ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 05АП-12711/2014 от 24.07.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 303-ЭС15-4097 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 24 июля 2015 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства  финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального  казначейства по Приморскому краю от 16.03.2015 № 20-10-35/17-1555 на  решение Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2014 по делу 

 № А51-17486/2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда  от 27.10.2014 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от  29.01.2015 по тому же делу 

по иску администрации Партизанского городского округа к Министерству  финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской  Федерации 1 703 876 руб. 64 коп. убытков, составляющих расходы, понесенные  истцом при эксплуатации объекта «Водоотливной комплекс на горном отводе  шахты «Нагорная» и очистных сооружений шахты «Углекаменская» в период с  сентября по декабрь 2013 года. 

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно  предмета спора: Министерство энергетики Российской Федерации (далее –  Минэнерго России). 

 Установила:


администрация Партизанского городского округа (далее – администрация)  обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации  (далее – Минфин России) за счет казны Российской Федерации 1 703 876 руб.  64 коп. убытков, возникших в связи с расходами по финансированию  мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. 

Из материалов дела следует, что в рамках реализации мероприятий по  реструктуризации угледобывающих предприятий на территории городского  округа (ликвидация ДОАО «Шахтоуправление «Нагорное» открытого  акционерного общества «Приморскуголь») и в целях предупреждения  подтопления микрорайона шахты «Нагорная» и загрязнения шахтовой водой  реки «Тигровая» Минэнерго России построен единственный в Приморском  крае водоотливной комплекс на горном отводе шахты «Нагорная» и  безреагентные очистные сооружения для очистки самоизливающихся шахтных  вод шахты «Углекаменская», которые 18.01.2007 приняты на баланс  Партизанского городского округа. До 2012 года финансирование эксплуатации  данного объекта осуществляло Минэнерго России за счет межбюджетных  трансфертов. 

Сообщением от 02.08.2011 № АЯ-7462/11 Минэнерго России уведомило  администрацию о том, что начиная с 01.01.2012 выделение министерством  средств на эксплуатацию природоохранных объектов из федерального бюджета  не предусмотрено, в целях предотвращения экологических катастроф  необходимо с 2012 года запланировать на указанные цели в соответствующих  статьях бюджета необходимые для эксплуатации средства. 

По результатам открытого аукциона в электронной форме между  администрацией (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью  «Форвард» (исполнителем) заключен муниципальный контракт от 09.01.2013 

 № 0120300016712000206_88479 (далее – контракт), предметом которого  является оказание исполнителем услуг по эксплуатации водоотливного  комплекса на горном отводе шахты «Нагорная» и очистных сооружений шахты 


«Углекаменская», со стороны заказчика – создание необходимых условий  оказания услуг, их приемка и оплата. Согласно пункту 3.1 контракта услуги  должны быть оказаны исполнителем в период 01.01.2013 по 31.12.2013. 

В разделе 4 контракта стороны согласовали общую стоимость услуг в  сумме 5 320 000 руб. и оплату оказанных услуг ежемесячно после подписания  акта выполненных работ формы КС-2 и справки формы КС-3, счета и/или  счета-фактуры в течение 10 дней. 

В связи с исполнением указанного муниципального контракта в период  сентября – декабря 2013 года затраты администрации составили 1 703 876 руб.  64 коп. 

Полагая, что указанная сумма подлежит возмещению за счет средств  федерального бюджета, поскольку расходы произведены без соответствующего  финансового обеспечения, администрация обратилась в арбитражный суд с  настоящим иском. 

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2014,  оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного  апелляционного суда от 27.10.2014 и постановлением Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 29.01.2015, исковое требование удовлетворено. 

Оценив представленные справки о стоимости выполненных работ и затрат,  платежные поручения об оплате услуг с позиций статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, и руководствуясь  положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  пунктам 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О  государственном регулировании в области добычи и использования угля, об  особенностях социальной защиты работников угольной промышленности»,  суды удовлетворили требование о взыскании убытков, указав, что понесенные  расходы в силу действующего законодательства должны быть компенсированы  за счет средств казны Российской Федерации. 


При этом суды, сослались на то, что начиная с 2012 года выделение  Минэнерго России средств из федерального бюджета на обеспечение  эксплуатации природоохранных объектов, переданных в муниципальную  собственность, не предусмотрено, и в спорный период средства на  финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не  поступали. 

Как установлено судами, водоотливной комплекс на горном отводе шахты  «Нагорная» не перешел в муниципальную собственность Партизанского  городского округа, у субъекта Российской Федерации - Приморского края не  возникло права на обращение в Минфин России за предоставлением  финансовой помощи из федерального бюджета для обеспечения  функционирования вышеуказанного природоохранного объекта. 

При этом судами не приняты в качестве доказательств права  муниципальной собственности на водоотливной комплекс на горном отводе  шахты «Нагорная» постановления главы Партизанского городского округа  Приморского края от 18.01.2007 № 71 «О приеме в муниципальную  собственность Партизанского городского округа законченного строительством  объекта» и № 73 «О приеме в муниципальную собственность Партизанского  городского округа законченного строительством объекта «Безреагентные  очистные сооружения для очистки самоизливающихся шахтных вод шахты  «Углекаменская» Партизанского городского округа» РП «Инженерные  мероприятия по защите от подтопления зданий и сооружений на горных  отводах шахт (II очередь), предусмотренного скорректированным проектом  ликвидации ДОАО «ШУ «Нагорное» ОАО «Приморскуголь». 

