ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 05АП-5087/2021 от 24.03.2022 Верховного Суда РФ

[A1] ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 303-ЭС22-1857

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва24.03.2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив  кассационную жалобу Владивостокской таможни Дальневосточного  таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – таможня)  на решение Арбитражного суда Приморского края от 09.07.2021 по делу   № А51-9501/2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда  от 18.08.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа  от 26.11.2021 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Верест ВД»  о признании незаконным решения таможни от 03.03.2021  № 35 об отказе  в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и об обязании  произвести возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в размере  280 500 рублей,

установил:

решением Арбитражного суда Приморского края от 09.07.2021,  оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного 


[A2] апелляционного суда от 18.08.2021 и постановлением Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 26.11.2021, требования удовлетворены.

В кассационной жалобе таможня ссылается на нарушение судами норм  материального и процессуального права, просит принятые судебные акты  отменить.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) кассационная  жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней  доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального  права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела,  и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных  актов в кассационном порядке. 

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

Как установлено судами, обращаясь к таможне с заявлением о возврате  излишне уплаченного утилизационного сбора, декларант сослался на неверный  расчет при определении суммы такого сбора в отношении грузовых  и грузопассажирских автомобилей. По мнению общества, переплата возникла  ввиду ошибочного использования в расчете показателя «полная масса  транспортного средства» суммарного показателя фактической массы  транспортных средств и их технической характеристики – «грузоподъемности»,  в совокупности образующих такой показатель, как разрешенная максимальная  масса.

Оспариваемым решением таможня отказала в удовлетворении заявления  со ссылкой на верность расчета и недоказанность факта излишней уплаты  данного сбора.

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные  сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды, 


[A3] руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998   № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами взимания,  исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных  транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 26.12.2013  № 1291  «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств  и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской  Федерации» (далее – постановление  № 1291), правовой позицией, изложенной  в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации  от 31.05.2016  № 14-П, от 05.03.2013  № 5-П, от 14.05.2009  № 8-П, от 28.02.2006   № 2-П, суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из наличия факта  излишней уплаты утилизационного сбора и незаконности решения таможни  об отказе в возврате обществу излишне уплаченных сумм.

При этом суды учли то обстоятельство, что утвержденный  Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного  сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер  утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом таких  технических характеристик, как максимальная масса груза, водителя и топлива,  в дополнение к фактической массе самого транспортного средства.

При этом из буквального прочтения положений Перечня, утвержденного  постановлением  № 1291, следует, что в целях определения коэффициента,  необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение  полная масса транспортного средства. В свою очередь ни Правила,  утвержденные постановлением  № 1291, ни Перечень, утвержденный указанным  постановлением, не содержат указаний на необходимость определения полной  массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы  транспортного средства и его грузоподъемности.


[A4] При таких обстоятельствах доводы таможни не могут служить  основанием для передачи жалобы на рассмотрение в порядке кассационного  производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

определил:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации отказать. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.В. Павлова