ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 05АП-1315/19 от 20.05.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 № 303-ЭС19-25396

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 26 мая 2020 года

 Дело  № А51-29910/2017

Резолютивная часть определения объявлена 20 мая 2020 года.
Полный текст определения изготовлен 26 мая 2020 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Прониной М.В.,
судей Павловой Н.В., Першутова А.Г.

 рассмотрела в открытом судебном онлайн заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «о. Русский» на  постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от  24.09.2019 по делу  № А51-29910/2017 Арбитражного суда Приморского  края 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью

«о. Русский» (далее – общество) о признании незаконным решения отдела  гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и  продовольствия Приморского края (далее – департамент) от 15.09.2017 


№ 2505/20-4537 об отказе в регистрационных действиях по регистрации  самоходного транспортного средства «Trolleyboat», 2017 года выпуска,  заводской номер (1T91UPCHXFT732011); обязании выполнить  регистрацию и произвести постановку на государственный учет с  одновременной выдачей правоустанавливающих документов на право  эксплуатации самоходной транспортной машины,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора,  Владивостокской таможни (далее – таможня, таможенный орган).

В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью «о. Русский» –
Барабаш М.С.;
от Владивостокской таможни – Белова Е.Г.

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского  края (в настоящее время – Инспекция по надзору за техническим  состоянием и эксплуатацией самоходных машин и других видов техники,  аттракционов Приморского края), надлежаще извещенный о времени и  месте судебного разбирательства, представил ходатайство о  рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Прониной М.В., выслушав представителя общества по доводам  кассационной жалобы, мнение представителя Владивостокской таможни  по жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации

установила:

общество, являющееся резидентом свободного порта Владивосток,  на основании соглашения от 29.03.2016  № СПВ-13/16 об осуществлении  деятельности резидента свободного порта Владивосток реализует 


инвестиционный проект «Развитие морского туризма на территории  свободного порта Владивосток».

На основании договора аренды от 22.04.2017  № RUTB170422  общество ввезло на территорию Российской Федерации снегоболотоход  марки «Trolleyboat», модель «Amphib», 2017 года выпуска, VIN  1Т91UGCA0HT732011, цвет красно-белый, кузов 1253652, двигатель  73979523, количество посадочных мест 37, включая водителя,  максимальная скорость движения 25 км/ч.

В целях помещения транспортного средства под таможенную  процедуру свободной таможенной зоны 01.08.2017 обществом во  Владивостокскую таможню подана декларация на товары 

 № 10702030/010917/0074699.

Таможней 02.09.2017 принято решение об условном выпуске товара  по таможенной процедуре свободной таможенной зоны. 

Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» в  интересах общества «о.Русский» обращалось в Арбитражный суд  Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия  Владивостокской таможни, выразившегося в отсутствии действий,  направленных на выдачу обществу «о.Русский» паспорта транспортного  средства на снегоболотоход с 01.09.2017 и обязании таможенного органа  выдать паспорт транспортного средства (далее – ПТС) (дело  № А51- 24629/2017). 

Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.02.2018,  оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного  апелляционного суда от 20.04.2018 и постановлением Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 01.08.2018, в удовлетворении заявления  отказано.

Суды установили, что обществом в декларации на товар спорное  транспортное средство было классифицировано по коду товара  8702101199 ТН ВЭД (моторные транспортные средства, предназначенные 


для перевозки 10 человек и более, включая водителя) (графа 33).  Описание товара содержит сведения о максимальной скорости движения  спорного транспортного средства 25 км/час.

В то же время раздел 1 «Введение» «Технического руководства по  эксплуатации снегоболотохода «Trolleyboat» содержит сведения о том,  что снегоболотоход специально предназначен для перевозки пассажиров  в условиях снежного или заболоченного бездорожья вне дорог общей  сети и оснащен колесным двигателем. Данный снегоболотоход имеет  возможность выезда и движения по дорогам общей сети, дорогам,  предназначенным для движения транспортных средств: с грунтовым, с  асфальтовым, с цементнобетонным и любым покрытием из битумных  смесей. Также допускается использование на песчаной поверхности с  использованием полного привода, имеет возможность передвигаться по  воде с использованием водомета.

Судами сделан вывод о том, что на спорное транспортное средство  не может быть выдан ПТС, поскольку пунктом 2 Положения о ПТС  выдача ПТС на транспортное средство, имеющее максимальную скорость  25 км/час, не предусмотрена. 

Общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края с  заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни об  отказе в выдаче паспорта самоходной машины (далее – ПСМ) на  снегоболотоход (дело  № А51-6664/2018).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.09.2018 в  удовлетворении заявления отказано со ссылкой на отсутствие у общества  всего объема прав собственника ввезенного товара, а также на статус  данного товара, как иностранного в рамках свободной таможенной зоны.

