ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 05АП-5149/18 от 27.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 303-ЭС19-7307

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва27 мая 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив  кассационную жалобу Министерства финансов Сахалинской области на  постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 и  постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.02.2019 по  делу  № А59-152/2018 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению областного государственного автономного учреждения  «Центр медико-социальной реабилитации «Чайка» (далее – учреждение) о  признании недействительным предписания Министерства финансов  Сахалинской области (далее - министерство) от 30.11.2017  № 3.03-3567/17,

установил:

решением Арбитражного суда Сахалинской области от 15.05.2018 в  удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от  18.09.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 06.02.2019, решение суда первой инстанции  отменено в части отказа в признании недействительным предписания о  нецелевом использовании субсидии и обязании возместить 28 779 437 рублей  ущерба, в том числе в связи с нецелевым использованием денежных средств в  размере 28 349 549 рублей на установку «устройство с мобильной крышей  спортивной площадки» и 429 888 рублей, оплаченных за поставку скамеек по  контракту с ООО «Амурское региональное объединение благоустроителей» от  26.08.2016  № 209, и в указанной части требование учреждения удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, министерство просит отменить судебные акты судов 


апелляционной инстанции и округа, ссылаясь на существенное нарушение  судами норм права.

 Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, министерством проведена  плановая выездная проверка учреждения по вопросу полноты и достоверности  отчетности об исполнении государственных заданий, целевого использования  средств, выделенных из областного бюджета на реализацию государственных  заданий и (или) субсидий на иные цели, на осуществление капитальных  вложений за период 2015 - 2016 годов и истекший период 2017 года.

В ходе проверки установлено, что учреждением ненадлежащим образом  исполнены полномочия по ведению бюджетного учета и формированию  полной и достоверной бюджетной отчетности, что выразилось в нецелевом  использовании бюджетных средств на общую сумму 29 261 347 рублей.

По результатам проверки выдано предписание, которым на учреждение  возложена обязанность возместить ущерб в размере 29 261 347 рублей,  причиненный бюджету Сахалинской области в результате нарушения  бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов,  регулирующих бюджетные правоотношения.

Признавая предписание законным, суд первой инстанции исходил из  доказанности министерством нецелевого использования учреждением  денежных средств, предоставленных из бюджета субъекта в качестве субсидии. 

Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, руководствуясь  положениями статей 38, 78.1, 158, 306.4 Бюджетного кодекса Российской  Федерации, Порядком определения объема и условий предоставления  государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям  субсидий на иные цели, утвержденным постановлением Правительства  Сахалинской области от 19.01.2012  № 18, приказом Минфина России от  01.07.2013  № 65н «Об утверждении указаний о порядке применения  бюджетной классификации Российской Федерации», Законом Сахалинской  области от 15.05.2015  № ЗО-ЗО «О полномочиях государственных учреждений  и государственных унитарных предприятий Сахалинской области по  выполнению работ и оказанию услуг», пришел к выводу об отсутствии у  министерства правовых оснований для вынесения оспоренного предписания в 


части нецелевого использования субсидии и обязания учреждения возместить  28 779 437 рублей ущерба, с чем согласился суд округа.

Судебные инстанции исходили из того, что бюджетные средства в  размере 28 349 549 рублей потрачены учреждением на строительство  спортивной площадки в соответствии с целью «устройство с мобильной  крышей спортивной площадки», указанной в соглашении от 25.01.2016  № 11-И,  заключенном с Министерством социальной защиты Сахалинской области. 

При этом суды отметили, что проект договора и сметный расчет,  обосновывающий начальную (максимальную) цену проекта договора по  указанному мероприятию, были согласованы учреждением с распорядителем  бюджетных средств.

Вместе с тем суды указали на непредставление министерством  доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании денежных  средств в сумме 429 888 рублей, оплаченных учреждением ООО «Амурское  региональное объединение благоустроителей» за поставку скамеек по  контракту. В частности, министерство не доказало факт неисполнения  учреждением обязательств по благоустройству и отсутствие спорных элементов  благоустройства, учитывая, что проведенное в ходе выездной проверки  визуальное обследование территории опровергается имеющимися в деле  доказательствами, в том числе актом сверки взаимных расчетов.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию  министерства по спору об использовании учреждением бюджетных средств не  по целевому назначению, являлись предметом рассмотрения судов и получили  надлежащую правовую оценку.

По существу доводы жалобы не подтверждают существенных нарушений  норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела,  выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора  и основаны на ином применении к ним положений законодательства, в связи с  чем не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Министерству финансов Сахалинской области в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации М.К. Антонова