Разумов