ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 303-КГ15-14801
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 30 ноября 2015 года
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В.,
изучив кассационную жалобу Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2015, дополнительное решение Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2015 по делу
№ А51-30779/2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.08.2015 по тому же делу,
и кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт" на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.08.2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт" (г. Владивосток, далее - общество "Ойл-Компакт") к Дальневосточному управлению государственного морского надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Владивосток, далее – управление) о признании незаконным решения, принятого приказом от 28.10.2014 № 170-ЛД об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов,
установил:
решением Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2015 признано незаконным решение управления от 28.10.2014 № 170-ЛД.
Дополнительным решением от 20.03.2015 Арбитражный суд Приморского края обязал управление в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу выдать обществу "Ойл-Компакт" лицензию на осуществление
деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 указанные судебные акты оставлены без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.08.2015 принятые по делу судебные акты, в части обязания управления в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу выдать обществу "Ойл-Компакт" лицензию на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, изменены.
Суд обязал управление рассмотреть заявление общества Ойл-Компакт" от 02.10.2014 о выдаче лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте".
В остальной части принятые по делу судебные акты оставил без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, на отсутствие нарушения со стороны управления процедуры принятия решения, на несоблюдение обществом "Ойл- Компакт" лицензионных требований в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, на незаконное рассмотрение судами не заявленного обществом "Ойл-Компакт" требования о выдаче лицензии, а также на то, что лицензия выдана обществу Ойл-Компакт" на основании принятых судебных актов и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.08.2015 не разъясняет, какие действия должно совершить управление в данной связи.
Не согласившись с принятым по делу постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.08.2015, общество "Ойл-Компакт" обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на нарушение судом кассационной инстанции норм процессуального права, на то, что суд вышел за рамки заявленных требований, и что на дату вынесения обжалуемого судебного акта заявление было уже рассмотрено и лицензия была выдана.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм
процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобах доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационные жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из принятых по делу судебных актов и установлено судами, общество "Ойл-Компакт" обратилось в управление с заявлением от 29.09.2014 на выдачу лицензии на перевозку внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, приложив к заявлению документы, в том числе перечень судов, которые будут использоваться для перевозки опасных грузов (судно "Эгвекинот"), правоустанавливающие документы на судно (копия договора бербоут-чартера от 06.04.2009).
Уведомлением от 02.10.2014 № 2212 управление указало обществу "Ойл- Компакт" на необходимость представления копии приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, на необходимость устранения замечаний в ранее представленных документах, а именно: в перечне судов, которые будут использоваться для перевозки опасных грузов правильно указать лицензируемый вид деятельности и указать срок действия документа- основания использования судна. Документы необходимо было привести в соответствие и представить в лицензирующий орган в тридцатидневный срок.
Решение об отказе в выдаче лицензии было принято на основании информации, предоставленной органом регистрации морских судов от
13.10.2014 № 13-1/4607, согласно которой общество "Ойл-Компакт" является судовладельцем по договорам бербоут-чартера трех морских судов: танкеров "Тикси", "Яна" и "Эгвекинот", в то время как в заявлении о выдаче лицензии указано только одно судно "Эгвекинот".
Не согласившись с принятым решением лицензирующего органа, оформленным приказом от 28.10.2014 № 170-ЛД, общество "Ойл-Компакт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные по делу доказательства, установив, что при обращении за выдачей лицензии в перечне судов, которые будут использоваться для перевозки опасных грузов в качестве судна, предназначенного для перевозки опасных грузов общество "Ойл- Компакт" указало танкер т/к "Эгвекинот" (свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации МФ-I № 005759 от 30.07.2010), собственник судна - российская компания закрытое акционерное общество "Чукотская торговая компания" (свидетельство о праве собственности на судно МФ-I № 005771 от 30.07.2010), представив в подтверждение законных прав на данное судно в лицензирующий орган копию договора бербоут-чартера от 06.04.2009, заключенного с собственником судна "Эгвекинот" сроком на десять лет, и акт приема-передачи к нему от 06.04.2009, руководствуясь положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 30.04.2013 № 156, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ управления в выдаче обществу "Ойл-Компакт" лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, оформленный приказом от 28.10.2014 № 170-ЛД, на том основании, что в заявлении на выдачу лицензии указано только одно судно "Эгвекинот" является незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку судом первой инстанции данное требование в полном объеме выполнено не было, Арбитражный суд Приморского края вынес дополнительное решение.
Необходимость определения в судебном акте способа восстановления нарушенного права соответствует нормам процессуального законодательства и не зависит от того, заявлялось ли данное требование обществом "Ойл- Компакт".
Отменяя в части принятые по делу судебные акты, суд кассационной инстанции, с учетом заявленных требований, указал на необходимость применения восстановительной меры в виде обязания управления вновь рассмотреть заявление общества "Ойл-Компакт" от 02.10.2014 о выдаче лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте".
Доводы заявителей относительно выдачи управлением обществу "Ойл- Компакт" лицензии не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы в суде кассационной инстанции не заявлялись и не были предметом исследования и оценки суда.
Иная оценка заявителями кассационных жалоб обстоятельств спора, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
в передаче кассационных жалоб Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и общества с ограниченной ответственностью "Ойл-Компакт" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации В.В. Попов