ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 04АП-6526/19 от 27.10.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 302-ЭС20-10769

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва27.10.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу федерального  казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Невер-Якутск  Федерального дорожного агентства» на решение Арбитражного суда  Республики Саха (Якутия) от 11.10.2019 по делу  № А58-9165/2019,  постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2020 и  постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.06.2020  по тому же делу по заявлению Восточно-Сибирского межрегионального  управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по  надзору в сфере транспорта о привлечении федерального казенного учреждения  «Управление автомобильной магистрали Невер-Якутск Федерального  дорожного агентства» к административной ответственности, предусмотренной  частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях,

установил:

Восточно-Сибирское межрегиональное управление государственное  автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики  Саха (Якутия) с заявлением о привлечении федерального казенного учреждения  «Управление автомобильной магистрали Невер-Якутск Федерального  дорожного агентства» (далее – учреждение) к административной 


ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.10.2019,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 15.01.2020, учреждение привлечено к  административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5  КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в  размере 300 000 рублей.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением  от 25.06.2020 оставил без изменения решение суда первой инстанции и  постановление суда апелляционной инстанции.

Учреждение обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с  кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их  отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе административному  органу в удовлетворении заявления.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2020  были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Республики Саха  (Якутия).

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба  подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы  подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и  (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются  достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в  кассационном порядке.

При изучении доводов кассационной жалобы по материалам  истребованного дела и принятых по делу судебных актов установлены  основания для передачи упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа)  от 06.06.2019  № 8-ОД/Я в период с 17.06.2019 по 25.06.2019 административным  органом проведен контрольный осмотр (обследование) участка автомобильной  дороги общего пользования федерального значения А-360 «Лена» на участке  км 1157+000 – км 635+000, по результатам которого установлены нарушения  требований технического регламента и (или) иных законодательных и  нормативно-технических документов в области использования автомобильных 


дорог, допущенные учреждением, как лицом, ответственным за ремонт и  содержание указанной автомобильной дороги.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного осмотра  (обследования) автомобильной дороги общего пользования федерального  значения от 25.06.2019  № 08-ОД/Я, в связи с чем административный орган  выдал учреждению предписание от 25.06.2019  № 37-ДП/Я об устранении в срок  до 22.07.2019 указанных нарушений.

На основании распоряжения (приказа) от 24.07.2019  № 929/Я  административным органом в период с 29.07.2019 по 08.08.2019 проведена  внеплановая выездная проверка исполнения учреждением выданного  предписания от 25.06.2019  № 37/ДП-Я, в ходе которой установлен факт  невыполнения учреждением этого предписания, о чем был составлен акт  от 07.08.2019  № 929/Я.

Невыполнение учреждением в установленный срок предписания  от 25.06.2019  № 37/ДП-Я послужило основанием для составления  административным органом в отношении учреждения протокола от 15.08.2019   № 5147/Я об административном правонарушении, ответственность за которое  установлена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, и обращения в арбитражный суд с  настоящим заявлением о привлечении учреждения к указанной  административной ответственности.

Рассматривая настоящий спор, признав доказанным наличие в действиях  учреждения состава вмененного правонарушения, суды привлекли учреждение  к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5  КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере  300 000 рублей. При этом, отклоняя доводы учреждения о нарушении  административным органом процедуры привлечения к административной  ответственности, суды указали, что в период с 17.06.2019 по 25.06.2019  административный орган не проводил мероприятия по контролю либо проверку  в понимании Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее –  Закон  № 294), а предписание, за невыполнение которого учреждение  привлекается к административной ответственности, выдано по результатам  проведенного в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона  от 10.12.1995  № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон   № 196-ФЗ) контрольного осмотра без взаимодействия с учреждением.


Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации,  учреждение приводит доводы о существенных нарушениях судами норм  материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Так, в частности, учреждение приводит доводы о том, что в соответствии  с пунктом 3 статьи 30 Закона  № 196-ФЗ к отношениям, связанным с  осуществлением федерального государственного надзора в области  безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок  юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются  положения Закона  № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения  проверок, установленных пунктами 4 – 8 настоящей статьи.

По мнению учреждения, в силу положений статьи 8.3 Закона  № 294-ФЗ,  по результатам проведения контрольного осмотра (обследование) в отсутствие  взаимодействия административным органом с учреждением у  административного органа не было правовых оснований для выдачи  предписания от 25.06.2019  № 37/ДП-Я, являющегося мерой правового  реагирования и актом понуждения к совершению определенных действий, а,  соответственно, является не правомерным привлечение учреждения к  административной ответственности за невыполнение указанного предписания.

Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются достаточным  основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке, в связи с чем жалобу учреждения с делом следует передать для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 

определил:

кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Управление  автомобильной магистрали Невер-Якутск Федерального дорожного агентства»  с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.Г.Першутов