Данное решение не было обжаловано обществом в суды  апелляционной и кассационной инстанций и вступило в законную силу.


Общество обратилось в отдел гостехнадзора с гостехинспекцией  департамента с заявлением от 11.09.2017 о государственной регистрации  самоходной машины с выдачей паспорта самоходной машины.

Рассмотрев указанное обращение, отдел гостехнадзора с  гостехинспекцией департамента письмом от 15.09.2017  № 2505/20-4537  отказал в регистрации указанной самоходной машины. При этом  административный орган указал на непредставление обществом  необходимых для этого документов, предусмотренных постановлением  Правительства Российской Федерации от 12.08.1994  № 938 

«О государственной регистрации автомототранспортных средств и  других видов самоходной техники в Российской Федерации» (далее –  Постановление  № 938).

В частности, департамент исходил из непредставления обществом  паспорта самоходной машины и отсутствия сертификата соответствия на  ввозимый снегоболотоход.

Полагая указанный отказ незаконным, общество обратилось в  арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2019  заявленные требования общества удовлетворены. Суд, руководствуясь  нормами Федерального закона от 13.07.2015  № 212-ФЗ «О свободном  порте Владивосток» и Соглашения по вопросам свободных (специальных,  особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного  союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны,  заключенного в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010 (далее – Соглашение от  18.06.2010), признал невозможной выдачу паспорта транспортного  средства таможенным органом, поскольку снегоболотоход, будучи  помещенным под процедуру свободной таможенной зоны, сохранил  статус иностранного товара. У департамента имелась возможность  зарегистрировать спорный снегоболотоход с выдачей паспорта  самоходной машины применительно к положениям пункта 2.8.4 Правил 


государственной регистрации тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин и прицепов к ним органами  государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин  и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора),  утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 (далее – Правила  регистрации).

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда  от 21.05.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.  При этом суд апелляционной инстанции согласился с применением в  данном конкретном случае пункта 2.8.4 Правил регистрации, сославшись  на пробел в правовом регулировании рассматриваемых правоотношений.

Судами сделан вывод об отсутствии у департамента правовых и  фактических оснований для отказа в регистрации спорной самоходной  машины.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа  от 24.09.2019 решение суда первой инстанции от 23.01.2019 и  постановление суда апелляционной инстанции от 21.05.2019 отменены. В  удовлетворении заявления общества отказано.

При этом суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии  именно у таможенного органа компетенции по выдаче обществу паспорта  самоходной машины на спорный снегоболотоход.

Суд указал, что обязательным условием для регистрации и допуска  к эксплуатации на территории Российской Федерации самоходных машин  и других видов техники является наличие паспорта, что следует из пункта  1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 

 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды  техники в Российской Федерации» (далее – Постановление  № 460). На  самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию  Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами  Российской Федерации (пункт 2 указанного Постановления).


Признавая необоснованными выводы судов о невозможности  оформления таможенными органами паспорта самоходной машины на  иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру  свободной таможенной зоны, суд округа, руководствуясь пунктом 3  статьи 9 Соглашения от 18.06.2010, преамбулой Постановления  № 460,  статьей 2 Федерального закона от 13.07.2015  № 212-ФЗ «О свободном  порте Владивосток», пунктом 57 Положения о паспортах транспортных  средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного  приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации,  Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации,  Министерства экономического развития и торговли Российской  Федерации от 23.06.2005  № 496/192/134 (далее Положение о ПТС),  пришел к выводу, что паспорта выдаются таможенными органами, в том  числе, после помещения транспортных средств и (или) шасси под  таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

При этом суд округа отклонил ссылку судов нижестоящих  инстанций на пункт 2.8.4 Правил регистрации, поскольку данные  Правила регистрации, будучи утвержденными Минсельхозпродом  России, не могут противоречить Постановлению  № 460, принятому  Правительством Российской Федерации и имеющему большую  юридическую силу.

Суд признал, что отсутствие паспорта самоходной машины  является достаточным основанием для принятия департаментом решения  об отказе в регистрации рассматриваемого снегоболотохода, а также  поддержал доводы департамента о необходимости наличия у общества  сертификата соответствия на ввозимый снегоболотоход для получения  паспорта самоходной машины.

На постановление суда кассационной инстанции обществом в  Верховный Суд Российской Федерации подана кассационная жалоба, в  которой общество ссылается на следующее.


В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке ввоза на  таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в  отношении которой установлены обязательные требования в рамках  Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской  экономической комиссии от 25.12.2012  № 294 общество не должно  представлять таможенным органам документов о соответствии  снегоболотохода обязательным требованиям.