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что понесенные  администрацией расходы при эксплуатации водоотливного комплекса на  горном отводе шахты «Нагорная», должны быть компенсированы Минфином  России как распорядителем средств федерального бюджета за счет средств  казны Российской Федерации. 


Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по  Приморскому краю (далее – УФК по Приморскому краю) обратился в  Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на принятые  судебные акты, в которой просит их отменить. 

Выражая несогласие с оспариваемыми судебными актами, Минфин России  в лице УФК по Приморскому краю ссылается на следующее. 

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ  «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об  особенностях социальной защиты работников организаций угольной  промышленности» финансирование мероприятий по реструктуризации  угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального  бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным  законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных  средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008   № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной  власти» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004   № 840 «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной  промышленности и порядке их финансирования» финансирование мероприятий  осуществляется в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований и  лимитов бюджетных обязательств. 

Размер ежегодных ассигнований на государственную финансовую  поддержку организаций по добыче угля указывается отдельной строкой  федерального бюджета (подраздел «Топливно-энергетический комплекс»).  Согласно Федеральному закону от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на  государственную поддержку отдельных отраслей промышленности и топливно- энергетического комплекса было выделено 18 859 973 тыс. рублей. 


В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона  от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной  власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения,  осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета  субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов, в том числе по  организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ и  проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. 

При этом, в целях оказания финансовой помощи субъектам Российской  Федерации для исполнения ими полномочий в федеральном бюджете  предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов, в том числе  дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированности  консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (включая  местные бюджеты). 

Согласно данным Приморскстата консолидированный бюджет  Приморского края исполнен с профицитом, а, следовательно, вопрос  финансового обеспечения функционирования природоохранных объектов,  находящихся в муниципальной собственности и обеспечивающих защиту  территории шахтерских городов и поселков от подтопления, может быть решен  на региональном уровне с применением межбюджетного урегулирования. 

Из системного толкования Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ  «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об  особенностях социальной защиты работников организаций угольной  промышленности», постановления Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 «О  Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и  порядке их финансировании», Правил предоставления межбюджетных  трансфертов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 

 № 428, Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», Федерального закона 


от 06.10.1999 № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации» следует, что правом на обращение за  субвенциями для компенсации затрат, предусмотренных для обеспечения  эксплуатации природоохранных объектов, переданных в муниципальную  собственность, наделен субъект федерации в состав которого входит  соответствующее муниципальное образование. 

Кроме того, согласно пункту 19 постановления Правительства Российской  Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных  трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение  занятости для шахтерских городов и поселков» финансирование расходов по  эксплуатации природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми  организациями угольной промышленности в муниципальную собственность,  осуществляется при условии обеспечения защиты этими объектами территорий  шахтерских городов и поселков. Оплата выполненных работ по обеспечению  эксплуатации указанных природоохранных объектов осуществляется в  соответствии с договорами, заключенными органами местного самоуправления  шахтерских городов и поселков и исполнителями работ, сметами затрат на  обеспечение эксплуатации этих объектов, утвержденными Федеральным  агентством по энергетике, а также актами о выполнении работ и оказании  услуг. 

Письмом Федерального агентства по энергетике от 15.11.2006  применительно к пункту 19 постановления Правительства Российской  Федерации от 13.07.2005 № 428 разъяснено, что при возникновении  непредвиденных затрат по отдельным статьям сметы, утвержденной Росэнерго  (изменении тарифов на электроэнергию, цен на расходные материалы и услуги  производственного характера, увеличение или уменьшение объемов  откачиваемой воды и др.), и для обеспечения бесперебойной работы по  эксплуатации водоотливных комплексов допускается оплата администрациями  подрядчикам фактически выполненных объемов работ при условии, что 


суммарные затраты не превышают общих затрат, предусмотренных в смете на  отчетный период. 

В Министерство финансов Российской Федерации из Приморского края не  поступало обращений о предоставлении финансовой помощи из федерального  бюджета для обеспечения функционирования природоохранных объектов,  находящихся в муниципальной собственности и обеспечивающих защиту  территорий шахтерских городов и поселков от подтопления. Письмом  Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского  края от 06.12.2012 № 7-11/47/4890 администрация Партизанского городского  округа была уведомлена о возможности обратиться в Министерство энергетики  Российской Федерации с просьбой о возврате расходов понесенных в 2012 году  на поддержание в безопасном состоянии шахты «Нагорная» и  «Углекаменская», а также финансировании из федерального бюджета этих  работ на 2013-2015 года. 

Следовательно, у Министерства финансов Российской Федерации не  возникло обязанности по компенсации истцу затрат, связанных с реализацией  мероприятий по реструктуризации угледобывающих предприятий, на данный  неоконченный календарный год. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Россий1ской  Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает главный  распорядитель средств федерального бюджета по искам к Российской  Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или  юридическому лицу в результате незаконных действий государственных  органов или их должностных лиц по ведомственной принадлежности, в том  числе в результате издания актов органов государственной власти, не  соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. 

В данном случае главным распорядителем средств федерального бюджета  является Министерство энергетики Российской Федерации, что следует из  Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 28.05.2008 № 400, приказа Министерства Энергетики 


Российской Федерации от 30.09.2008 № 99 «О порядке финансирования  мероприятий по реструктуризации угольной промышленности». 

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного  Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного  производства являются существенные нарушения норм материального права и  (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных  интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

Приведенные в кассационной жалобе доводы о нарушении норм  материального права заслуживают внимания, в связи с чем кассационную  жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю с делом  следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 

 определила:

кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в  лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю с делом  передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.В.Пронина