Кроме того, по мнению общества, ПСМ должен быть выдан  департаментом.

Судебная коллегия полагает, что постановление суда кассационной  инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба  общества – оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического  союза (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что таможенные органы в  пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной  территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения  запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через  таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной  безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и  растительного мира, окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат  таможенному декларированию при помещении под таможенную  процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258,  пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС. Товары не  подлежат таможенному декларированию при их помещении под  таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с  пунктом 4 статьи 204 ТК ЕАЭС, а также в случаях, предусмотренных  пунктами 3, 14 – 17 статьи 286 и пунктом 7 статьи 301 ТК ЕАЭС.

Из пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС следует, что в декларации на  товары, помимо прочего, подлежат указанию сведения о соблюдении 


запретов и ограничений в соответствии со статье 7 ТК ЕАЭС, о  соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру, о  документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на  товары, указанные в статье 108 ТК ЕАЭС.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам,  подтверждающим сведения, заявленные в декларации на товары,  относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и  ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров  производится таможенным органом при условии, что лицом:

Из материалов дела следует, что обществом в целях помещения  ввезенного товара (снегоболотохода) под таможенную процедуру  свободной таможенной зоны подана во Владивостокскую таможню  декларация на товар ДТ  № 10702030/10917/0074699. Документы,  подтверждающие соблюдение запретов и ограничений обществом не  представлялись, поскольку, по его мнению, какие-либо запреты и  ограничения в отношении спорного товара отсутствуют.


Между тем условия помещения товаров под таможенную  процедуру свободной таможенной зоны и их использование в  соответствии с такой таможенной процедурой указаны в статье 202 ТК  ЕАЭС, одним из которых является соблюдение в отношении  иностранных товаров запретов и ограничений в соответствии со статьей 7  ТК ЕАЭС.

Согласно названной статье ТК ЕАЭС товары перемещаются через  таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные  процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер  нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем  порядке мер технического регулирования подтверждается в случаях и  порядке, определенных Комиссией или законодательством государств- членов в соответствии с Договором о Союзе.

Меры технического регулирования, также как и меры нетарифного  регулирования, относятся к запретам и ограничениям, согласно  подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

В силу пункта 4 Положения о порядке ввоза на таможенную  территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении  которой устанавливаются обязательные требования в рамках  Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской  экономической комиссии от 25.12.2012  № 294 (далее – Положение 

 № 294) определено, что документы, удостоверяющие соответствие  продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких  документах представляются таможенным органам при помещении  продукции (товаров) под таможенные процедуры, в том числе, свободной  таможенной зоны, за исключением продукции (товаров), ввозимой  (ввезенной): 

в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее  ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза готовых  изделий, помещенных под таможенную процедуру выпуска для 


внутреннего потребления или таможенную процедуру свободной  таможенной зоны, в отношении которых подтверждено соответствие  обязательным требованиям, при условии представления в таможенные  органы копий документов об оценке (подтверждении) соответствия таких  готовых изделий; 

в качестве проб и образцов для проведения исследований и  испытаний при условии представления в таможенный орган копии  договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной  испытательной лабораторией (центром)), находящимся на территории  государства-члена, на которой осуществляется таможенное  декларирование товаров, или письма такого аккредитованного органа по  сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)),  подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем)  ввезенных товаров;

в качестве комплектующих товаров либо сырья (материалов) к  продукции, производимой на территории государства-члена, на которой  осуществляется их помещение под таможенную процедуру свободной  таможенной зоны.

В пункте 2 Положения  № 294 установлено ограничение в виде  необходимости подтверждения соответствия требованиям технических  регламентов Таможенного союза товаров, ввозимых на территорию  ЕАЭС, и включенных в перечни продукции, в отношении которой подача  таможенной декларации сопровождается представлением документа об  оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических  регламентов Таможенного союза.

Суд кассационной инстанции указал, что Решением Комиссии  Таможенного союза от 28.01.2011  № 526 утвержден Единый перечень  продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные  требованиям в рамках Таможенного союза, и в отношении которой  законодательством государств-членов Таможенного союза установлены 


обязательные требования. В названный Единый перечень включены  машины и оборудование.

Снегоболотоходы включены в Технический регламент  Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и  оборудования» и подлежат подтверждению соответствия требованиям  указанного технического регламента в форме сертификации.

Вместе с тем в отношении товаров, помещаемых под таможенную  процедуру свободной таможенной зоны, Положением  № 294  предусмотрен ряд исключений, при которых подтверждение соответствия  требованиям технических регламентов Таможенного союза продукции  (товаров), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию ЕАЭС не  требуется:

при помещении под таможенные процедуры, указанные в пункте 4  Положения  № 294; бывшей в употреблении (эксплуатации); ввозимой  (ввезенной) в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных  одним внешнеторговым договором исключительно для собственного  использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских  либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных  материалов); в случае ее временного размещения на таможенной  территории и Таможенного союза, за исключением ввозимой (ввезенной)  по договорам финансового лизинга;

в отношении продукции (товаров) ввозимой (ввезенной)  физическими лицами для личного пользования; помещаемой на  временное хранение; помещаемой под таможенные процедуры  таможенного транзита, переработки на таможенной территории,  переработки для внутреннего потребления, таможенного склада,  беспошлинной торговли, уничтожения, специальной таможенной  процедуры; ввозимой (ввезенной) в качестве припасов.

Спорный товар в указанный перечень исключений не входит,  соответственно. не подпадает под меры нетарифного регулирования и не 


входит в перечень товаров, в отношении которых имеются исключения в  соответствии с действующим законодательством, в связи с чем  представление документов, подтверждающих соответствие товара  требованиям технического регламента является обязательным.

 Суд кассационной инстанции указал, что по смыслу пункта 3  статьи 9 Соглашения от 18.06.2010 товары, помещенные под таможенную  процедуру свободной таможенной зоны, на которой применяется  процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную  процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как  находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза лишь для  целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер  нетарифного регулирования. Для мер технического регулирования данная  оговорка отсутствует.

Следовательно, ввезенный обществом товар, помещенный под  таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подпадает под  действие Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности  машин и оборудования», представление документов, подтверждающих  соответствие товара требованиям технического регламента является  обязательным.

Согласно пункту 2 Постановления  № 460 ПСМ выдаются:

предприятиями-изготовителями на самоходные машины и другие  виды техники, выпущенные ими после 01.09.1995, а на самоходные  машины и другие виды техники с электродвигателем – после 07.08.2008;

таможенными органами Российской Федерации на самоходные  машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской  Федерации с 01.09.2001, а на самоходные машины и другие виды техники  с электродвигателем – после 07.08.2008; 

органами гостехнадзора – на самоходные машины и другие виды  техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01.09.1995,  ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001, и на 


самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем,  выпущенные предприятиями-изготовителями, или ввезенные на  территорию Российской Федерации до 07.08.2008 – при предъявлении их  к регистрации.

В настоящем деле суд кассационной инстанции признал, что исходя  из положений постановления  № 460, а также Административного  регламента департамента по предоставлению государственной услуги  «Государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно- строительных машин и прицепов к ним», утвержденного приказом  департамента от 15.08.2014  № 25-78, у департамента отсутствовали  полномочия по выдаче обществу ПСМ на спорное транспортное средство.  ПСМ должен быть выдан таможенным органом.

В судебном заседании представитель общества сообщил Судебной  коллегии, что после принятия судом кассационной инстанции  постановления по настоящему делу, общество в таможенный орган за  выдачей ПСМ не обращалось.

Представитель таможенного органа пояснила Судебной коллегии,  что согласно дополнению к декларации на товар, составленному  обществом, спорное транспортное средство предназначено для перевозки  37 пассажиров, включая водителя.

Поэтому общество для получения ПСМ должно представить  сертификат соответствия транспортного средства требованиям ТР ТС  010/2011 «О безопасности машин и оборудования.. Без этого документа  ПСМ не может быть выдан.

Для получения сертификата соответствия обществу следует  обратиться в орган по сертификации.

После представления необходимых документов ПСМ будет выдан.

С учетом изложенного Судебная коллегия полагает, что общество  пытается путем получения судебного решения уклониться от 


предусмотренной законом обязанности по соблюдению порядка  получения ПСМ.

Между тем обеспечение безопасности товаров, выпускаемых в  обращение на территории Таможенного союза, относится к сфере  публичного интереса, в связи с чем отношения, возникающие между  декларантами и таможенными органами, связанные с подтверждение  соответствия ввозимых товаров, строятся на императивных началах.  Объем и порядок подтверждения соответствия товаров устанавливаются  законодательством и не зависят от усмотрения декларанта.

В соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для  отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного  производства в Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации являются существенные нарушения норм материального  права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход  дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, а также  защита охраняемых законом публичных интересов.

Судебная коллегия полагает, что судом кассационной инстанции  правильно применены нормы материального и процессуального права, в  связи с чем постановление суда кассационной инстанции подлежит  оставлению без изменения, кассационная жалоба общества «о.Русский»  удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:


постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа  от 24.09.2019 по делу  № А51-29910/2017 Арбитражного суда  Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «о.Русский» – без  удовлетворения.

Председательствующий судья М.В. Пронина Судья Н.В. Павлова Судья А.Г. Першутов